search
main
0

Под сенью тополей

Классическое лицейское образование нацелено на всестороннее развитие ребенка

Принято вспоминать 1990‑е годы как переходные, сложные и нестабильные. Это верно. Но также верно то, что в этот непростой период поле образования давало новые яркие всходы. Классический лицей №1 города Ростова-на-Дону, расположенный в Железнодорожном районе, можно считать одним из таких крепких и многолетних побегов красивой идеи педагогики – предоставить человеку возможности для гармоничного развития.

Как признается основатель образовательной организации и бывшая в течение 20 лет ее директором Наталья Сергеевна Кащенко, творить историю лицея было сложно, но интересно. Потому что было большое желание сделать для детей что-то настоящее и нужное, то, что изменит их жизнь и жизнь российского общества к лучшему. Хотелось, чтобы ребята воспитывались, а воспитание – это ключевое слово в высококультурной образовательной среде, которая подразумевает не только современные технические средства и программы, но и тонкие и важные детали, в том числе в общении и в поступках. Наталье Сергеевне в этом отношении повезло с образцом. Конечно, не последнюю роль сыграл уклад знаменитого Царскосельского лицея, однако как эталон перед глазами всегда стоял ее отец, представитель аристократической династии, имеющий прекрасное образование и считающий основой воспитания уважение к человеку.
Как это часто бывает, когда затевается нужное дело, сразу же появились заинтересованные люди, единомышленники и подвижники. Многие из тех, кто поддержал идею появления классического лицея в столице Дона, были учеными Ростовского государственного университета. Это ректор Александр Владимирович Белоконь, проректор по учебной работе Александр Михайлович Юрков, заведующий кафедрой педагогики Владимир Трофимович Фоменко и др. Руководителем проекта по созданию лицея стала кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии факультета психологии ЮФУ Ирина Ивановна Панькова.
Лицею везло на людей, поверивших в идею создания подобной образовательной организации. Николай Васильевич Шевченко, председатель Железнодорожного райисполкома, не только принял умом и сердцем необходимость рождения лицея, но и взял на себя ответственность финансирования уникального штатного расписания этого учреждения. А штатное расписание действительно было уникальным. В состав педагогического коллектива помимо преподавателей высшей школы вошли медицинские работники, валеологи, театральные деятели, хореографы, руководители детских хоровых коллективов, вокалисты, дизайнеры, инженерные работники. В этом симбиозе формировалось новое качество педагогической культуры, создавались образцы педагогической практики. Учителя по-новому взглянули на свое предназначение, на цели и задачи обучения и воспитания детей. Обратившись к театральной педагогике как части педагогической культуры и понимая силу влияния личности учителя на ученика, они постигали сущность перевоплощения, разрабатывали и внедряли технологии индивидуального развития и обучения.
То, что в названии лицея есть слово «классический», всегда обязывало. Например, быть лидером, работать на опережение. Так, в 1993 году здесь был введен институт наставничества (освобожденных классных руководителей). В 1996 году внедрили тьюторское сопровождение учебно-воспитательного процесса. Когда возникла необходимость создания новых взаимодействующих структур, то ввели должность заместителя директора по валеологии, по развитию младших лицеистов, по преподаванию иностранных языков, по реализации индивидуальных программ развития лицеистов. Очень важным шагом стало введение психологической и социологической службы. Созданные в лицее 10 предметных кафедр во главе с методическим советом обеспечивали развитие новой практики образования. Создавались экспериментальные площадки, в рамках которых велись специальные исследования и осуществлялось методическое обеспечение образовательного процесса. Проектировались новые способы педагогической деятельности и формы организации обучения и воспитания, создавались учебные и воспитательные ситуации, где происходило освоение нового содержания, реализовывалась концепция «Человек играющий».
Тесное сотрудничество преподавателей высшей школы и педагогов лицея было очень продуктивным. И главное – оно способствовало совершенствованию профессионального мастерства учителей. Участвуя в реализации приоритетного национального проекта «Образование», лицей в 2006 году стал победителем конкурса образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, был награжден Премией Президента РФ, стал победителем Всероссийского конкурса «Лучшие школы России» и был награжден почетным дипломом за победу в номинации «Поддержка одаренных детей».
Сегодня лицей – это одна из топовых образовательных организаций региона и России. Здесь обучаются почти 700 ребят, которые получают классическое лицейское образование по физико-математическому, естественно-научному, информационному, социально-гуманитарному, социально-экономическому профилям. Лицей по-прежнему лидер среди образовательных организаций города, по-прежнему входит в сотню лучших школ России, по-прежнему предпочитает опережать время, а не догонять его.
В 2010 году директором лицея стала Марина Григорьевна Почикаева. Обладая качествами управленца нового формата, она сохранила преемственность в управлении развитием и качеством образования лицея как инновационного общеобразовательного учреждения повышенного уровня, выстроила перспективный маршрут дальнейшего совершенствования деятельности.
Сутью инновационного развития лицея, как поясняет Марина Григорьевна, является расширение его культурно-образовательных связей, деятельность по разработке механизмов влияния культурно-образовательной среды на личность ребенка, совершенствование системы работы с талантливыми детьми, интеграция образовательных факторов – лицея, семьи, социума. Вообще интеграционные процессы в образовании являются значительным резервом для формирования целостной, гармоничной личности, культурного человека. Как считают в лицее, особенно важна интеграция общего и дополнительного образования. К примеру, она активно реализуется на уроках искусства и истории.
Скажем, в учебном плане начальной школы есть тема «Музыка моего народа», и как здорово, когда ученики, посещающие фольклорные объединения «Родник» и «Донская песня», становятся активными участниками и иллюстраторами этой темы, исполняя частушки, песни, потешки и пляски русского народа. Тема «Музыкальные инструменты» вообще не обходится без участия детей, посещающих занятия в учреждениях дополнительного образования и умеющих играть на разных инструментах. Юные музыканты с удовольствием помогают учителю. Также лицей является федеральной экспериментальной площадкой по проблеме «Развитие творческой одаренности обучающихся».
Если посмотреть список достижений лицея, то в нем обилие призовых мест на различного рода конкурсах, олимпиадах, соревнованиях и т. д. Все дети талантливы, уверены здесь, важно только заметить нестандартное в обычном. Уже доказанный факт, что талант – это, как правило, иной взгляд на привычное. Наверное, поймать этот взгляд лицею помогает и то, что он сам явление инновационное для России эпохи перемен, а также то, что его архитектурная основа далеко не типовая. Дело в том, что лицей располагается в здании бывшего учебно-производственного комбината, где были предусмотрены просторные мастерские, небольшие лаборантские, парадный холл с колоннами. Возможно, поэтому здесь много света, и уже при входе в школу исчезает ощущение, что она такая, как все. Правда, быть не такими, как все, а образцовыми всегда сложно, подтверждает Марина Григорьевна, но в этом есть большой плюс. Например, это мобилизует на какие-то прорывные идеи, на поиск рациональных решений, на творческий подход к использованию каждого полезного квадратного метра помещений. Допустим, если у мальчиков идет предмет «Технология», то они пользуются мобильным набором инструментов: места хватает и постолярничать, и поплотничать. Девочки также продуктивно используют пространство класса на уроках, посвященных домоводству. При насущной проблеме нехватки места в лицее есть тренажерный зал, комната релаксации, места отдыха для ребят, а холл при надобности может превращаться в зал для торжественных церемоний.
В рамках внеурочной деятельности ребята очень много путешествуют как по родному краю, так и по другим городам России и зарубежья. Но путешествуют здесь тоже не просто так, а с пользой. В лицее каждое путешествие является началом какого-либо проекта. Подводя итоги впечатлений, ребята создают либо коллективную, либо индивидуальную творческую работу, полюбоваться и почерпнуть из которой много новой для себя информации может любой желающий.
Нужно заметить, что никакие достижения ребят не были бы возможны без такого важного субъекта образовательного процесса, как учитель. Как сказала Марина Григорьевна, сегодня коллектив лицея – это единый организм, в котором все взаимосвязано и подчиняется общей идее. В хорошем смысле слова альтруистической идее, что только на школу можно опираться, когда речь идет о воспитании у ребенка нравственных ценностей. Когда создавался лицей и формировался его педагогический коллектив, не случайно многих из педагогов можно было назвать подвижниками. Это действительно были люди, служившие идее воспитания в ребенке аристократизма духа в самом высоком понимании этого слова. Большинство таких подвижников работают и сейчас. Это к. ф. н. Виктор Геннадиевич Крыштоп, преподаватель физики ЮФУ, один из организаторов работы по поиску и развитию одаренных детей на Дону, подготовивший много прекрасных физиков, Лидия Алексеевна Лыкова, учитель географии, Натэлла Львовна Хапланова, учитель русского языка и литературы, Людмила Николаевна Качуровская, заместитель директора и великолепный историк и обществовед и др. У этих учителей ученики сдают ЕГЭ на высокие баллы, серьезно подходят к выбору профиля, осознанно выбирают вуз, достигают высот в будущей профессиональной деятельности. Это все очень важно, но еще важнее, когда благодаря таким учителям родители пишут в социальных сетях или приходят и говорят личное, проникновенное спасибо за поворот в своей судьбе и судьбе своего ребенка. За создание педагогами той среды, которая позволила, казалось бы, безнадежному мальчишке или девчонке поверить в себя, в свой успех и начать движение вверх.
Да, спору нет, никогда не знаешь, от чего зазвучит в тебе вдохновляющая нота. И будет ли она звать тебя на спортивные снаряды или за клавишный ряд. А может быть, она поведет тебя к вершинам инженерной мысли. Но то, что ее голос однажды проснется в душе, – это несомненно. Ведь, как говорили мудрые, целое складывается из деталей. Например, из поэтической скамейки во дворе, из открытой клумбы-книги под вязью тополиных ветвей, из ахматовской шали на плечах учителя литературы, из бликов света на изящных колоннах холла. Этих деталей такое множество, что они живут в памяти долгие годы. Недаром уже сейчас задумываются, где разместить всех желающих приехать на 30‑летие лицея. Выпускников будет много. Их привязанность к этому двору, к этим классам, к этим учителям – это тоже деталь в общей картине лицейской жизни. И, что лукавить, пожалуй, это самая главная деталь.

По результатам Всероссийского конкурса школ, содействующих укреплению здоровья, «Здоровье – для образования, образование – для здоровья» лицей стал победителем в номинации «Внедрение новых информационно-компьютерных технологий в системе мониторинга здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций». На основании решения Экспертного совета по здоровьесбережению Минпросвещения РФ лицею присвоен сертификационный статус и вручен золотой сертификат.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте