Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Почетный титул. E-портфолио как средство развития творческих способностей

Учительская газета, №17 от 28 апреля 2009. Читать номер
Автор:

Технология портфолио используется на всех уровнях образовательной системы все чаще. В педагогике это понятие обычно рассматривают как собрание (коллекцию) работ обучаемого, которое наглядно демонстрирует не только его достижения по тому или иному предмету, но и динамику развития творческих способностей за определенный отрезок времени. Работа по заполнению и ведению портфолио предоставляет обучаемым возможность для полноценного самоанализа результатов своей учебной деятельности и рефлексии, создает условия для развития творческих способностей.

Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

В последние годы традиционный портфолио в виде рабочей тетради, или дневника достижений постепенно вытесняется электронным портфолио (е-портфолио), который реализуется с помощью средств ИКТ и позволяет автору портфолио отбирать и структурировать информацию, представленную в различных форматах (аудио, видео, анимация, текст, диаграммы и графики и прочее).

E-портфолио перед традиционным (бумажным) имеет следующие преимущества:

портативность (занимает гораздо меньше физического места, поскольку его можно записать на любой носитель информации);

простота управления содержимым (в е-портфолио можно организовать систему гиперссылок и управляющих кнопок);

доступность (используя онлайн-версию портфолио, выложенную на сайтах, автор может в любой момент времени, в любом месте, имея доступ к Интернету, добавлять и изменять ее содержимое);

обеспечение конфиденциальности (доступ к е-портфолио можно защитить паролем, а также предусмотреть различные права доступа к электронным материалам);

кроме того, создание и использование е-портфолио существенно повышает уровень информационной компетентности его автора;

Дисциплина «Использование современных ИКТ в учебном процессе», изучаемая на четвертом курсе студентами института иностранных языков РГУ имени С.А. Есенина, была использована для внедрения технологии электронного языкового портфолио «My English Portfolio». В эксперименте принимали участие около 140 студентов, будущих учителей иностранного языка. На заполнение е-портфолио было отведено семь лабораторных занятий.

В основу «My English Portfolio» была положена концепция Европейского языкового портфеля (ЕЯП), разработанного под эгидой специалистов из Отдела языковой политики Совета Европы в 1998-2000 гг. Фактически это пакет документов, в которых его обладатель в течение длительного времени фиксирует свои достижения и опыт в овладении языком, полученные квалификации, а также отдельные виды выполненных им работ.

ЭЯП состоит из трех разделов:

Паспорт – фиксирует формальные и неформальные языковые навыки и опыт. Здесь же указывается оценка уровня владения автора языком с точки зрения уровней и навыков общеевропейских компетенций;

Языковая биография – помогает планировать собственный учебный процесс, оценивать успехи, побуждает фиксировать, что умеет делать обучаемый на каждом из языков, а также включать информацию о лингвистическом и культурном опыте, полученном в рамках формального и неформального образовательного контекста;

Досье – в этот раздел студент включает работы, которые лучше всего демонстрируют его языковые возможности.

Модель е-портфолио «My English Portfolio» реализована с помощью средств Microsoft Office, в частности, редактора презентаций PowerPoint. Выбранное ПО позволяет выполнять целый ряд необходимых операций, предоставляя достаточно широкие возможности:

управлять процессом проведения презентации, отображая входящие в нее слайды;

работать с текстом, таблицами, анимацией, объектами Word, Excel и Интернета, а также импортировать в портфолио графические, звуковые и видеофайлы;

устанавливать параметры дизайна слайда (фон, гарнитуру и кегль шрифта, цветовые схемы);

производить настройку различных типов разметки слайда информацией;

создавать электронные формы с помощью элемента Поле для записи;

настраивать анимацию объектов на слайдах портфолио;

настраивать управляющие элементы (кнопки, гиперссылки) для перехода между разделами портфолио и другими файлами.

Состав и структура «My English Portfolio»

Шаблон е-портфолио включает 60 слайдов. Сюда входят титульный лист (рис. 1), оглавление с гиперссылками на соответствующие модули портфолио (Contents), руководство пользователя, а также четыре модуля. Каждый слайд содержит подробные методические указания (заметки), в которых подробно разъясняются принципы создания и заполнения компонентов портфолио. Их можно просматривать как в режиме редактирования, так и в режиме показа слайдов.

Все разделы связаны между собой перекрестными ссылками и кнопками, позволяющими в любой момент перейти к содержанию. Кнопки выполнены в виде графических файлов, соответствующих тематике разделов.

Е-портфолио по английскому языку состоит из четырех модулей.

My Portrait (мой портрет)

Сюда входят сведения о студенте, резюме, фотографии, информация о полученном и текущем образовании.

Включает разделы:

Name – имя и фамилия автора портфолио. Студентам было предложено поработать с электронной формой PowerPoint (элемент Поле для записи). Также на данный слайд необходимо поместить свою фотографию. Если у студента есть готовая цифровая фотография, то ее просто нужно импортировать (вставить) из нужной папки на жестком диске. Бумажное фото необходимо предварительно отсканировать и сохранить файл в формате jpg.

My Resume – резюме автора портфолио (также выполнено с помощью электронной формы). В резюме входят следующие пункты: Name and Surname (имя и фамилия), Age (возраст), Education (School and University) – образование, полученное в школе и получаемое в вузе с указанием факультета, курса, специальности, I have been learning English for…(в течение какого времени я изучаю английский язык), The aim of my learning (цель моего обучения), My hobbies (мои увлечения), My personal qualities (мои личностные качества), My plans for the future (мои планы на будущее);

My School Years (мои школьные годы). В данном разделе студентам было предложено найти свои школьные фотографии, отсканировать их (или принести в цифровом виде на любом носителе информации) и импортировать в портфолио;

My University (мой университет). На данный слайд портфолио нужно добавить фотографию и название вуза;

My Group and Me (моя группа и я) – список и фото группы.

My Language Passport (мой языковой паспорт)

Включает самооценку собственных умений и навыков по четырем видам речевой деятельности, разработку дополнительных материалов и заданий, которые впоследствии можно будет использовать на уроках английского языка во время педагогической практики в школе (рис. 2-3).

Разделы:

How Do I Learn English? (Как я изучаю английский язык?)

My Language Passport – титульная страница раздела, языковой паспорт, выполненная с помощью графических элементов и гиперссылок на подразделы: Listening (аудирование), Reading (чтение), Speaking (говорение), Writing (письмо). Каждый из этих подразделов содержит:

электронные таблицы самооценки собственных умений и навыков по каждому из шести уровней владения языком (A1 = Breakthrough (Уровень выживания); A2 = Waystage (Предпороговый уровень); В1 = Threshold (Пороговый уровень); В2 = Vantage (Пороговый продвинутый уровень); С1 = Effectiveness (Высокий); С2 = Mastery (Владение в совершенстве));

Электронные таблицы выглядят так, как изображено на рис. 4.

Если утверждение соответствует текущим навыкам обучаемого, то необходимо поместить изображение в соответствующие ячейки графы I do this now. Если нет – изображение размещается в ячейки графы I’d like to do this in future.

После заполнения электронных таблиц самооценки студент должен составить задания на отработку навыков по каждому из видов речевой деятельности. Каждое задание создается в отдельном файле Word. Для связи данных файлов с портфолио предусмотрены специальные подразделы: Listening. My Exercise; Reading. My Exercise; Speaking. My Exercise; Writing. My Exercise (рис. 5).

Для осуществления обратной связи с портфолио в текстовых файлах заданий нужно создать гиперссылку Back to Portfolio.

В файлах-заданиях должен содержаться не только текст, но и разнообразные элементы изобразительной (картинки, иллюстрации, фотографии) и логической наглядности (схемы, таблицы). К заданию по аудированию может прилагаться звуковой файл в формате mp3 (в этом случае на него обязательно должна быть сделана ссылка из портфолио).

My Works (мои работы)

В рамках работы над этим модулем студентам предлагается создать компоненты электронного учебно-методического комплекса (рис. 6).

Сюда входят:

My Electronic Book (электронное средство учебного назначения по английскому языку);

My Lesson Plans (конспект урока учителя, план урока для ученика);

My Test (тест, созданный в прикладной программе My Test).

Электронное средство учебного назначения по английскому языку должно быть реализовано в программе PowerPoint. Студент создает мультимедийную презентацию на английском языке с элементами управления (гиперссылки и управляющие кнопки) и эффектами анимации.

Для заполнения данных разделов е-портфолио студентам необходимо воспользоваться своими знаниями в области методики преподавания английского языка. Как будущим учителям им предложено создать конспект урока для учителя и план для ученика.

Данные задания должны быть выполнены в программе Word. В конспекте необходимо отразить цели и задачи урока, его тип; средства обучения; методическую литературу и ресурсы, используемые для разработки конспекта; этапы урока; наглядность; содержание заданий, время, отведенное для их выполнения; режимы работы на уроке и так далее.

Для обеспечения обратной связи е-портфолио конспект и план урока для ученика связываются между собой перекрестными гиперссылками. Если к конспекту прилагаются дополнительные материалы в Word или других программах, графические, видео- и звуковые файлы, необходимо также сделать гиперссылку на папку, в которой они хранятся.

Современный учитель использует разные формы контроля на всех этапах процесса обучения. Студентам было предложено познакомиться с принципами создания компьютерных тестов. Для этого мы использовали прикладное программное средство для создания тестов – семейство программ MyTest.

Программный комплекс MyTest состоит из трех модулей:

MyTest Editor – редактор для создания тестов. Позволяет создавать следующие типы тестовых заданий:

– одиночный выбор (один правильный ответ из нескольких);

– множественный выбор (несколько правильных ответов из предложенных);

– упорядоченная последовательность (восстановление правильного порядка элементов);

– соответствие (сопоставление элементов из двух столбцов. Вопрос с сопоставлением удобно применять в случаях, когда требуется упорядочить элементы или сгруппировать какие либо элементы по определенным признакам);

– ввод текстового значения с клавиатуры (текстовая строка в качестве ответа);

– ввод числового значения с клавиатуры (число в качестве ответа);

MyTest Student – программа, в которой учащиеся проходят тестирование;

MyTest Server – журнал (сервер), позволяющий централизованно принимать и обрабатывать результаты тестирования посредством компьютерной сети.

My Reflection and Self-assessment

(рефлексия и самоанализ),

Модель представлена следующими разделами:

Am I Satisfied with My Results? (Удовлетворен ли я своими результатами?)

How will I Use the Information from My Portfolio? (Как я планирую использовать информацию из портфолио?)

What else should I Learn to Improve My English? (Что еще я должен изучить, чтобы улучшить свои знания по английскому языку?)

I have Known the Following Educational Internet Recourses (Я узнал следующие образовательные интерент-ресурсы).

My Comments about the Technology of Portfolio (Мои комментарии о технологии е-портфолио).

Студентам предложено проанализировать проделанную работу над е-портфолио, выявить его преимущества и недостатки, определить дальнейшие горизонты изучения иностранного языка, высказать свое мнение об этой технологии.

Во время эксперимента и по его завершении было проведено анкетирование студентов. Результаты позволяют сделать следующие выводы относительно использования технологии электронного языкового портфолио в вузе:

навыки, полученные в результате работы с е-портфолио, можно использовать в профессиональной деятельности будущего учителя иностранных языков;

работа с технологией е-портфолио позволяет развивать креативность, самостоятельность, целеустремленность, терпение, аккуратность, ответственность;

электронные таблицы самооценки собственных умений и навыков по всем видам речевой деятельности помогают осознать свои дальнейшие перспективы в изучении английского языка и выявить имеющиеся пробелы в знаниях;

технология е-портфолио способствует формированию информационной компетентности будущего учителя, помогает развить целый ряд полезных навыков (работа с графической информацией, разработка и создание мультимедийных презентаций, создание тестовых заданий в прикладных программах, поиск информации в Интернете, работа с электронными средствами учебного назначения по английскому языку и так далее);

электронный языковой портфолио – эффективное средство для самооценки, рефлексии и антиципации.

Юлия ДЕРГАЧЕВА, преподаватель кафедры информатизации образования и методики информатики Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту