Привычное отношение к новым информационным технологиям в школе: «Это не для меня, молодые пусть экспериментируют!» И не всегда это крик души пенсионеров. Работать в традиционном режиме проще. Откликнуться на новое – своеобразный подвиг. Моральный. В московском лицее информационных технологий №1537 учителя, понятно, воспринимают ИКТ-новшества без боязни, но по-человечески понятно – им тоже было нелегко, когда два года назад администрация предложила проект «Система удаленной обработки информации «Лицей: Учебный процесс» (СУОИ). Однако сегодня за ее сохранение и развитие ратуют все.
Новая жизнь
Заместитель директора по экспериментальной работе Михаил МИНЧЕНКО начал работать над программой, призванной объединить на одном информационном поле всех участников образовательного процесса, летом 2005 года. В августе на педсовете состоялась презентация новой системы: всего четыре строчки «меню», все остальное в проекте. Энтузиазма у педагогов новшество не вызвало. Зато проявили интерес дети и родители. На родительском собрании мамам и папам раздали пароли, объяснили, как пользоваться системой удаленной обработки информации. Директор школы Татьяна ТРУНОВА разъясняет: «Мы пошли через учеников и родителей к учителям. В прошлом году некоторые учителя не чаще раза в месяц входили в систему из библиотеки, им помогали, вводили информацию вместо них. Всем было тяжело. В этом году система работает по полной программе. Благодаря СУОИ каждый учитель прошел своего рода деятельностное обучение. И сейчас не просто работает с компьютером, выставляет в электронном журнале оценки, обменивается сообщениями с родителями, вывешивает на сайте информацию. Учителя увидели в компьютере инструмент, позволяющий коренным образом изменить построение уроков. Система включила всех педагогов в процесс поиска своего варианта использования компьютера на уроке».
Как это выглядит на практике? Например, в СУОИ есть режим «Документы/Файлы». Филолог Людмила БАЛЬЗАНОВА им активно пользуется: «Мы, учителя русского языка и литературы, много времени тратим на уроках, чтобы дать домашнее задание: указываем страницы, главы, даем вопросы, список литературы, письменные задания. Система позволяет решить этот вопрос. В «Документах» учитель может разместить домашнее задание, а ребята могут его посмотреть, распечатать. В конце урока я говорю: «А домашнее задание у вас индивидуальное. Придете домой, откроете личное сообщение, узнайте, что задано». Такой игровой момент».
Для учителей
Вот как функционирует система. Учителя должны постоянно обновлять разделы «Текущая успеваемость» и «Посещаемость». Обязанность предметника: войти в СУОИ, ввести информацию о своих классах, и как можно оперативнее. Учитель может заполнить виртуальные журналы только тех классов, в которых преподает, к другим у него нет доступа. То же самое касается общих сведений об учащихся. Не учишь 8-й «Б», не работаешь в нем классным руководителем, значит, данные о детях для тебя закрыты. Какие еще разделы использует педагог? «Доска объявлений» – здесь можно сообщить о важной контрольной, об успехах на олимпиаде или конкурсе, о срочной замене урока. Если нужно решить проблему с конкретным неуспевающим учеником, педагог переходит в другой режим: «Личные сообщения». Он может отправить письмо ребенку и его родителям, конфиденциальность обеспечена. Кстати, на первых порах пришлось разработать своего рода свод этических правил: сообщения должны быть тактичными, деликатными, нельзя говорить категорично, замечания лучше делать в форме совета, предложения помочь. Непросто пришлось, конечно, не потому, что в лицее преподают грубияны, просто письменная речь очень отличается от устной. Замечание, сделанное доброжелательным тоном, в напечатанном виде может вызвать обиду…
Электронный журнал коренным образом отличается от бумажного. Оценки, вывешенные здесь, можно исправить. Получил двойку и решай: останется она за тобой, или ты повторишь материал и пересдашь тему. Математик Владимир САРЖЕВСКИЙ считает, что эта функция СУОИ очень важная: «Родитель и ученик должны быть переориентированы с «оценочной оценки», с подсчета среднего балла на конечный результат своей деятельности. Для этого нужны промежуточные результаты. И родители, и сам ученик должны четко представлять, какие темы усвоены плохо, и в соответствии с этим выстроить план индивидуальной работы. В обычном журнале совестливые педагоги ставят точки. Электронный журнал освобождает учителя от этой двойной бухгалтерии».
Классные руководители, педагог-психолог лицея с удовольствием используют «Доску объявлений», обмениваются с детьми и родителями личными сообщениями, а также проводят анкетирование детей и взрослых.
Для учеников и родителей
По статистике, львиная доля лицеистов заглядывает в систему в первую очередь для того, чтобы увидеть свои оценки. За месяц до окончания триместра (учебный год разбит на триместры) школьники спешат открыть раздел «Итоговая успеваемость (предварительная)» и смотрят, какие оценки им предстоит получить. Цифра в этом разделе двойная: первая – минимум, вторая – максимум. Выбор ученика – к какой оценке тянуться.
Восьмиклассники Алексей КОЖЕВИН и Александр РЫЖКОВ рассказывают: «С появлением системы жизнь учеников нашего лицея сильно изменилась. Появилась возможность оперативно узнавать оценки по всем предметам, общаться с учителями и одноклассниками». Последний пункт, правда, ребятами востребован меньше, ведь поговорить с преподавателем можно и в школе, «живьем». Зато 52 процента родителей входят в интернет именно для того, чтобы пообщаться с учителями и администрацией. Мамы и папы на родительских собраниях получают лично в руки пароль доступа, и такое виртуальное общение для них – настоящая находка. Вечно занятым взрослым непросто вырваться в школу для беседы с педагогом. Что там, и позвонить порой некогда! В интернет же можно хоть ночью войти и все интересующие вопросы задать. А иногда – просто спасти ребенка в сложной ситуации. Наталья Александровна, мама лицеиста, признается: «В начале учебного года у нас дома не работал компьютер. Спрашивала сына, как дела. Вроде уроки делает. А когда открыла предварительную успеваемость, увидела ужасающую картину: предварительные отметки – «2»-«3». Стали разбираться, в чем проблема. Раньше, чтобы поговорить с учителями, мне пришлось бы провести целый день в лицее, а это нереально, ведь я работаю. Поэтому в режиме сообщений я спрашивала, за что двойки и можно ли их исправить. В предварительной аттестации было десять двоек. Снежный ком надо было остановить. Первый триместр сын закончил с одной двойкой по английскому. Второй – уже с нормальными отметками. А я стала самым активным пользователем системы. Вхожу в СУОИ каждый день».
Пока мы едины…
Отдельный разговор о том, как СУОИ использует администрация. Заместитель директора по учебной работе Наталья МЕШКОВА благодарна и компьютерной системе, и своим учителям, которые вовремя заполняют ее разделы. Завучу стало легче работать: «Мне приходится собирать большой объем педагогической информации, которая требует оперативного анализа, практического выхода. Система позволяет осуществлять обобщающий мониторинг основных параметров учебной деятельности в целом по лицею. Я получаю автоматизированные отчеты от учителей-предметников. Могу проследить выполнение программы, как выполняются нормы контрольных, практических работ, сделать сравнительный анализ. Компьютер автоматически формирует показатели качества обученности, уровня обученности, процент успеваемости». Завуч всегда может посмотреть текущие оценки целого класса по одному предмету или одного ученика по всем предметам. И так далее.
Головная боль администрации только об одном – что учителям приходится пока слишком много времени тратить на то, чтобы «забить» оценки в систему. Компьютерный класс в лицее есть, а вот машинами для каждого педагога пока не обзавелись. И приходится учителям выстраиваться в очередь к немногим компьютерам. Подсчитано, что, если работать с системой раз в неделю и если у преподавателя четыре класса, уходит три часа. Если каждый день – конечно, намного меньше. Когда-нибудь каждый кабинет оснастят необходимой техникой, и будет намного легче работать. Обязательно. Ведь от СУОИ теперь не откажутся ни учителя, ни родители, ни дети. Уже сейчас многие говорят: «Я подсел на систему…» И не только потому, что комфортно, оперативно, хочется учиться и работать. Главная задача авторов системы – создание единого информационного пространства учебного заведения. В котором есть место для каждого и в котором каждый чувствует себя частью целого. А это очень важно: и для страны, и для семьи, и для школы.
Комментарии