search
main
Топ 10
Учителя Ульяновской области отметили избыточность конкурсов и тотальную отчетность Абсолютным победителем конкурса педагогического мастерства стал учитель из Северной Осетии Школа без оценок: московские выпускники остались без отметок и проверочных работ Какие олимпиады могут помочь при поступлении в вуз в 2023 году Власти Владивостока продлили свободное посещение школ из-за снежного циклона С января 2023 года школы обязаны будут использовать систему «Моя школа» В Ульяновске одну из улиц назовут в честь народного учителя Латышева Минобрнауки Калужской области: в регионе апробация ФГИС «Моя школа» прошла успешно В подмосковных школах стартуют региональные диагностические работы Шестиклассница из Северной Осетии победила во всероссийском конкурсе Минпросвещения обнародовало, где и когда будут проходить финалы Всероссийской олимпиады школьников В школьных уроках появятся видеоматериалы Единые программы по истории подготовят для российских школьников Стало известно, кто будет исполнять обязанности ректора РГУ имени Есенина Тверская область приняла эстафету Великой Северной экспедиции Подготовлен проект приказа об изменении порядка реализации сетевых образовательных программ Все ВПР не планируют переводить в компьютерный формат «Дети стоят на улице в минус 18»: в Кургане разгорелся скандал из-за прохода в школу С января в Подмосковье начинается прием заявок на участие в программе «Земский учитель» Минобрнауки России проанализирует работу вузов по вовлечению школьников в научно-техническое творчество
0

«Почему труд учителей так обесценился?». Педагоги из разных регионов России пишут в «Учительскую газету» о том, что происходит с зарплатой в их школах и детсадах

Школьные учителя, педагоги дополнительного образования и воспитатели детских садов продолжают присылать нам письма о наболевшем – о проблемах с зарплатой. Некоторые из них — буквально крик души.

​«Как жить?». Цитаты из писем

Наталья из Мурманской области в ноябре написала нам о том, что в регионе, несмотря на условия Крайнего Севера, оклад учителя может составлять 6 – 7 тысяч рублей. Так, автор письма – учитель средней общеобразовательной школы, имеет стаж работы свыше 35 лет, высшую категорию, нагрузка 23 часа и… оклад 6500 рублей!

«Как и откуда взялась эта сумма? Почему труд учителя так обесценился? Моя зарплата в итоге составила 26 000 рублей. Поэтому в школах в большинстве своем работают на 70-80% пенсионеры. Кто-то (мы понимаем, кто) умышленно разрушает всю систему образования! К сожалению…», – пишет Наталья.

Постскриптум она привела сравнение: «Зарплата работника булочной в г. Санкт Петербурге – 40 000 рублей, оклад – 25 000 рублей».

Еще одно письмо, автор которого пожелал остаться неназванным, пришло из Пермского края.

«Учитель начальных классов, 17 часов плюс классное руководство, плюс 3 часа внеурочной [работы] – зарплата около 14 000 рублей. Никаких доплат, надтарифного фонда нет… Стаж 26 лет, выслугу ещё не заработала. Как жить? Россия…», – пишет пермский педагог.

Своей историей, связанной с заработной платой, поделилась с редакцией Вера, педагог дополнительного образования с 14-летним стажем из Оренбургской области.

«До ввода новой системы оплата труда отношения в коллективе, как и сама зарплата, были предсказуемы и стабильны. Но в прошлом году, после ввода системы стимулирующих надбавок, которые в «рассчетке» выглядят как разовая премия, все изменилось. Коллеги стали доносить друг на друга: у кого детей мало на занятия пришло, а кто решил во время занятий на экскурсию детей сводить. Методисты стали бегать на каждое занятие, считать детей, проверять фамилии, требовать при детях, чтобы я рассказала, знаю ли я свое расписание. В общем, не самая приятная атмосфера для работы. Радуют только дети и работа с ними», – пишет Вера.

Однако, по ее словам, и этой радости ее во многом лишили, оставив для работы с детьми всего одну ставку, а остальные 18 часов автор должна работать «в кабинете, под присмотром выполняя то, что скажут».

«В итоге время на детей и подготовку к занятиям отобрали. В допобразовании вообще считается, что педагог должен готовиться к занятиям в свое личное время, а все часы – только учебные. Я шла работать в допобразование с подростками и успешно выполняла свою работу 14 лет. Мои ученики – победители всероссийских конкурсов, поступают в престижные вузы по направлению.  Но вот теперь из-за новой оплаты труда меня лишают возможности работать с детьми, заявляя, что мои знания и способности нужны для обучения методистов и т.д. Зарплата при таком тотальном контроле, атмосфере и требованиях скакала в 2017-2018 учебном году от 25 000 рублей под Новый год и до 16 000 – 17 000 рублей в обычные месяцы», – рассказывает педагог из Оребуржья.

Несколько лет назад ей предлагали перейти на руководящую должность, но любовь к работе с подростками тогда оказалась сильнее.

«Сейчас за 14 лет я в первый раз задумалась о том, чтобы действительно уйти. Такое ощущение, что министр живет в другом мире и живет только цифрами из отчетов, а не судьбами людей и, что самое главное, детей», – резюмирует автор.

За четыре года зарплата выросла на 2000 рублей…

Редкий выпуск нашей рубрики обходится без новостей из Карелии, и дело не только в том, что педагоги из республики готовы рассказывать о своих проблемах, чтобы добиться их решения. Карельские чиновники также «проявляют активность». Так, на одном из заседаний в Законодательном Собрании РК глава республики Артур Парфенчиков обратился к депутатам со словами о том, что нужно «тратить разумнее». Он констатировал, что на медицину и образование Карелии необходимы миллиарды. У дотационного региона таких средств нет.

Говоря о ситуации в школах республики, руководитель региона обнаружил осведомленность в уровне зарплат молодых учителей и технического персонала. Артур Парфенчиков отметил, что разница в зарплатах невелика и призвал… Нет, не повысить зарплату педагогам, а сокращать количество уборщиц в школе и более жестко подходить к нормированию их рабочего дня. Это поможет сократить нагрузку на бюджет. Неужели, по мнению властей, содержание техперсонала в школах – это одна из неоправданных трат, а чистота в образовательных организациях – задача не первостепенная?

Карельские учителя и воспитатели, в свою очередь, говорят о том, что их зарплата в 2018 году не растет. Так, одна из педагогов дошкольного образования обратилась в «Учительскую газету», чтобы рассказать о происходящем в Костомукшском районе республики.

«Начисляют 27 000 рублей, соответственно на руки получаю 23 – 23 500 рублей. Оклад 8 112 рублей, хотя несколько лет назад был запрос от Профсоюзов повысить нам оклад до 10 000 рублей. С 1 января этого года, когда повысился МРОТ, младший персонал (помощники воспитателей, уборщицы, кухонные работники, дворники и т.д.) стали получать зарплату в два раза выше, чем до этого. В связи с чем среди педагогов начались разговоры о том, почему нас уравняли? Ведь мы несём ответственность за 25 детей, проводим занятия, делаем проекты, ведём работу с родителями. Всё на нас, а о нас, можно сказать, вытерли ноги. Работаем три педагога на две группы, а когда кто-то уходит на больничный, весь график летит! Получается, вся жизнь зависит от работы! А у многих семьи, да и просто не хватает сил на личную жизнь. Депутаты нас не слышат, говорят: денег нет, если не нравится – увольняйтесь. Нам очень хотелось бы, чтобы наш труд оплачивался по достоинству. Мы с воспитателями собрали свои квитки за последние четыре года [копии есть в распоряжении редакции]. Зарплата за этот период выросла на 2000 рублей. И это за четыре года!», – негодует женщина.

Слово директорам

Будем объективными: нам рассказывают не только о проблемах. Руководители школ, техникумов и колледжей, которым удалось организовать распределение заработной платы на хорошем уровне, также делятся своим опытом. Одна из них – Татьяна Субботина, директор школы № 69 Екатеринбурга. Она отмечает, что школа, хоть и считается обычной общеобразовательной, в реальности отличается от других. Здесь создан районный ресурсный центр начального образования.

– Это значит, что большинство классов сконцентрировалось в начальном звене. В параллели первых сейчас семь классов, в то время как пятых, шестых – по одному. Из общего числа учащихся – их 767 – только сто человек относятся к уровню общего среднего образования. Соответственно, и учителей начальных классов – подавляющее большинство, – поясняет Татьяна Субботина.

По ее словам, специфика «начальников» заключается в том, что у них выходит не так много часов, ведь приходится «делиться» с предметниками: учителями физкультуры, иностранного языка.

– Чтобы как-то их поддержать, мы делим стимулирующий фонд заработной платы на две части, гарантированную и вариативную. Учебный год начинается с того, что подводим итоги прошлого: кто сколько детей вывел на олимпиады, конкурсы различного уровня, какие результаты были получены. «Ваши детки победили в городском конкурсе, вам дается на весь год определенная надбавка». Учителя понимают, что их усилия по продвижению своих учеников вознаграждаются не только морально, но и материально. Поработали хорошо в течение года – теперь справедливое вознаграждение. Вариативная же часть стимулирующего фонда учитывает текущие события, скажем, «повседневную» активность и результативность преподавателей. Конечно, развиваем и сеть платных услуг, начиная со спортивных секций и заканчивая кружком каллиграфии «Волшебное перышко», клубом юных путешественников. В итоге мы достигли и поддерживаем зарплату педагогов на уровне 30 тысяч рублей в месяц, – уточняет директор.

Директора колледжей и техникумов Санкт-Петербурга убеждены, что у преподавателей учреждений системы СПО в Северной столице нет повода для расстройства. Например, средняя зарплата молодого специалиста, без стажа, категории и на одну ставку, составляет не менее 30 тысяч рублей. Хотя, как уточнили руководители, редко кто работает на одну ставку. Около 90 % преподавателей берут 1,5 ставки.

Например, в колледже управления и коммерции средняя зарплата преподавателя достигает 52 тысячи рублей, но есть педагоги, получающие порядка 70 тысяч рублей в месяц. Мастеру производственного обучения платят 62 тысячи рублей. Сегодня, как считают директора колледжей, у руководителя появилась возможность финансово заинтересовать преподавателя, поэтому открытых вакансий в системе СПО практически нет. Кроме того, в некоторых колледжах, чтобы устроиться на работу, педагоги должны выдержать небольшой конкурс. Система СПО развивается динамично, и уже наметился явный интерес родителей и детей к этой форме образования. В этом году конкурс на некоторые специальности достигал 10 заявлений на место, а, в общем, средний конкурс в учреждения системы СПО Санкт-Петербурга составил 4,5 заявления на место.

Самые богатые и самые бедные

3 декабря РИА Новости опубликовало данные исследования заработков в российских регионах. В качестве основного показателя ранжирования его авторы использовали долю высокооплачиваемых работников с зарплатой более 100 000 рублей и долю низкооплачиваемых, зарабатывающих менее 15 000 рублей в месяц, а также диапазон самых распространенных зарплат в регионе.

Топ-10 регионов, в которых больше всего работников получают более 100 000 рублей, составили: Ямало-Ненецкий АО (27,03%), Чукотский АО (26,19%), Ненецкий АО (20,02%), Магаданская область (17,62%), Москва (17,59%), Сахалинская область (12,75%), Ханты-Мансийский АО – Югра (12,67%), Камчатский край (11,74%), Республика Саха (Якутия) (11,49%) и Мурманская область (8,43%).

В десятку регионов, с наименьшей долей работников, получающих больше 100 000 рублей, вошли: Калмыкия (0,7%), Орловская область (0,7%), Брянская область (0,69%), Тамбовская область (0,69%), Мордовия (0,68%), Чечня (0,67%), Дагестан (0,63%), Псковская область (0,62%), Кабардино-Балкария (0,61%) и Адыгея (0,59%).

В целом по России каждый пятый работник получает менее 15 тысяч рублей в месяц, сообщает РИА Новости. В 22 регионах более 33% людей зарабатывают меньше этой суммы. Лидером по доле низкооплачиваемых работников является Дагестан – 46%, а второй результат у Карачаево-Черкесской Республики – 44%. В шести субъектах двое из пяти работающих получают менее 15 тысяч в месяц. Таким образом, низкие зарплаты характерны для значительного числа российских регионов.

Вместе с тем, в некоторых местах, в основном дальневосточных и северных субъектах, почти нет людей, которые зарабатывают менее 15 тысяч рублей в месяц. Это во многом связано с тем, что цены на продукты и коммунальные услуги в северных и дальневосточных регионах очень высоки, а возможности для ведения подсобного хозяйства сильно ограничены климатическими условиями.

Средняя зарплата у работника в России, по данным исследования, составляет 17-44 тысячи рублей в месяц. В этот диапазон попадает половина работающих жителей страны, еще четверть получает больше, а четверть – меньше.

Уважаемые читатели-педагоги, если вы относитесь к перечисленным в этой главе регионам, пожалуйста, расскажите о том, как складывается ситуация с зарплатой в вашей образовательной организации? Все ли в порядке или есть проблемы? Составим общую картину положения дел в стране вместе!

И всех остальных, конечно, также по-прежнему призываем делиться новостями из ваших школ и детсадов, техникумов и вузов, сел и городов, районов и регионов!

Принимаем письма по адресу: uchitelskaya.gazeta@gmail.com, читаем ваши комментарии под материалами на сайте и в социальных сетях!

Фото Марии Голубевой

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте