Сегодня, 10 июня, станут известны первые результаты сдачи ЕГЭ по русскому языку основного периода. А вчера, как сообщили мне учителя-русисты Великого Новгорода, они до позднего вечера проверяли работы, написанные учениками 9-х классов во время основного государственного экзамена (ОГЭ) по русскому языку (эти результаты будут обнародованы после 12 июня).
Те, кто находится с учениками в доверительных отношениях, уже созвонились со своими подопечными после экзаменов. Узнаем, каковы же впечатления педагогов и детей о ЕГЭ и ОГЭ нынешнего года по одному из «судьбоносных» предметов – ведь от результатов экзамена по русскому языку зависит поступление в любой вуз России…
Маргарита Лихачева, учитель русского языка и литературы школы №14 Великого Новгорода, много лет является членом комиссии по проверке части С экзамена для одиннадцатиклассников. Поэтому Маргарита Васильевна имеет возможность сравнить год нынешний и минувшие…
– Отличие части С ЕГЭ-2014 в ложной легкости предложенных тем, – считает Маргарита Лихачева. – При кажущейся простоте текстов практически все они имеют «подводные камни».
Если в предыдущие годы в каждом тексте можно было выделить, как правило, по 3 проблемы для обсуждения, то в нынешних текстах их… 6-7, редко – 5 и только в одном тексте – 3.
Для примера возьмем текст Николая Агафонова с названием «Про счастье». Вот какие проблемы следует, по мнению составителей задания, выделить в нем:
проблема счастья;
проблема нравственного выбора ради счастья;
проблема влияния общественного мнения на представление о счастье;
проблема поиска счастья;
проблема трудности поиска счастья.
Не правда ли, все предложенные варианты проблем схожи, как монозиготные близнецы? Рассудите сами. Если есть проблема счастья, то неминуемо возникает ситуация выбора счастья. А на выбор влияет что? Конечно, прежде всего, общественное мнение. Счастье не падает с неба, его, естественно, нужно искать. И в этом поиске, конечно, возникнут определенные трудности.
Давать столь смежные проблемы в одном тексте было нельзя, считает Маргарита Лихачева. Проверяя ответы учеников, педагог всем сердцем переживала за тех, кто увидел здесь только одну проблему – проблему счастья, общую и глобальную, не поделенную искусственно на кусочки.
Так поступил, например, ученик 11 класса школы №14 Николай Васильев. Коля написал о счастье искренне. Счастье, считает он, прежде всего в самореализации. Поэтому Коля надеется стать счастливым, если он поступит в военное училище, о котором выпускник давно мечтал и боролся за свою мечту, занимаясь спортом и ежегодно получая титул победителя городской игры «Зарница». Таков его пример из жизни. А в качестве литературного примера Коля Васильев привел заглавного героя чеховского «Ионыча». Однако, несмотря на то, что школа выпускает в жизнь мальчика Колю с хорошим знанием классической литературы и ясным пониманием счастливой жизни как жизни творческой и целеустремленной, Коля вполне может получить за задание С ноль баллов. Потому что тему не угадал!
Как тут не вспомнить – в качестве антипода поделенного на пять подпунктов счастья – знаменитое, обжигающее душу своей простотой «Счастье – это когда тебя понимают». В «Доживем до понедельника» Георгия Полонского есть и еще одна фраза, подходящая к теме нынешнего разговора: «Кто врал, работал по принципу У-два… Первое «у» – угадать, второе «у» – угодить… Когда чужие мысли, аккуратные цитатки… и пять баллов, считай, заработал…».
Аналогичный разбор можно устроить и по другим темам, считает Маргарита Лихачева. Вот список проблем, которые нужно было выделить в одной из тем:
проблема смысла жизни;
проблема поиска себя;
проблема поиска смысла жизни;
проблема призвания человека;
проблема становления молодого человека;
проблема личности.
Совершенно ясно, что все предложенные проблемы страдают тем же недостатком – они слишком похожи друг на друга и при этом их число слишком велико для одного текста.
Справиться с этой трудностью большинству одиннадцатиклассников не под силу, подозревают педагоги. И ждут, увы, не слишком высоких результатов. Если прибавить к этому незнание некоторыми выпускниками собственно самих литературных произведений – на ЕГЭ нынешнего года, как и в прошлом году, нашлись молодые люди, приводящие в качестве литературных героев Колобка и Красную Шапочку – то картина становится совсем плачевной.
У девятиклассников на ОГЭ-214 по русскому языку оказались свои подводные камни, только связаны они не с незнанием или непониманием литературы. По мнению учителей-русистов, сами тексты, предложенные на экзамене, были подобраны в этом году очень хорошие, качественные, на нравственные, гражданские, патриотические темы – про семью, про Родину… Но вот сочинения-рассуждения, предложенные по этим текстам детям, почему-то оказались на лингвистические темы. Ученики должны были порассуждать, например, о том, какова в текстах роль эпитета, абзаца, местоимения…
Большая часть педагогов, опрошенных мной, считает, что лучше бы учащимся такого возраста все же давать темы, связанные не с лингвистикой, а с понятийным содержанием материала. Тем не менее, по ожиданиям учителей в комиссиях, девятиклассники на экзамене по русскому языку должны показать более высокие результаты, чем ученики 11 классов. «Такое ощущение, – говорят преподаватели, что часть сдававших ОГЭ знала о предстоящих заданиях – значит, они были накануне выложены в интернет…». По ответам одиннадцатиклассников такого впечатления у новгородских педагогов не возникло.
Заглянем в будущее. Те же самые девятиклассники, кто на ОГЭ нынешнего года понял, что можно ничего не учить, а просто заглянуть в интернет, будут сдавать через два года ЕГЭ по русскому языку. И тогда неудивительно, если на страницах экзаменационных работ снова появится незабываемый персонаж – Колобок, удовлетворяющий, впрочем, сразу двум темам-близнецам: проблеме поиска жизненного пути и проблеме борьбы за существование. А что? Если не требовать от учеников знания литературы, а требовать угадывания искусственно созданных проблем, то разве не правы те, кто избрал своими литературными героями Колобка, Красную Шапочку и Микки Мауса? Так может быть, сделать Колобка эмблемой формального подхода к оценке эссе выпускников?
Фото автора
Комментарии