Классное руководство – это своего рода таинство, когда из группы учеников, где каждый со своим характером, привычками и увлечениями, педагог-воспитатель создает не просто класс, он создает команду, коллектив, который учится, живет, работает и отдыхает как единое целое. Коллектив – единый организм, где каждый школьник – яркая индивидуальность. Так считает учитель географии средней школы №37 города Рязани Ольга ШИЛИНА.
Участие в конкурсе на лучших учителей в рамках национального проекта «Образование» потребовало от рязанского педагога по-новому взглянуть на то, что делает она, как классный руководитель, для того, чтобы ее ученики стали достойными людьми. Основной причиной участия Шилиной в конкурсе стала поддержка со стороны директора школы Татьяны Васильевны Архиповой, учеников и их родителей. Благодаря их помощи Ольга Александровна добилась успеха и получила президентскую премию.
По опросу учеников, микроклимат в классе, которым руководит Ольга Шилина, очень хороший, дети чувствуют себя комфортно. Спрашиваю ребят: что прежде всего нравится им в классном руководителе? Ольга Александровна, по словам старшеклассников, очень добрый, понимающий, надежный человек, ее интересы часто совпадают с увлечениями школьников. «Мы переходили из класса в класс, становились старше, и Ольга Александровна вместе с нами взрослела», – шутят ребята.
Ольга Шилина родом из Грозного. Ее отец – военный летчик. Мать окончила Грозненский университет имени Льва Толстого, стала учителем физической культуры, профессионально занималась баскетболом. В конце 1980-х семья Шилиных переехала в Рязань, где родился отец Ольги Александровны. С детства Ольге Шилиной нравилась география, она любила путешествовать, ей было интересно узнавать, как живут люди в других странах, на других материках. Ольга Шилина окончила Рязанский государственный университет, училась на курсах в Федерации Интернет Образования, в детстве занималась плаванием, играла за баскетбольную сборную РГУ.
– В воспитательной работе я использую средства, которые предоставляет школьный курс географии, – рассказывает Ольга Александровна. – В современной школе география – междисциплинарный предмет, который помогает детям осознать себя частью того огромного мира, где мы живем. Как известно, география – это наука о Земле. Но будет более точно, если сказать, что география – наука о мире, о взаимоотношениях людей с природой, людей между собой. Знать географию – значит уметь видеть и понимать мир. География соединяет в себе все науки. Допустим, на математике дети изучают положительные и отрицательные числа, они встречаются и в географии, когда мы говорим о температуре. Парням, которые хотят связать свою жизнь с армией, знание географии очень пригодится, им нужно уметь определять координаты. Я считаю, что каждому образованному человеку необходимо знать, как устроен мир, какие существуют страны, климатические условия, национальные и культурные особенности того или иного народа.
Ольга Шилина старается привить детям широкое мировоззрение, но в то же время хочет, чтобы они не забывали свою малую родину – древнюю Рязань. По мнению учителя, изучение географии должно помочь школьникам правильно понимать свою личную ответственность за происходящее вокруг, находить правильные решения при возникновении проблемных ситуаций, заниматься практической работой.
Многие ученики Ольги Шилиной являются членами таких общественных организаций, как Российский союз молодежи, движение «Наши», «Православные витязи». В связи с этим перед учителем стоит серьезная задача – направить гражданскую активность старшеклассников на общественно значимые дела в школе, микрорайоне, городе. Под руководством Шилиной юноши и девушки активно работают над проектами «Музей истории развития детского и юношеского спорта Рязани», «Информационное пространство школы», «Школьные традиции». Нельзя не отметить, что активную помощь в этом оказывают и родители, особенно те, кто окончил школу №37.
В педагогической общественности бытует устойчивое мнение, что за время обучения в школе здоровье детей ухудшается. Но в случае с классом Ольги Шилиной все происходит наоборот. Как это удается учителю?
– Никаких секретов нет, все достаточно просто, – улыбается Ольга Александровна. – Мы организуем выездную зимнюю школу на базе загородных лагерей отдыха, всем классом участвуем в спортивных соревнованиях, устраиваем массовые гулянья по городским скверам и паркам. Все это способствует укреплению здоровья, а неформальное общение за стенами школы или при подготовке к различным конкурсам порождает доверительные отношения между учениками. В результате многолетних наблюдений отмечено значительное снижение уровня заболеваемости и пропуска уроков. К 10-му классу количество заболеваний уменьшилось на 25 процентов. Одним из стимулов самоконтроля, осознания ценности собственного здоровья детей является их возможность представлять школу, город в региональных финалах игр «Орленок» и «Зарница», соревнованиях юных пожарных. Не буду скрывать, сначала далеко не всех ребят привлекала перспектива спать в неуютных казармах и походных палатках, родители боялись отпускать детей надолго из дома. Но через некоторое время ситуация резко изменилась, и теперь для походов и различных поездок и экскурсий приходится проводить отбор среди желающих.
Ольга Александровна листает страницы фотоальбома, на которых мелькают счастливые лица школьников: ребята поют под гитару у походного костра, преодолевают полосу препятствий, ездят на экскурсии, общаются с военнослужащими, выступают на различных соревнованиях и конкурсах. Большое значение в становлении личности Ольга Шилина придает военно-патриотическому воспитанию, спортивной подготовке, творческому развитию молодежи.
– Мне хочется верить, что наша совместная работа с детьми поможет им чувствовать себя нужными обществу, обеспечить им достойное место в жизни, – говорит Шилина. – Для этого молодежи необходимо продолжать образование. Очень важно, чтобы выпускники ушли из школы воспитанными, честными, со своей твердой гражданской позицией, с осознанием собственных интересов.
Несколько выпускников 37-й школы пошли по стопам Ольги Александровны и поступили на географический факультет РГУ. В воспитательной работе большое значение имеет профессиональная успешность классного руководителя, поэтому Ольга Шилина, как бы ей ни было тяжело, решила получить второе высшее образование и учится на экономиста.
Александр КАНУННИКОВ, начальник Управления по делам образования, науки и молодежной политики Рязанской области:
– В педагогической общественности нашего региона приоритетный национальный проект «Образование» вызвал понимание и определенные надежды. Сегодня в Рязанской области более 6,5 тысячи учителей, которые выполняют обязанности классного руководителя. Для них надбавка стала хорошей материальной поддержкой и стимулом в добавление к тому, что они получают из регионального бюджета. Но говорить о том, что доплата привела к качественному улучшению в области воспитания школьников, в работе классных руководителей, мне кажется, еще рано. Да, удовлетворение и некоторые положительные сдвиги есть, но широкомасштабного эффекта пока не наблюдается. И это естественно, ведь прошло не так уж много времени. Классное руководство – это огромный труд и большая ответственность, и в нашем регионе это хорошо понимают. Мы следим за работой классных руководителей, анализируем ее на местах, в педагогических коллективах. Кстати сказать, в конце года в Рязанской области планируется провести мониторинг: как повлиял национальный проект на деятельность классных руководителей, что нового он привнес в содержание их работы. Мы ставим задачу подвести итоги гласно, открыто, с приглашением профессионалов, наиболее грамотно сочетающих работу классного руководителя и учителя-предметника, обязательно будет отмечен опыт наиболее выдающихся педагогов. Надеемся, что мониторинг и «круглый стол» по теме национального проекта наметят пути дальнейшего совершенствования работы классных руководителей, к которым сегодня привлечено большое внимание со стороны государства.
Комментарии