search
main
0

Почему в стране дефицит педагогических кадров: мнение экспертов сферы образования

На телеканале РБК 29 апреля вышел очередной выпуск телепрограммы «День. Главное», в котором обсуждали проблему дефицита педагогических кадров, зарплат преподавателей, статуса учителей и многое другое. Разумеется, главное слово здесь было предоставлено уважаемым спикерам.

Фото: ru.freepik.com

– Это проблема системная, – сказал ректор Российского нового университета, академик РАО Владимир Зернов. – Каждое отдельное звено может быть вполне нормальным, но все вместе они почему-то работают плохо. В послевоенные годы я учился в двух сельских школах в Белгородской области. Ни в одной из них не было преподавателей физики и математики, которые бы имели профессиональное педагогическое образование. Были агрономы, были зоотехники, но их ученики все равно побеждали на всех олимпиадах, в которых участвовали, а потом поступали в ведущие вузы страны – МГУ, МВТУ, Физтех и пр. Причина в том, что люди, которые с нами работали, любили свою профессию. Почему же люди уходят из нее? В советские времена зарплата педагога никогда не была выше, чем у того же инженера, а часто даже и ниже. Тем не менее, проблемы нехватки учителей, как сейчас, не существовало. Потому что авторитет профессии был несоизмеримо более высоким. Работать учителем было почетно, его уважали и ценили. Но сегодня, например, студент приходит в педвуз и начинает с увлечением учиться. А потом на каком-то этапе у него пропадает желание идти в школу. Если мы поймаем этот момент и поймем, что же именно отбивает охоту работать по специальности, можно будет решить эту проблему. Мне кажется, проблема в том, что «клиент всегда прав».

Владимир Алексеевич, очевидно, имел в виду то, что ученики почему-то по умолчанию всегда и в любом конфликте считаются правыми, а виноватыми – их преподаватели. Это неправильно.

Как отметил один из участников обсуждения, заведующий кафедрой сравнительной политологии, ведущий научный сотрудник Факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова Артур Демчук, в его университете такой проблемы, чтобы некому было работать, нет. Зато есть проблема старения кадров.

– У нас стараются набирать молодых, привлекают грантами, зарплатами, – сказал он. – В других вузах иначе, хотя старение кадров – забота общая, и надо готовить смену. Но дело не только в зарплате, а еще и в условиях труда, перспективах роста, комфорте. Человек может хотеть работать в городе, но не готов поехать в деревню, потому что там ни концертных залов, ни выставок, ни кино, ни театров. И, конечно же, жилищная проблема тоже крайне важна.

– Я работал в тюменской школе, и очень быстро понял, что на этапе классного руководства список обязанностей составляет более 30 пунктов, а доплата за все это – только 7000 рублей, – рассказал Виктор Медведев, создатель самого результативного в стране центра подготовки к ЕГЭ «Репетиторская империя», учитель истории и обществознания. – Представьте себе, у учителя 30 часов нагрузки, а ему еще и надо общаться после уроков с детьми, готовить социометрию, вести контроль за социальными сетями, обновлять информацию по питанию, получать учебники, заполнять электронный журнал… словом, делать огромное количество дел, многие из которых вообще не оплачиваются. Скажем, на дежурство требовалось приходить к 7:30, несмотря на то, что уроки начинаются в 9:40, то есть эти более чем два часа по факту нам никто не оплачивал. И в совокупности молодой педагог за все это получал 37 000 рублей, что по нашим меркам очень мало, жить на это и содержать семью нереально. А главное, непонятно, как вообще формируется твоя оплата и как ты можешь на нее повлиять. Я сам, как учитель, восемь раз сдал ЕГЭ на 100 баллов, но мой личный профессионализм и знание предмета никак не отразились на моей зарплате. При том что я изначально юрист по образованию, а педагогическую специальность учителя истории и обществознания, а еще – психолога, получил дополнительно.

Ведущие сделали вывод: если бы Виктор с самого начала пошел в педагогический вуз, у него была бы педпрактика, на которой он сразу бы все понял. А так получилось, что он явился в школу, ничего не зная, и только в процессе работы постиг истину, которая его сильно огорчила. Впрочем, сами по себе уроки и преподавание ему нравятся, а вот все остальное, непонятное, вообще не устраивает. Потому что лично для него вся эта неразбериха – хуже смерти. Медведев убежден: учитель должен заниматься своим делом, то есть вести уроки по своему предмету, а не отвлекаться на массу того, что имеет к этому очень малое отношение.

– Одним росчерком пера проблему не решить, я согласна, что она имеет комплексную природу, – согласилась с коллегами Наталья Тарасова, ведущий научный сотрудник научно-образовательного центра развития Высшей школы государственного управления Президентской академии, кандидат педагогических наук. – Бюрократизация образования – бич, и от нее страдают многие тысячи педагогов. Но, конечно же, большинство педагогов находятся в состоянии безысходности, особенно в предпенсионном возрасте. Их количество растет, а молодые и зрелые, наоборот, уходят из профессии. И у педагогического сообщества есть ожидание, что если им поднимут зарплату, жить станет легче, веселее. Пока же идет словоблудие – все время говорят, пересматривают, запускают новые модели, меняют подходы, но до сих пор мало кто понимает, как формируется зарплата. Учитель вынужден перерабатывать, брать не одну, а две ставки, делая в два раза больше, чем должен. И не может быть такого, что в одном субъекте педагог выполняет то же, что и в другом, но получает в 2–3 раза меньше. В богатых регионах есть возможности доплачивать, а в бедных – нет. Да, в былые времена очень многие вопросы внутри школы решали сами учителя – таскали книги, красили, мыли, и это считалось нормой, никто не смел отказаться. Но сегодня на учителей навесили столь много дополнительных задач, что людям, особенно только пришедшим в профессию, все это кажется вообще диким и вызывает отторжение, потому что они на такое вообще не рассчитывали.

И, конечно же, участники встречи сошлись на том, что учителя сегодня очень слабо защищены, их унижают и оскорбляют, причем их обидчикам за это ничего не бывает, но виноватыми почему-то все равно становятся сами педагоги. При таком положении дел никакая зарплата не сможет восполнить потраченных нервных клеток.

– Зарплаты важны, это так, и если люди делают одно и то же, они получать за свою работу должны одну зарплату, – заявила Екатерина Морозова, Председатель Единой независимой ассоциации педагогов. – Оплата за ставку должна быть достойной и приемлемой, чтобы люди не стремились брать как можно больше часов и могли себе за эти деньги позволить в любом регионе покупать то, что им нужно для жизни и работы. А пока они вынуждены подрабатывать на стороне. Или вовсе уходить из школы, потому что порой прессинг со стороны учеников, родителей и, вы не поверите, своих же коллег становится невыносимым. Родителей пустили в школы, решив, что это будет на пользу всем, в результате они начали диктовать учителям, как тем надо работать, учить и воспитывать. Родительские чаты пестрят обвинениями в адрес учителей, но получается странная ситуация: непрофессионалы ставят себя выше тех, кто несколько лет учился в вузе преподавательскому делу, а потом еще и много лет проработал в школе. Так быть не должно. У учителя должно быть строго определенное время для общения с родителями, а сегодня любая мама может позвонить или написать ему, хоть утром, хоть вечером, и потребовать ответа, как там ее ребеночек себя ведет и почему у него плохие отметки. Педагог должен быть защищен, и это вопрос касается не только и не столько зарплаты.

На это телеведущие – участники обсуждения, которые сами являются родителями, почему-то восприняли слова спикера на свой счет и начали доказывать, что она преувеличивает, сгущает краски, в реальности все не так, «я сам ничего такого не делаю!»

В итоге все пришли к выводу: деньги, конечно же, важны, и хотя не в них счастье, зарплаты стоило бы поднять, а учителей – изолировать от нападок как детей, так и взрослых, в том числе, своих же коллег и начальников.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте