search
main
0

Почти Европа. Место, индивидуальные потребности и специфика учреждения учитываются

Общественная палата РФ под председательством Любови Духаниной провела обсуждение проекта стандарта дошкольного образования, который по плану Минобрнауки РФ должен быть принят до 1 сентября 2013 года.

Любовь ДУХАНИНА, президент образовательного холдинга «Наследник»:- Нет необходимости разъяснять роль дошкольного периода в развитии вообще человека в целом, в его успешности, в его карьере, в его просто счастливом образе жизни. Проект стандарта был размещен на сайте Министерства образования и науки, предложения и замечания получает и Общественная палата. Очень хорошо на самом деле, что есть большое количество мнений по этому поводу, именно они дают возможность нам, разработчикам, и Минобрнауки РФ их учесть. Некоторые из позиций совершенно очевидны, например, то, что действие стандарта надо распространить на все организационно-правовые формы и организации, занимающиеся дошкольным образованием. Так же как не вызывает вопроса и предложение об уточнении понятийного аппарата. И почему-то, говоря о консультировании родителей, имеют в виду только родителей детей с особенностями здоровья. Мне кажется, необходимо консультировать о проблемах развития абсолютно всех.Александр АСМОЛОВ, директор ФИРО, руководитель рабочей группы по разработке стандарта дошкольного образования: – Когда говорят – «детство», когда каждый видит, насколько разнообразен каждый ребенок, сколько в нем возможностей, сколько в нем уникальности, и при этом рядом произносят слово «стандарт», то неизбежно возникают самые разные ассоциации, причем и те ассоциации, что могут смутить любое нормальное сознание. Поэтому с самого начала идеология разработки стандарта как реальности, связанной с тем, что дошколка становится определенным самостоятельным нормативно-правовым уровнем образования, стала тем моментом, который побудил группу разработчиков за короткий срок – практически в 4 месяца – разработать проект стандарта дошкольного образования прежде всего как стандарт поддержки разнообразия детства. При разработке стандарта разработчики, имеющие разные подходы, разные взгляды, но ищущие стратегию накопления согласия, очень четко придерживались гиппократовского принципа «не навреди». Наш стандарт – стандарт развития, а не жесткого контроля.Татьяна ВОЛОСОВЕЦ, директор Института психолого-педагогических проблем детства РАО:- Предмет регулирования стандарта – отношения в сфере образования между их участниками, самими дошкольниками, педагогами, психологами, родителями детей, муниципальными, региональными и федеральными органами управления образованием.Одна из важных целей стандарта – обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования, потому что он дает реальную возможность каждому ребенку получить дошкольное образование. К 2016 году очередей в детские сады по плану Правительства Российской Федерации в нашей стране не будет, таким образом, каждый ребенок сможет попасть в то образовательное учреждение, куда он хочет попасть. Когда мы говорим о том, что стандарт обеспечит единство в структуре программ, единство в условиях их реализации, единство в результатах как целевых ориентиров, думаю, что уже ни у кого не возникнет вопросов, как ребенок из детского сада во Владивостоке сможет поступить в первый класс московской школы.Социализация детей дошкольного возраста – то основание, вокруг которого, собственно, и раскручивается вся ситуация создания данного стандарта. Требования, которые обязательны при реализации программ, к условиям, к структуре и к результатам в нашем стандарте занимают главенствующую, самую важную позицию. Разработчики предлагают 4 образовательные области – направления развития: коммуникативно-личностное развитие, познавательно-речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие ребенка.Требования к результатам в стандарте представлены в виде целевых ориентиров. И никаких требований в виде результатов! Целевые ориентиры могут быть полезны не только педагогам и психологам дошкольных образовательных организаций, но и широкой общественности.Игорь РЕМОРЕНКО, заместитель министра образования и науки РФ:- В новом Законе «Об образовании в Российской Федерации» этот стандарт особенно выделен из двух соображений. Первое – это действительно документ, который описывает государственную гарантию. Статус уровня дошкольного образования, стандартов дошкольного образования состоит в том, что сейчас в отличие от прежнего времени ситуация, когда государство обязано найти гражданину какой-либо вариант дошкольного образования. До 1 сентября 2013 года такого обязательства де-юре не было, с 1 сентября появится новый статус дошкольного образования, стандарт, который говорит, что надо сделать, чтобы такую гарантию предоставить. Мне кажется, стандарт задает уровень дошкольного образования как значимый с точки зрения своих задач и своих результатов. Стандарт как регулятор дошкольного образования стал более европейским. Это документ, рассчитывающий на то, что каждое учреждение, которое этот стандарт реализует, имеет еще свою собственную программу, специфичную для той местности, где она работает, тех родителей, которые туда пришли, те индивидуальные потребности граждан, которые сложились непосредственно применительно к этому образовательному учреждению. Не случайно в законе есть специальная оговорка, что это единственный из стандартов по всем уровням образования, который не предполагает аттестацию тех, кто по этому стандарту образовывается.Ольга КАРАБАНОВА, заместитель декана факультета психологии Московского государственного университета имени Ломоносова:- В стандарте указано, что аттестация детей недопустима, и это полностью соответствует закону. Вместе с тем в стандарте указывается целесообразность проведения некоторого мониторинга развития ребенка с учетом пожеланий и согласия родителей, мониторинга, который позволил бы перестроить, создать новые условия, обеспечивающие благополучное развитие ребенка и полную реализацию его потенциала. Преемственность детского сада и начальной школы ни в коем случае нельзя понимать как некий обязательный минимум зуновского типа, это готовность самого ребенка, образовательного учреждения принять ребенка таким, какой он есть. Ирина АБАНКИНА, директор Института развития образования Высшей школы экономики:- Самое основное в дошкольном образовании – взаимодействие ребенка и взрослого. Педагогу  сегодня наше общество начало доверять, весь бум с дошкольным образованием связан в первую очередь с доверием к педагогам и с желанием включить дошкольное образование в стратегию семьи, и это не просто мода, это другое отношение.Содействие очень важно. Доступность дошкольного образования в стандарте поставлена во главу угла. Именно из-за этого в нем есть и вариативность, и гибкость, и поддержка всех форм, причем государственного, муниципального и негосударственного сектора. Мы работаем в пространстве ограниченных ресурсов, справиться в пространстве неограниченном мы не сможем.Конечно, у нас просчитаны возможные сценарии того, сколько может стоить тот или иной вариант развития. Тем не менее мы все понимаем, что это должно быть открытое пространство, вовлекающее туда и индивидуальных предпринимателей, и педагогов, которые с этим связаны, расширяя и семейные формы, и гибкое сочетание возможного кратковременного пребывания, и развитие сети дошкольных образовательных учреждений, и сетевое взаимодействие с другими учреждениями спорта, культуры, наверное, это и школы, там, где это возможно.Екатерина ВОЕЙКОВА, преподаватель:- Хочу, чтобы такие виды деятельности, как музыкальная, художественная, изобразительная, в стандарте все-таки были иногда расшифрованы, чтобы была несколько смягчена познавательная направленность, например, в нем подчеркивается исключительно познавательный интерес, хотя у детей не только он. Покупая себе в квартиру диван, мы смотрим, красивый он или нет, а не только функциональный или нет. Поэтому нужно говорить о том, что эстетическая ориентированность среды предполагает приоритет красоты и выразительности предметов быта и искусства, создание условий для занятия разными видами искусства в детском саду. Думаю, нужно, чтобы разработчики приложили терминологический словарь, так как не совсем понятны такие предложения, как перегрузка педагогов, что под ними предполагают разработчики. Очень спорно предложение поставить наполняемость группы в зависимость от профессионализма педагогического персонала. Тут возникает вопрос – кому больше достанется детей: тому, кто хорошо работает, или тому, кто работает плохо? Ольга БРУСОВА, проректор Тверского областного института повышения квалификации учителей:- Я вижу две проблемы, которые существуют, как я считаю, не только в нашем регионе и которые необходимо отразить в стандарте.Первая проблема – то, что в сельской местности наиболее низкий охват детей дошкольным образованием. Причины – удаленность детского сада от места проживания ребенка, непривлекательность для родителей условий нахождения там и кадрового обеспечения реализации программы. Пересилить эту проблему достаточно сложно, потому что очень часто ребенка оставляют просто в доме, он болтается по деревне. Поэтому мы считаем, что необходимо особо отметить в стандарте положение, гарантирующее получение детьми, проживающими в сельской местности, качественных образовательных услуг.Вторая проблема – проблема кадрового обеспечения: низкий уровень квалификации наших воспитателей в детских садах. Мамы, которые приводят своих детей и идут за ними в детский сад работать. При этом сейчас все больше детей, которые нуждаются в особом, индивидуальном психолого-педагогическом сопровождении, имеют отклонения в развитии и требуют индивидуального психолого-педагогического сопровождения. Поэтому мы считаем, что в стандарте должно быть прописано, что в штатном расписании детского сада должны быть узкие специалисты – педагоги-психологи, дефектологи, логопеды, без которых сейчас, конечно, в полном объеме качественные услуги дошкольного образования не предоставить.Наталья ГУБАНОВА, доцент кафедры дошкольного, начального и специального образования Московского государственного областного социально-гуманитарного института:- В стандарте написано, что образовательная среда составляет систему условий, например, социализации и развития детей, а хочется, чтобы это было воспитание социализации и развития детей. Слово «развитие» в стандарте ключевое, таким оно и станет для воспитателя, но вспомним Выготского: к правильному развитию приводит правильно организованное воспитание!Татьяна УДЯНСКАЯ, старший воспитатель центра развития ребенка «Зорька» – детского сада №16 города Железногорска Курской области:- Интеграция, конечно, нужна, потому что предметный подход, существовавший до федеральных государственных требований, не давал целостного восприятия картины мира дошкольника. Но нет комплексно-тематического подхода, а это необходимо, он уже прижился в дошкольном образовании.И нельзя недооценивать ту работу, которую проводят на местах методические службы. Современный воспитатель не просто сидит и «пасет» детей, он исследователь. А для изучения объекта своего воспитания, чтобы заниматься его развитием, ему нужен инструментарий, чтобы увидеть свой результат. Но все происходит очень быстро. Мы не успеваем разработать образовательную программу, как приходит проверяющий орган. Нет примерной основной программы, нет приказа к оценке результатов, но нам говорят: образовательная программа уже должна быть, и мы ее разрабатываем, после чего нас снова проверяют. Мы озадачены: пришло большое количество непрофессиональных, неподготовленных воспитателей. Обратились за помощью в Академию повышения квалификации работников образования, но уже в начале осени проверяющие органы придут и будут нас штрафовать.Тамара КОМАРОВА, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой эстетического воспитания педагогического факультета МГГУ:- В международных документах говорится о том, что воспитатель должен быть высокопрофессионально образованным человеком. Что это значит? Мы сейчас делаем учебные планы чуть ли не раз в квартал, все время снижаются часы на работу со студентами, вся работа переносится на свободное время, а его никто не контролирует. Что воспитатели за это время получают, куда они движутся, в каком направлении, мы не знаем, а здесь необходима какая-то конкретность. Я могла бы привести много очень ярких примеров, какие диагностики используют некоторые психологи, а наши инспекторы и методисты тут же ставят задачки, не считаясь с программой, с пожеланиями и рекомендациями воспитателей, учить детей тому-то и тому-то.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте