search
main
0

Подростки классику читают

Кого же приглашают они в сердечные спутники жизни?

Уж сколько сказано и написано о том, что нынешние школьники стали меньше читать художественную литературу! И, как правило, все при этом вздыхают о прошлом. Конечно, в нашу пору с чтением было иначе… Мы книги отечественных и зарубежных авторов читали и в течение учебного года, и в летние каникулы.

Получая в мае длинный список произведений, мы сначала искренне противились: «Прочитать все это за лето?! А отдыхать когда?» Но потом искали книгу нужного автора у себя дома и обнаруживали в ней оставленные кем-то из родных пожелтевшие закладки с отчеркнутыми карандашом абзацами с какими-то пометками. Если искомой книги дома не оказывалось, шли в библиотеку.
Конечно, читающих детей сегодня на порядок меньше! И это нас, взрослых, удручает. Или, скажем так, должно удручать. Чего греха таить, выросло поколение родителей, для которых чтение книг – архаизм.
Об этом поколении говорил ушедший недавно неповторимый Сергей Юрский, уникальный актер, режиссер, писатель, драматург и непревзойденный чтец. Спасибо центральным телеканалам, которые дали возможность 16 февраля насладиться «общением» с этим человеком! А мне посчастливилось еще и увидеть игру Сергея Юрьевича в самом конце ноября прошлого года. Это был спектакль «Reception» на сцене театра имени Моссовета. И вот только теперь стало известно, что Игорь Вацетис, несколько пьес которого были поставлены в театре за последнее время, – это Сергей Юрский!
В интервью на одном из телеканалов год назад Сергея Юрьевича спросили о том, как изменилась интеллигенция в последнее время. И он с явной грустью заметил, что раньше главной отличительной чертой настоящего интеллигента была «способность сомневаться». А вот для нынешнего интеллигента главное – здоровый практицизм.
Проект «Живая классика», реализуемый у нас в стране в последние годы, – это, на мой взгляд, попытка думающих и оптимистически настроенных взрослых дать нынешним юношам и девушкам возможность приобщиться к классической литературе, ощутить ее непреходящую ценность. Надеюсь, не нужно никому доказывать, что именно хорошая литература способна формировать личность подростка, влиять на его вкусы и принципы.
Вот уже второй год подряд меня приглашают в жюри конкурса чтецов, проводимого в рамках проекта «Живая классика», в нашу ессентукскую среднюю школу №3 имени Ф.Э.Дзержинского.
Субботний, нерабочий для школы день… Ребята средних и старших классов ожидают в коридоре. Многие сосредоточенны, повторяют вслух текст. Кто-то пришел с родителями. Конкурс есть конкурс! Волнуются все, даже члены жюри. А это очень опытные педагоги – Евгения Васильевна Бережная руководит методическим объединением учителей русского языка и литературы. Завуч Елена Давыдовна Кудинова хотя и преподает химию, но литературой увлечена со школьных лет.
Ведущие при открытии напомнили собравшимся емкое выражение о важности чтения известного немецкого философа Людвига Фейербаха: «С книгами у нас обстоит дело так же, как и с людьми. Хотя мы со многими знакомимся, но лишь некоторых избираем себе в друзья, в сердечные спутники жизни». Лучше не скажешь!
По условиям конкурса, дети должны читать наизусть большие отрывки прозаических произведений не из школьной программы. Выбор авторов и любимых произведений у ребят оказался широким. Здесь были и классики, чьими творениями зачитывались еще дедушки и бабушки ребят, – И.Тургенев, А.Чехов, А.Фадеев, М.Шолохов, Е.Пермяк, В.Драгунский и менее известные Л.Каминский, Д.Глуховский, Л.Кобербель.
В этом году усложнились критерии оценки участников конкурса. Оценивались не только выразительность чтения, артистизм, мимика, жесты, но и способность оказать интеллектуальное и эмоциональное воздействие на слушателей. Членам жюри пришлось немного поспорить при определении победителей конкурса. Ими стали София Позова, Никита Потапов, Виктория Веровец и Рена Бабаева. Последняя прочитала отрывок из повести «Материнское поле» Чингиза Айтматова с такой глубиной проникновения в суть и нерв произведения, что у многих слушателей на глазах выступили слезы. И при этом девушка не «пережала» в эмоциях, чем иногда грешат даже опытные чтецы.
Уже не первый год школьный конкурс готовит учитель русского языка и литературы Елена Юрьевна Кан. Многие участники состязания являются членами литературного кружка, который она ведет. Впрочем, все школьные филологи заботятся, чтобы их ученики, увлеченные литературой, приняли участие в конкурсе.

Вспомнились мне школьное детство и занятия в нашем литературном кружке, который вела Майя Георгиевна Хлопкова. В ту пору мы зачитывались повестями молодого тогда еще Айтматова, горячо обсуждали их! С интересом читали и поэму «Братская ГЭС» Е.Евтушенко, и стихи Э.Асадова. Отдельное эстетическое, эмоциональное и, пожалуй, интеллектуальное удовольствие вызвал у нас культовый, как сейчас говорят, роман Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»! Этому американскому писателю в 2019‑м исполнилось 100 лет. Того интереса к роману у молодежи сейчас нет, но у книг своя судьба, и как знать, что будут читать школьники в будущем? И будут ли вообще читать? Конкурс оставляет надежду, что будут!
Ессентуки, Ставропольский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте