Дети зевают на уроках и на переменах, во время сложной контрольной по математике и в спортзале. Всегда ли зевающие дети – повод для беспокойства о том, что тема занятия слишком скучная или сложная? Обязательно ли это признак недостатка сна?
Медики давно установили: зевота часто показывает недостаток кислорода. Влияют на состояние школьников и другие природные аномалии. В Сибири, например, зима начинается в октябре и кончается к маю, то есть продолжается практически весь учебный год. Снегопады, метели, резкие перепады атмосферного давления и температуры оказывают воздействие на человеческий организм. Прибавить к ним огромное количество снега, лед, труднопроходимые дороги, короткий световой день, а как следствие всех этих факторов – необходимость проводить фактически весь день в помещении, и становится понятно, с какими проблемами педагогам приходится сталкиваться ежедневно.
Кроме того, сегодня в развитых странах наблюдается распространенное явление, которое уже довольно давно получило определение «гиподинамия». С младшими школьниками обычно удается решить вопрос легко. В середине урока мы проводим физкультминутку, поем и пляшем; на перемене малышей обычно не надо поощрять, едва прозвенит звонок – они уже срываются с места и бегут по коридорам с воплями радости.
Но чем старше дети, тем больше меняется картина.
Мои коллеги из Новосибирска, из австралийского города Мельбурн, из английского Кента, из французского Бордо, из японского Киото делятся одинаковыми наблюдениями. «У меня сдвоенный урок с десятыми классами, два раза по 45 минут, перемена 10 минут. Подростки даже не шевелятся, сразу достают смартфоны и начинают кликать, или сидят с закрытыми глазами, слушают музыку». Отсутствует не только подвижность, но и реальное общение, поскольку его заменяет виртуальный обмен посланиями или проверка социальных сетей. Что происходит с человеческим мозгом, если отсутствует движение? Прежде всего, в мозг не поступает свежий запас кислорода. Особенно важно обновлять, стимулировать приток кислорода в мозг после того, как человек провел некоторое время без движения. Вспоминая полученные в свое время в школе знания по биологии, представив себе знакомую картинку мозга, похожую на изображение грецкого ореха, вспомним и основные факты. В сером веществе содержатся миллионы нейронов и прочих замечательных клеточек. Разные участки мозга отвечают за различную деятельность. Специалисты могут объяснить, где находится память, где – моторика, а где – эмоции. Можно найти схемы и диаграммы, отображающие умственную деятельность, формирование внутренних связей. Оказывается, когда мы учим иностранный язык, активизируются все участки мозга! Значит, нужно следить за его состоянием, находить стимулы к подвижному образу жизни.
Держите наготове шутки на английском языке, понятные вашим ученикам. В конце урока скажите что-то смешное, покажите неожиданную картинку или видео-клип. И обязательно смейтесь вместе с детьми! Когда человек смеется, дыхательные пути открываются, значит, в организм поступает больше кислорода, следовательно, лучше работает мозг. Смеясь, мы получаем положительный заряд эмоций. Если у вас сдвоенный урок или вы заметили, что подростки вяло реагируют на происходящее даже в начале занятия, используйте свой запас необычных фотографий, картинок, аудио и видео клипов. Кто возьмется спеть хотя бы строчку из популярной песни, одновременно совершая необычные телодвижения, характерные для той или иной эстрадной знаменитости? Способно ли человеческое тело так невероятно изгибаться, как нам показывают Дженнифер Лопес, Эминем, Бьянсе? (Кстати, известная певица Beyonce неоднократно объясняла, что ее имя рифмуется со словом fiancée).
А еще я использовала простейший прием. Юноша с мрачным лицом оживляется, вскакивает с места, успевая искоса посматривать, замечают ли девушки, если я, учительница, говорю, что не могу дотянуться до форточки или достать до верхнего угла классной доски. Неважно, что я пока слегка выше молодого растущего человека и могла бы везде дотянуться сама. Ему важно показать соклассницам, что он уже почти мужчина.
Хорошо идут английские и американские игры, считалки, праздничные традиции. Например, в конце урока я начала объяснять, что такое Square Dancing, прекрасно зная, что сейчас прозвенит звонок на перемену. Значит, мы либо продолжим на следующем уроке, либо используем перемену для своего рода гимнастики. А потом я увижу своих учеников, практикующих непростое искусство в коридорах школы и гордо показывающих новые движения сверстникам. Можно подобрать несколько забавных идиом на сайте The Free Dictionary и запустить показ в последнюю минуту урока. Школьники сами сбегутся к доске, чтобы найти еще что-то новое, интересное. Полезно напоминать детям любого возраста, что во время интенсивной работы мозга, как и при выполнении физических упражнений, сжигаются калории. Мы устаем. Значит, нужно устроить разминку. Данная информация всегда вызывает интерес у старшеклассниц, вечно озабоченных своей внешностью. А если девушки начнут что-то делать, юноши чаще всего последуют их примеру.
Нужно ли нам, взрослым, двигаться? Конечно. Проведя сложный урок, зачастую совсем не хочется вставать с насиженного места, использовать перемену для движения. Мы же знаем, что в случае нужды проведем занятие «на автопилоте», особенно если у нас три класса на параллели и мы даем один и тот же материал три урока подряд. Однако и наши серые клеточки нуждаются в притоке кислорода, а телу нужен заряд бодрости. Встанем, походим по классу, поговорим, посмеемся. Подышим свежим воздухом около форточки, очистим мозги от посторонних мыслей, – и снова к доске.
Нина Коптюг, кандидат филологических наук, Новосибирск
Все выпуски рубрики \”Мудрый совет\”.
Комментарии