Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Москва и москвичи

Почему нужно «плясать от печки»?

Отгадываем загадки наших предков
УГ - Москва, №46 от 17 ноября 2020. Читать номер
Автор:

Современные средства технического прогресса, внедренные в систему образования, позволяют школьникам получать и усваивать большой объем информации. Вместе с тем не перестают оставаться актуальными вопросы исторической памяти, формирования активной жизненной позиции, высокой нравственной культуры молодого поколения. Но школьники сегодня уже практически не встречают нигде слов «веретено», «коромысло», «сундук». Как же не дать прерваться памяти поколений в таких условиях? Помочь в этом могут приобщение школьников к посещению музеев, объектов культурного наследия страны, творческое развитие личности в целом.

На базе многих городских музеев реализуется проект «Урок в музее», с каждым годом увеличивается количество участников олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы», а любую школу уже невозможно представить без собственного тематического музея. Кроме того, МЭШ дает возможность совершать виртуальные экскурсии по, например, литературным музеям, находящимся на другом конце нашей страны.

Музейные технологии позволяют использовать небанальные формы проведения уроков: игры, викторины, квесты, урок Мужества, урок-суд.

Среди школьных музеев наиболее популярными являются музеи, посвященные Великой Отечественной войне, а также музеи истории русского быта.

На уроках русского языка в 5-6‑х классах можно дать следующие темы для проектов, исследований, небольших сообщений (которым можно уделить время практически на любом уроке в рамках развития устной речи обучающихся): «Почему изба так называется?», «Почему нужно «плясать от печки»?», «Где находится красный угол?», «Чем различаются лавка и скамья?».

Уроки литературы дают еще большее пространство для деятельности. При изучении фольклора учащиеся могут посетить школьный музей, посвященный истории русского быта, в котором смогут погрузиться в мир крестьянской семьи, внутреннего интерьера, убранства крестьянского жилища, предметов быта. Отдельные предметы (стиральная доска, утюги, керосиновая лампа, лапти, самовар, серп) из подобных экспозиций можно использовать при изучении русской литературы XIX века (И.С.Тургенев, «Муму», «Бирюк», И.А.Бунин, «Лапти», «Косцы»).

Как показывает практика, в каждом школьном музее военной тематики имеется материал, который можно использовать как иллюстрацию к художественному произведению. Уровень эмоционального воздействия на ребенка в этом случае многократно увеличивается. Учащиеся забывают, где художественный вымысел, а где – правда войны. Изучение рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет» можно провести как раз в музее воинской славы. В каждом подобном музее наверняка имеются фотографии защитников нашей Родины. Учитель может попросить учащихся вглядеться в лицо каждого, предположить, как сложилась судьба этого человека… В ходе такого урока учащиеся работают непосредственно с текстом художественного произведения, знакомятся с архивными материалами, учатся анализировать, приобретают навыки исследовательской деятельности. В будущем такой урок может лечь в основу проектов «О чем рассказала школьная фотография?», «История моей семьи в фотографиях».

Динамична и тем интересна для школьников такая форма, как квест. Его можно провести при изучении сказок. Допустим, в ходе прохождения квеста участникам необходимо по описанию найти определенный предмет (например, веретено из сказки В.А.Жуковского «Спящая царевна»). Приемы работы в данном случае будут чрезвычайно разнообразны:
– непосредственный контакт с предметом (можно брать в руки, рассматривать);
– работа по вопроснику (поиск и получение информации от самого предмета);
– ролевые игры (театрализация).

Благодаря ресурсам Московской электронной школы обучающиеся могут совершить экскурсии в далекие музеи В.П.Астафьева и В.Г.Распутина. Для контроля полученных знаний, конечно, следует выбрать не самые традиционные формы их проверки. Например, перед экскурсией учитель может раздать ученикам листочки, на которых будет написана по пунктам информация (достоверная и вымышленная). В левом от информации столбике учащиеся проставляют «да/нет» до просмотра видеоролика (контроль первичных знаний). После же просмотра видео они заполняют своими «да/нет» правый столбик. Самые внимательные получают оценки. Такая форма широко распространена в Сингапуре, чья система образования на сегодняшний день является одной из лучших в мире.

Стоит отметить и другое достоинство музейных технологий – метапредметность. Они помогают «навести мосты» разным школьным предметам, например литературе и истории, истории и географии, литературе и музыке, музыке и живописи (изо).

Применение музейных технологий играет позитивную роль в обучении и воспитании подростков. Они учат не забывать и разрушать, а помнить и создавать. Именно музейные технологии помогают ребенку отгадывать загадки, оставленные старинными вещами наших предков.

Павел ТЮРНИКОВ, учитель русского языка и литературы школы №1542


Комментарии

Нужно ли изменить модель итогового сочинения для одиннадцатиклассников?
  • Итоговое сочинение нужно отменить совсем или заменить его диктантом 47%
    184 голоса 47%
    184 голоса - 47% из всех голосов
  • У сочинения вообще не должно быть модели - это вид творчества 38%
    146 голосов 38%
    146 голосов - 38% из всех голосов
  • Нет, существующая модель сочинения актуальна до сих пор 9%
    34 голоса 9%
    34 голоса - 9% из всех голосов
  • Да, нынешняя модель уже устарела 6%
    24 голоса 6%
    24 голоса - 6% из всех голосов
Всего проголосовало: 388
Ноябрь 18, 2020 - Ноябрь 24, 2020
Опрос закрыт
Архив опросов
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt