search
main
0

Подавайте перепечи и табани! Зимние каникулы школьники и учителя из 18 регионов России провели по-удмуртски

​Ежегодно на зимних каникулах учителя года и их ученики собираются в одном из регионов России. В этом году мы отправились в Удмуртскую Республику. Поезд, автобус с полицейским сопровождением – и мы попали в зимнюю сказку. Поселили нас в оздоровительном лагере «Волна», расположенном в снежном лесу на берегу замерзшего пруда, в ближнем пригороде Ижевска.

Межрегиональная Зимняя школа «Учитель года» – проект, разработанный «Учительской газетой» и Межрегиональным клубом «Учитель года». В этом году Зимняя школа стала реальностью благодаря содействию управления образования администрации Ижевска и лично начальника управления Светланы Геннадьевны Петровой, а также международного образовательного комплекса – школы №97 «Гармония» и его директора Ахтама Чугалаева.Как устроена школа? Каждый регион, участвующий в программе, присылает делегацию, состоящую из учителя года этого региона или других творчески работающих учителей, а также группы школьников 7-11‑х классов. Каждый учитель привозит с собой урок. Основная задача педагогов – сделать свой предмет максимально интересным для ученика. Все уроки и мастер-классы являются открытыми для учителей того региона, в котором проводится программа.В этом году Зимняя школа «Учитель года» прошла уже в двенадцатый раз. В ней приняли участие 25 делегаций из 18 регионов России.ОткрытиеПо традиции на открытии Зимней школы каждая делегация должна представлять не себя, а дружеский регион. В этом году знакомство прошло динамично и очень интересно. Запомнилось выступление делегации Новосибирской области, которая исполнила частушки про Воронеж. Школьники из Республики Адыгея устроили кулинарный поединок, в котором победителю доставались уникальные продукты из Москвы – региона, который представляли ребята. Томские кадеты со всем залом исполнили казачьи песни, так они представили Ростовскую область. А ростовчане сочинили песню о городе Ейске, да еще сопроводили ее красивым танцем.Школьники из карельской делегации в роковом молодежном стиле представили ЗАТО Северск, а ребята из Твери попытались рассказать о Цимлянске, используя современные технологии и снимки из космоса.Традиционно выдержанно выступила делегация из Воронежа, они рассказали о Твери. Тульскую делегацию представляли мы, школьники из Краснодарского края. А туляки поведали нам об интересных местах Саратова.Каждая команда получила традиционную раздатку: значок Зимней школы, блокнот с символикой Зимки и принимающей нас школы «Гармония».УрокиКаждый ученик смог посетить за время проведения школы 12 открытых уроков и три мастер-класса. Вот краткие отзывы о некоторых увиденных уроках.«Я посетила занятие по биологии Александра Александровича Буханистова, учителя года Новосибирской области. Урок «Нервная система. Эмоции» прошел отлично. Сан Саныч в интересной и веселой форме объяснил нам, как эмоциональная окраска нашей жизни влияет на нас» (Настя Хвостова, 8‑й класс, средняя школа №11 Ейска).«К обществознанию я отношусь скептически. Но урок «Тоталитарный режим через призму кинематографа» Максима Викторовича Иванова, учителя года Республики Карелия, не оставил меня равнодушной. Мы смотрели отрывки из фильмов, обсуждали их, беседовали и спорили. Этот урок помог разобраться во многих тонкостях и узнать много нового» (Иван Романюк, 10‑й класс, средняя школа №11 Ейска).«Я изучаю английский язык, но в Зимней школе мне впервые удалось побывать на уроке французского языка «Я в образ погружу прекрасный сей язык…» у Людмилы Геннадьевны Бабкиной, учителя года Тульской области. На этом уроке я узнал много прекрасных французских слов, познакомился с искусством визуальной поэзии» (Артем Дерюгин, средняя школа №7 Ейска).«Очень интересно провел урок физики Андрей Иванович Семке, учитель года Краснодарского края. Мы говорили о судьбе выдающегося инженера-конструктора Сергея Павловича Королева. В этом году отмечается 110‑летие со дня его рождения. Мы увидели настоящие модели ракет, медали и артефакты того времени» (Екатерина Величко, 11‑й класс, средняя школа №11 Ейска).«Мне понравился урок «Чипсы: польза или вред?», который провела Людмила Владимировна Буханистова, учитель года Новосибирской области. Мы узнали историю появления чипсов, проводили с ними эксперименты, изучали их органолептические и физические свойства. Мы досконально изу­чили содержание жира и других веществ в чипсах и сравнивали с данными от заводов-производителей. В итоге мы точно можем сказать, что пользы от чипсов нет никакой, один сплошной вред» (Елена Очеретина, 7‑й класс, средняя школа №11 Ейска).«На уроке Натальи Анатольевны Мартьяновой, учителя года Тверской области, нам предлагалось продегустировать литературное произведение весьма странного вида. Оно было написано на выдуманном автором языке. Это похоже на то, как пробовать на вкус, допустим, сыр с плесенью: вид отвратительный, а содержание превосходное. Мы рассматривали необычные картины, сочиняли хокку и танку. Мне очень понравился этот урок-лаборатория» (Екатерина Кожура, 7‑й класс, гимназия №14 Ейска).«Открытием для меня стал урок «Что движет миром?» Владимира Нодаровича Головнера, учителя года из Москвы. Мы говорили об уникальном понятии – энтропии. До этого я понятия не имел, что это такое. Мы ставили опыты с различными телами и веществами и пытались их объяснить с точки зрения химии. Приводили примеры природных явлений, связанных с увеличением и уменьшением порядка системы. Учитель привел нас к фундаментальному закону природы – закону неубывания энтропии» (Иван Романюк, 10‑й класс, средняя школа №11 Ейска).«Одним из запоминающихся для меня стал урок «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» Светланы Владимировны Кобляковой, учителя года Ханты-Мансийского автономного округа. Мы говорили о путешественнике Скотте. О том, как он мечтал открыть Южный полюс, и о том, как вмиг разрушаются мечты. Мы много узнали об удивительном человеке, о мире, в котором он жил. Мы сами стали мечтателями!» (Анастасия Хвостова, 8‑й класс, средняя школа №11 Ейска).«С чем можно съесть СОМа? Необычную сетевую образовательную модель (СОМ) продемонстрировала нам Наталья Сергеевна Тихонова, учитель года Воронежской области. Нас никто не учил, никто не заставлял получать знания. Мы сами благодаря этой уникальной технологии искали информацию, обрабатывали ее и делали доступной для других. И все это позволило нам изучить тему самостоятельно. Было очень интересно работать в группах и презентовать свой опыт» (Анастасия Сорокина, 10‑й класс, средняя школа №11 Ейска).«На уроке географии у Юлии Максумовны Неволиной, учителя года Пермского края, мы говорили о Японии. Оказывается, в Японии до сих пор правит император из древней династии. Мы создавали коллажи, вслушиваясь в стихи об этом маленьком островном государстве, читали научные статьи о его географическом расположении и экономике. Урок мне очень понравился. Итогом стало составление ассоциаций» (Екатерина Кожура, 7‑й класс, гимназия №14 Ейска).Тол Бабай и Лымы НылМы побывали в гостях у Тол Бабая, удмуртского Деда Мороза, и его помощницы Лымы Ныл (Снежной девочки). Дом помощницы Тол Бабая в деревне Титово напоминает светлую бревенчатую деревенскую избу. Представление начинается во дворе, среди деревянных скульптур лесных чудовищ. Мы играли в удмуртские национальные игры, прыгали через огромную скакалку, бились подушками. Лымы Ныл встретила нас в огромной избе, где было тепло и по-сказочному волшебно. Сказочные персонажи разыграли целое представление, которое закончилось счастливо и весело. В большой деревенской печи готовились угощения для гостей: перепечи и табани. Мы ели их с большим удовольствием, запивая травяным чаем.У Тол Бабая шуба не красная, как у Деда Мороза, а фиолетовая. Удмуртский Дед Мороз ведет активный образ жизни – летом рассказывает детям об истории родникового края и работает на огороде, а зимой готовит подарки и принимает гостей у себя в деревянной избе, учит ребят заготавливать корм для птичьих столовых и мастерить кормушки для птиц. Утро у Тол Бабая начинается с восходом солнца.В этнографическом комплексе мы сразу попали в гости к сказочным героям: Тол Бабай с нами водил хороводы, Лымы Пок (снеговик) проводил экскурсию по дому последнего алангасара, а мастера пригласили на мастер-классы по изготовлению новогодних игрушек. Посещение вотчины Тол Бабая завершилось катанием на тарзанке и тюбинге, ледовых горках и катках.Бурановские бабушкиТеплотой и домашним уютом мы были окружены в один из вечеров Зимки, проведенных с этими милыми женщинами. Песни на удмуртском языке поражали искренностью и откровением. У каждой участницы коллектива своя судьба, свои волнения и победы.Неожиданностью для всех зрителей стали рок-композиции Виктора Цоя и Бориса Гребенщикова, а также песни «Битлз», спетые бабушками на удмуртском языке, произведения российских бардов. После «Молитвы» Булата Окуджавы у всего зала были слезы на глазах.Для нас коллектив исполнил, конечно, и хиты, прозвучавшие на Евровидении и сочинской Олимпиаде, но откровением стали фольклорные песни.Как здорово, что у нас есть такие ансамбли! Мы вдоволь наговорились, сделали уйму фотографий и взяли автографы.Мы благодарны Гране Ивановне Байсаровой, Алевтине Геннадьевне Бегишевой, Зое Сергеевне Дородовой, Галине Николаевне Коневой, Наталье Яковлевне Пугачевой, Валентине Семеновне Пятченко, Ольге Николаевне Туктаревой и Екатерине Семеновне Шкляевой за прекрасное общение, любовь к своей малой родине и высокое исполнительское мастерство.Краеведческая игра «Ижевские штучки»Каждой команде, чтобы изучить Ижевск и победить в игре, необходимо было оригинально, быстро и креативно выполнить семнадцать заданий. Задача несложная, но на улице минус 20. А наша одежда, честно говоря, была не совсем приспособлена для длительного пребывания на морозе. Поэтому все задания мы выполняли перебежками: от памятника к памятнику, от музея к архитектурному изваянию или кафе.Все задания были оригинальными и интересными, не хотелось упустить ни одно из них. Так, в краеведческом музее мы посетили выставку «На балу у Золушки». Мы ознакомились с экспозицией и отыскали самую маленькую туфельку для Дюймовочки, ее размеры оказались всего лишь 8 мм.Затем мы нашли памятник путешественнику. Оказалось, что этот памятник два раза похищали, и сейчас от него остался лишь фрагмент – чемоданчик.В Ижевске всего 10% жителей говорят на удмуртском языке, перед нами стояла задача – найти таких людей и записать с ними видео – новогоднее и рождественское поздравление. Так мы попали в Удмуртский национальный театр, зрители не отказали нам и поздравили всех участников Зимки с праздниками.Также мы попытались объяснить, откуда на металлических решетках балкона генеральского дома в летнем парке появились восточные символы инь и янь, нашли памятник «Навеки с Россией» и стелу здоровья, благополучия и счастья, познакомились с ижевским сленгом и выяснили, что означает слово «однерка», отыскали «портал в прошлое» и сфотографировались в нем. Запоминающимся заданием стал поиск школы, где в годы Великой Отечественной войны располагался госпиталь, в нем лечилось более двадцати Героев Советского Союза.Первое место в «Ижевских штучках» одержала объединенная команда Москвы и Твери. Но мы не расстроились, ведь в пяти номинациях мы стали лучшими, а в общем зачете завоевали 2‑е место.Закрытие и награждениеВ завершение Зимней школы традиционно проходит брейн-ринг, в котором участвуют все школьники. И на этот раз он тоже состоялся. Вопросы были очень интересными и непростыми, порой жюри приходилось обращаться к учителям за разъяснением и помощью.Длительное время лидировала команда самых молодых участников школы, их преимущество достигало трех баллов. Но в итоге победили «старички». Капитану коман­ды Насте Сорокиной, ученице 10‑го класса средней школы №11 города Ейска, и всем ребятам были вручены сладкие призы и грамоты.Хозяева мероприятия наградили грамотами и благодарственными письмами всех участников Зимней школы «Учитель года».Целый вечер мы обменивались контактами и добрыми пожеланиями. Слезы расставания, традиционные песни на прощание и тридцатиградусный мороз Ижевска… Мы от всей души благодарим организаторов и особенно Владимира Головнера, бессменного координатора программы, Юлию Варламову и Валерию Балтачеву, весь коллектив школы №97 «Гармония» Ижевска.Андрей СЕМКЕ, учитель физики средней школы №11 города Ейска, и группа школьников Ейского района, Краснодарский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте