search
main
0

Подогнать под размер

«В общем, это просто еще один кирпич в стене»*

Увидел на Ютьюбе видеоролик, демонстрирующий чудеса технического прогресса одной из стран Востока в плане невероятного качества обработки металла. На вид цельный, без изъяна стальной блок с зеркальными гранями внезапно разделяют на две половинки, которые, самое интересное, прилегают друг к другу отнюдь не плоскими, а 3D-замысловато изогнутыми поверхностями! Ну, допустим, получить идеально отшлифованную криволинейную поверхность – это и мы можем. Но, черт побери, как им удалось получить вторую поверхность, которая прилегает к первой настолько плотно, что глазом невозможно увидеть место соединения?! Поистине чудо. Технологическое.

Стандартизация имеет свои несомненные плюсы и очевидные минусы

Если бы выпукло-вогнутая гармония двух половинок объяснялась какими-нибудь очень простыми мотивами (скажем, здесь сферическая полусфера, там сферическое углубление точно такого же диаметра), это еще можно было бы понять. Но тут куда более сложное сочетание.

А ведь это повод задуматься о том, кого и как готовит наша система образования. Нет, не в том плане, что «вот они могут такое делать, а мы нет». Тут иной ракурс.

Чтобы построить дом, надо, чтобы кирпичи, бревна, доски, блоки и т. п. хорошо прилегали друг к другу, без щелей. А для этого их предварительно обрабатывают пилой, рубанком, топором или чем-либо еще. И, чтобы строители могли быстро и легко возводить здание, хорошо бы, чтобы все эти стройматериалы были стандартными, одинакового размера и фактуры. Представьте себе, каково будет плотнику возводить стену, имея под рукой разные по форме кирпичи. Впрочем, есть же и такое чудо, как полигональная кладка, но и там, несмотря на очень разный размер каменных блоков, друг к другу они прилегают тем не менее идеально плотно и без щелей.

Что же производят школы, колледжи и вузы? А вот как раз те самые кирпичики, бруски, доски, из которых можно будет строить какое угодно сооружение, соединяя их в любом сочетании и даже не задумываясь, что одному кирпичу может не понравиться соседний.

В этом смысле абсолютно справедливо негодование педагогов-гуманистов, которые принципиально не могут смириться с тем, что приходящих в школу детей, таких разных, непохожих друг на друга, но тем не менее бесконечно прекрасных в своей уникальности, система образования старается обточить, обтесать, сделать максимально одинаковыми, а значит, безликими, унифицированными. И было бы куда правильнее оставить за каждым право быть таким, какой он есть или каким хочет быть, – угловатым, сучковатым, округлым, плоским, многогранным, с шипами или отверстиями, большим или маленьким.

«Посмотрите, в природе нет ни одного дерева, которое было бы абсолютно таким же, как и любое другое, – говорят эти гуманисты. – Так почему же мы живых людей лишаем права отличаться от остальных?»

«Как это почему? – возражают их оппоненты. – Так ведь потому и лишаем, чтобы потом было проще и легче из полученных и обтесанных в соответствии с госстандартом материалов строить то, что нужно стране. Потому что, если оставить всех такими, какие они есть, более того, если позволить им и дальше быть все более и более непохожими на остальных, как потом из всего этого многообразия сформировать хоть что-нибудь более-менее прочное, целостное, единое?»

На самом деле можно. Просто это очень и очень сложно. Куда сложнее, чем если у тебя под рукой стандартные стройматериалы. Надо потратить во много раз больше сил и времени, так подбирая разнокалиберные и пестроформенные камни, чтобы они подходили друг к другу максимально плотно. За это время можно возвести из кирпича и бруса несколько домов. Или сараев. Или дворцов. Или тюрем.

Вы до сих пор недоумеваете, какая тут связь с искусством 3D-шлифовки металлических поверхностей? Да вот как раз самая что ни на есть очевидная.

Хоть мы и в XXI веке, однако ж продолжаем жить в соответствии с архаичными технологиями обучения, благодаря которым на выходе можно получить большое количество стандартных стройматериалов, обработанных в соответствии с госзаказом. Но огульно обвинять в этом рядовых педагогов глупо, ибо они, будучи частью единой системы по обработке этих стройматериалов, не могут работать иначе. С помощью циркулярной пилы или электрического рубанка можно делать только ровные поверхности, и чем они ровнее, тем лучше.

А вот если бы у каждого учителя под рукой был инструмент, позволяющий любому из его учеников максимально сохранять свою форму и при этом помогающий довести чистоту поверхности до идеального состояния, чтобы она прилегала к другим, не оставляя швов, это было бы реальным прорывом в будущее.

Хочется верить, что тем самым инструментом вполне может быть персонализированное образование, о котором так много говорят в последние годы. И, полагаю, не только оно одно.

Впрочем, есть еще один выход, старый как мир. В конце концов каменщики используют цементный или бетонный раствор, плотники – паклю, столяры – шпатлевку, с помощью которых можно заделать швы даже между очень сильно не похожими друг на друга камнями, бревнами, досками или брусками. Формально каждый элемент остается неизменным, но именно за счет сцепляющего состава он вместе со всеми образует единую монолитную структуру.

Как вы думаете, что в сфере образования является аналогом этого самого цемента?

____________

* «All in all it’s just another brick in the wall» – слова из песни Hey, teacher американской группы Pink Floyd (знаменитый альбом The Wall – «Стена»).

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте