За годы, что я работаю в школе, меня всегда вдохновляли увлеченность и рвение, с которыми ученики и учителя погружаются в подготовку и проведение разнообразных мероприятий – от небольших и локальных вроде оформления классного уголка до глобальных и масштабных – экологических акций, выступлений на концертах, подготовки номеров на конкурсы талантов, номеров на тематические праздники и огромного многообразия активностей, позволяющих продемонстрировать артистизм, харизму, эрудицию и другие качества, которыми, безусловно, обладает каждый ученик.
Во всем этом творческом потоке всегда ощущается удивительная и ни с чем не сравнимая атмосфера общей деятельности, результатом которой становится не только подготовленный, к примеру, концертный номер, но и теплые, дружеские и общие воспоминания о том, как в творческом процессе рождалось нечто такое, что общими усилиями ребят и учителей превратилось в финальный продукт, работа над которым еще долгое время будет навевать приятные воспоминания, а после окончания школы станет одним из множества моментов, за которые все мы любим и ценим это время жизни.
На моей памяти одним из самых глобальных и ярких мероприятий из года в год являются Достоевские чтения – конференция, уже одиннадцать лет проходящая в ноябре и объединяющая представителей филологических, исторических, культурологических, театральных, художественных и многих других направлений, цель которой – демонстрация своего таланта, результатов исследований, участие в круглых столах и множестве иных видах деятельности, объединенных именем великого русского писателя.
Даже переход в дистанционный формат не помешал, а, наоборот, даже в какой-то мере поспособствовал тому, чтобы Достоевские чтения объединили собой еще больше людей, участие которых стало возможным благодаря современным технологиям. Именно в прошлом году, когда чтения перешли в онлайн-формат, в них приняло участие рекордное количество жителей различных городов России и стран мира, желающих участвовать в конкурсах художественного слова и живописи, творческих мастерских, онлайн-площадках проектной деятельности и других секциях чтений.
Было невероятно приятно наблюдать, как пять минут назад не знакомые друг с другом люди, живущие в разных частях страны, обсуждают свои взгляды на созданные ими иллюстрации, делятся своими трактовками творчества различных писателей, демонстрируют исполнительский талант и ощущают сопричастность миру творчества и науки, связанных воедино ламповой атмосферой чтений.
Помимо работы самих секций ярчайшей частью являются театрализованные постановки, ставшие неотъемлемым элементом Достоевских чтений и объединяющие на сцене и за кулисами учеников, учителей и родителей. Каждый раз концепция спектаклей отличается, но с 2018 по 2020 год авторской команде удалось создать настоящую трилогию, начало которой было положено литературно-музыкальными композициями «Под прицелом любви» и «По страницам великих произведений Достоевского». Постановки явили зрителям Федора Михайловича и его супругу Анну Григорьевну – историю их трогательных отношений, на фоне которой возникали эпизоды из произведений классика. Во втором сезоне спектаклей повествование продолжилось уже от лица детей, символизируя единение и преемственность поколений, а завершилась трилогия в наше время историями современных людей, которые все так же обращаются к произведениям Федора Михайловича, в которых даже много лет спустя каждый находит свои смыслы и черпает бессмертную мудрость.
В ноябре 2021 года состоятся уже одиннадцатые Достоевские чтения, в этот раз совершенно особенные – посвященные 200‑летию классика. Их подготовка и проведение снова окунут в удивительную атмосферу общего дела, когда ученики, сотрудники школы и, разумеется, родители единым коллективом сплотятся во имя искусства – одной из самых объединяющих сил этого мира.
Сергей ШИЛИН, учитель русского языка и литературы Школы имени Ф.М.Достоевского
Комментарии