Отложим обязательный список литературы. Он нам пригодится на уроках. Давайте сегодня послушаем подростков. Какие вопросы их волнуют? Какие книги и фильмы задели их за живое?
Вопрос 1. Что делать, если рядом с тобой трудные одноклассники?
Дарья Е., Александр К.:
– Посмотрите фильм «Пацаны» Динары Асановой. Доброта есть в каждом, даже в самом злом ребенке. Но ко всем нужен подход. Доброта в таких ребятах, как Зайцев, просто требует ключа. Этот ключ нематериален. Он прячется в словах и поступках. Например, Киреев не знал, что такое родительская любовь. Именно поэтому, когда Паша, взявший его под свою опеку, злится на ребят после разгрома лагеря, мальчишка не уходит. Совесть есть у каждого без исключения, и в наше время нужно помогать трудным подросткам освоиться в обществе.
Вопрос 2. Что делать, если в твоем классе кого-то унижают?
Виктория К.:
– Юрий Вяземский, «Шут». Буллинг в классе – это оружие, которое призвано унизить. Герой повести по прозвищу Шут сам когда-то испытал жгучую обиду от унижения. Тогда он начал мстить, придумывая изощренные шутки. Сам не заметил, как заигрался и превратился в жестокого человека, который несет зло. Все его шутки оказались ударами по его собственному сердцу.
Вопрос 3. Что делать, когда тебя не понимают в твоей же семье? Как пережить развод родителей?
Матвей К.:
– Ульф Старк, «Чудаки и зануды». Предупреждаю, главная героиня – Симона – девочка довольно странная. Да и поведение взрослых тоже в большинстве случаев нестандартное. Но именно поэтому ты понимаешь, что такого отношения к родителям и учителям точно не должно быть. Я думаю, Ульф Старк хотел показать, что нужно принимать себя таким, какой ты есть. Нужно ценить тех, кто рядом. А еще постараться с уважением относиться к выбору родителей и ошибкам взрослых.
Вопрос 4. Любовь – это как? Почему любовь проходит?
Ульяна К.:
– Лев Толстой, «Анна Каренина». Могла ли Анна Каренина не делать последний шаг навстречу поезду? Почему она разрушила свое счастье? Пока только вопросы. Этот роман – ключ для дверей с потайным замком. Наверное, ответы на них – это то, что за этими дверями хочешь найти.
Вопрос 5. Бывает ли такое, что один из твоих одноклассников не похож на остальных? Как к нему относиться?
Софья А.:
– Нина Дашевская, «Я не тормоз!». Жизнь главного героя напоминает быструю перемотку. Мальчик не замечает ничего вокруг. Однажды он ломает ногу. Оказавшись малоподвижным, герой начинает понимать, что в мире есть не только развлечения. А ведь порой и мы не замечаем, что рядом с нами находятся «непривычные» люди: мигранты, инвалиды, дети с особенностями… Этим людям тоже нужны участие и поддержка. Это понял Игнат, это поняла и я, прочитав эту книгу.
Вопрос 6. Как пережить потерю близкого тебе человека?
Тимофей К.:
– Анджела Нанетти, «Мой дедушка был вишней». Главный герой – маленький мальчик. Сколько радостных воспоминаний сохранил он о бабушке! Вдруг ее не стало. Такое всегда случается вдруг. Первое, что почувствовал герой, – это отчаяние. Потом ему показалось, что бабушка предала его. В конце концов мальчик понял: человек не умирает, пока его кто-то любит. Это открытие произвело на меня огромное впечатление. Я понял, что надо ценить каждый миг нашей жизни.
Вопрос 7. Как объять необъятное и прожить несколько жизней?
Ксения С.:
– Люблю истории, в которых есть человек, путешествующий по разным мирам, землям и планетам. Мои любимые книги – «Таня Гроттер» Дмитрия Емца, «Приключения Врунгеля» Андрея Некрасова, «Голова профессора Доуэля» Александра Беляева.
Вопрос 8. Кого можно назвать настоящим человеком?
Иван З.:
– Этель Лилиан Войнич, «Овод». Овод (Артур Бертон) – мой любимый герой. Борец за справедливость. Он резкий и острый на язык, но такой бесстрашный!
Анна Ч.:
– Ольга Громова, «Сахарный ребенок». Ребенок, который жил в 30‑е годы прошлого века, мог запросто оказаться дочерью или сыном «врага народа». Так случилось и с Элей, главной героиней повести. Но ей повезло. Она не замерзла, когда спала с мамой в вырытой яме. Не погибла, когда часовой ударил ее прикладом. Не отчаялась, когда ее перед всей школой исключили из пионеров. Девочка выжила… И запомнила не только унижения и лишения. В ее памяти остались люди, которые хоть как-то скрашивали жизнь детей «врагов народа». В душе этой маленькой девочки столько света! Поэтому она мой герой.
Нередко учителя-словесники удивляются: «Как ребенок нашел такую книгу?!» Радует, что дети ищут не просто развлечение в сюжете книги, но и ответы на философские, глубокие вопросы. Читательский вкус наших учеников формируется на творческих уроках. Читательские конференции, литературные гостиные, круглые столы – традиция школы, которой уже 10 лет.
Олеся АЛФЕРОВА, Татьяна КУРКОВА, Татьяна РЕБРОВА, учителя русского языка и литературы школы №1786
Комментарии