В каждой профессии есть люди, которые выделяются на фоне коллег. Их можно легко определить по внутреннему неугасающему огню, по блеску в глазах. Их главное отличие – нетерпение. Нетерпение во всем, что касается их любимого дела. Они не планируют что-либо совершить, они делают это здесь и сейчас, их отличает неуемная страсть к познанию, аккумулированию новых сведений, синтезу полученной информации. Они не останавливаются на достигнутом, а смело идут вперед, лишь набирая темп, порой сами не замечая, как центробежная сила увеличивается и увлекает других. Сотни профессий, где эти уникальные люди заражают своим мастерством и вдохновляют других на подвиги. И они не хотят становиться лучше. Они и есть лучшие.
Учитель – профессия, в которой необходимо развиваться, совершенствоваться и применять новые технологии в своей работе. Среди этих профессионалов особо выделяются победители конкурса «Учитель года России». За 29 лет существования конкурса их собралось немало. Сегодня это уже большая стая «пеликанов», которые несут свой опыт и профессионализм в школы. Им всегда есть что сказать, научить, показать, предложить. Все они из разных регионов страны, и оттого вдвойне приятно видеть их всех вместе. Одна из таких встреч – фестиваль учительских клубов «Под крылом пеликана» – состоялась первого декабря в Ленинградском областном центре творчества одаренных детей и юношества «Интеллект» при поддержке ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования».Двенадцать хрустальных пеликанов – 5 Больших и 7 Малых – собрал в одно время в одном месте директор центра «Интеллект» Денис Игоревич Рочев, сам победитель конкурса «Учитель года России»-2014, при поддержке Комитета общего и профессионального образования, Ленинградского областного института развития образования и Профсоюза работников образования.Участниками мероприятия стали молодые учителя Ленинградской области. Как заметил Денис Игоревич, хочется, чтобы именно они увидели мастерство своих коллег, удивились, вдохновились, задумались и получили новый импульс для дальнейшего творчества. А еще чтобы они, молодые учителя, увидели, что конкурс «Учитель года» – это и есть идеальная траектория горизонтального развития карьеры, возможность выйти за рамки своего класса, своего предмета. И, забегая вперед, отмечу, что настроение после встречи совпало практически у всех – это сожаление…Программа фестиваля предполагала два дня, и за это время лучшие из лучших мира педагогики создавали, творили, делились опытом, восхищали и заставляли взглянуть на многие темы с иной точки зрения. Тон фестивалю задал вопрос о взаимодействии ребенка и цифровых технологий. Были рассмотрены различные аспекты восприятия школьником окружающей его информации, которую он может без особых усилий получить, и роли учителя в прогнозируемом будущем при глобальном цифровом буме. Последняя тема была особенно всем близка. Ведь, несмотря на стремительно меняющийся ландшафт современной жизни, учитель должен быть для ребенка добрым, справедливым и знающим человеком, который сможет подсказать, помочь найти тот вектор развития для школьника, который, вполне возможно, повлияет на его выбор в будущем.Открыл фестиваль хор молодых учителей, который объединил 60 активных педагогов Ленинградской области. Об этом хочется сказать отдельно. Это уникальное сообщество учителей всей области, неформальная форма общения. Вместе они исполнили песню «Ангелы судьбы». Композиция была написана в этом году лауреатом международных конкурсов, художественным руководителем хора Натальей Рочевой к Международному дню учителя. По ее словам, музыка и текст сложились в единое целое буквально за несколько дней. Премьера песни состоялась в начале октября в Мариинском театре на областном празднике в честь Дня учителя. Не каждому исполнителю выпадает шанс выйти на сцену Мариинского театра, а для учителей хора сбылась мечта! И, безусловно, это событие останется в их памяти навсегда. Для нашего фестиваля это был яркий, мощный старт, в котором угадывалось желание показать, что учителя могут выступить как единое целое ради большой цели. Добрые слова песни стали девизом декабрьской встречи.В течение второй половины первого дня проводились мастер-классы от абсолютных победителей конкурса «Учитель года России». Каждый из «пеликанов» подготовил новый неожиданный мастер-класс, каждая заявленная тема была актуальна. Педагоги открыто говорили о том, что их волнует, выделяя проблематику и предлагая пути для ее решения.Первым выступил абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2002 Игорь Борисович Смирнов с темой «Что русскому хорошо, то…». Абсолютное знание менталитета и понимание специфики жизни в Китае, в Германии позволило ему широко развернуться в своем выступлении и показать с неожиданных ракурсов разность народов, приводя всевозможные примеры точек зрения на одинаковые события.Игорь Альбертович Карачевцев, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2003, с присущими ему интеллигентностью и деликатностью заставил нас увидеть одно простое правило: во все времена, несмотря ни на что, человеку нужен человек. Первые два участника – корифеи педагогического фронта – задали нужный вектор фестивалю.Подхватил эстафету старшего поколения абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2017 молодой учитель истории из Санкт-Петербурга Илья Сергеевич Демаков. Его выступление под названием «Педагогический стиль? Форма подачи как вызов для учителя в цифровую эпоху» помогло всем нам увидеть педагога глазами ребенка и осознать важность неформальной подачи нового материала школьнику.Алла Николаевна Головенькина, учитель биологии из Татарстана, учитель года России-2014, продумала формулу освоения урока и блестяще представила ее в своем выступлении под названием «Наследственность и изменчивость». По словам Аллы Николаевны, «понимать» равно «слышать».Ярко выступил Александр Александрович Демахин, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2012. Педагог представил множество примеров театральных постановок, которые можно перенять в свой учебный формат.Один из самых запоминающихся мастер-классов подготовила Анна Юрьевна Стельмахович, победитель конкурса «Учитель года России»-2014, по теме «Современный подросток и нравственность». Учитель подняла острый и неудобный вопрос о восприятии подростком современных реалий. Как сегодня понимается термин «патриотизм», где проходит граница между вседозволенностью и юношеским максимализмом? На что стоит обратить внимание педагогу при формировании у подростка человеческих ценностей, базовых установок?Завершала вечер Мария Евгеньевна Ахапкина, победитель конкурса «Учитель года России»-2015, преподаватель английского языка, с темой «Развитие навыков спонтанной речи, интерпретация речи». Энергично, ярко и остроумно она показала проблему усвоения языка, выделяя главным образом зажатость и малое количество практики, а также путь решения проблемы – язык как игровое поле, где нет скованности, а есть движение и радость изучения новых слов.Второй, и он же последний, день форума был целиком отдан под предметные семинары: математика, биология, филология, история, английский язык, начальные классы… Педагоги-участники переворачивали представления о методике подачи предмета, предлагали новые форматы. Каждый мастер-класс и предметный семинар, представленный на фестивале, – это в каком-то смысле перформанс, или, если хотите, полная импровизации постановка, настоящий клад для желающих получить новые идеи.
Подводя итоги фестиваля, директор центра «Интеллект» Денис Игоревич Рочев выразил надежду, что последующие встречи станут традиционными и снова соберут друзей-профессионалов, а большая стая «пеликанов» встретится вновь на одной площадке. А главный редактор «Учительской газеты» Петр Григорьевич Положевец поблагодарил всех участников, подчеркнув, что конкурс «Учитель года» – это каждый раз открытие новых людей, новых идей, новых технологий. И благодаря таким фестивалям эти открытия становятся доступными для всех педагогов.
P.S. После завершения фестиваля по пути в аэропорт Александр Демахин на мой вопрос о прошедшем мероприятии ответил, что сожалеет. Сожалеет, что так быстро пролетели эти два дня. Что мероприятия подобного формата необходимо проводить чаще и дольше. Что хочется послушать всех и побывать на каждом открытом уроке. Получить новые знания и предложить свои идеи. Каждому, кто находится в «пеликаньей стае», необходим тот самый творческий импульс, который рождается в процессе общения среди лучших и который способен обогатить каждого из нас.
Ленинградская область
Комментарии