Начало нового учебного года в системе военного образования связано с ожиданием перемен.
Ныне офицеров готовят 57 военно-учебных заведений: 10 академий, 9 университетов, 38 институтов. В составе ряда из них – 22 филиала. Вузы Минобороны ведут обучение по 300 специальностям. В минувшем учебном году было подготовлено 19 тысяч военных специалистов. В 2003 г. от иностранных государств поступило более 8 тысяч заявок на подготовку офицеров. Это страны СНГ, Германия, Греция, Дания и Китай.
В военных вузах работают более 18 тысяч педагогов, сосредоточено около 70% всего научного потенциала Минобороны. Более половины преподавателей – специалисты высшей квалификации. За последние годы возросла укомплектованность должностей профессорско-преподавательского состава специалистами с учеными степенями – с 45% в 1999 г. до 56% в
2002-м. Вместе с тем есть и проблема увольнения преподавателей-военнослужащих. Она вызвана снижением престижа службы, невысокими окладами, бытовой неустроенностью, другими причинами. Должностной оклад опытного офицера-педагога с учеными степенью и званием почти вдвое ниже зарплаты его гражданского коллеги в аналогичном госучреждении.
Для выравнивания ситуации разработаны новые тарифно-квалификационные требования к должностям профессорско-преподавательского и научного состава. Доктор наук будет ежемесячно дополнительно получать 1500 рублей, кандидат – 900 рублей. Кроме того, руководящему и преподавательскому составу трех видовых академий уже выплачиваются надбавки к окладу за сложность и важность задач (соответственно 20 и 30%), на очереди – организация выплаты аналогичных надбавок педагогам других военных академий и университетов Минобороны.
Одним из шагов в подготовке офицера, способного командовать профессионалами-контрактниками, стал переход военных вузов на новое поколение образовательных стандартов. Другое направление – использование госстандартов двойного назначения, которые обеспечивали бы высокую военно-профессиональную подготовленность выпускников и гарантировали их социальную защищенность при увольнении с военной службы. Первый такой стандарт на специальность «управление персоналом» уже реализуется в ряде вузов.
В 2002 г. Минобороны разработало, а Правительство РФ утвердило Федеральную программу «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года». Ее цель – создать оптимальную сеть вузов, отвечающую потребностям военной организации и возможностям федерального бюджета. На реализацию первого этапа Федеральной программы в 2003-2005 гг. предусмотрено более 400 млн. рублей.
Этот этап включает разработку методологических основ, научно-методических рекомендаций по совершенствованию системы военного образования, повышению эффективности использования средств федерального бюджета на подготовку офицеров и на основе научных исследований – проектов нормативных правовых актов; комплексную (межотраслевую) оптимизацию сети и устранение избыточного количества малочисленных военно-учебных заведений; первоочередные меры по совершенствованию содержания военного образования, информационно-методическому обеспечению образовательного процесса, закреплению научно-педагогических и научных кадров в военно-учебных заведениях.
Предполагается уточнить нормативы их обеспечения, разработать автоматизированные базы данных о состоянии системы военного образования; осуществить разработки по распределению функций управления им на межотраслевом уровне, сопряжению открытых информационных ресурсов органов управления военным образованием и военно-учебных заведений; принять меры к их обеспечению учебниками и пособиями, оснащению программно-аппаратными средствами информатизации, подключению к интернету; организовать регулярное наблюдение за состоянием системы военного образования для оценки эффективности мероприятий ее реформирования и эксперимент по подготовке офицеров по отдельным специальностям инженерного, гуманитарного и юридического профилей из числа студентов гражданских вузов с последующим обязательным поступлением их на военную службу по контракту.
Словом, начинающийся учебный год в системе военного образования пройдет под знаком реформирования.
Комментарии