search
main
Топ 10
В новом учебном году российские школы перейдут на единую программу русского языка и литературы Результаты ЕГЭ некоторых новороссийских школьников аннулировали из-за использования словарей С 2024/25 учебного года в школы вернется черчение В Иркутской области объявили имена первых стобалльников ЕГЭ В Москве огласили дату и место празднования Общегородского выпускного В регионах появились первые стобалльники ЕГЭ-2023: экзамен по обществознанию напишут почти 300 тысяч человек Результаты первых ЕГЭ доступны: как узнать количество баллов и когда появятся итоги всех экзаменов На Ямале впервые ученикам педклассов вручили сертификаты на целевое обучение В шести пилотных регионах пройдет эксперимент по сокращению бюрократической нагрузки на педагогов С 1 сентября в России будут действовать единые образовательные программы для обучения детей с инвалидностью и ОВЗ Глава Рособрнадзора заявил, что ЕГЭ по физике должен быть более привлекательным Минпросвещения: в финал «Учитель года России-2023» вышли 90 педагогов Школьников на уроки физкультуры будут допускать после медосмотра Химическая формула лагмана: челябинские школьники создали уникальную кулинарную карту России Бакалавриат, специалитет, магистратура – в чем разница, разъяснили специалисты РАНХиГС Президентская библиотека и АО «Издательский дом «Учительская газета» развивают партнерские отношения Съезд Всероссийского педагогического собрания объединил более 200 делегатов из 49 регионов страны В Абакане назвали имя первого обладателя 100 баллов за ЕГЭ Крупнейший международный образовательный форум начался в Казани
0

Побольше юристов, хороших и разных?

По нынешним временам только ленивый не учится на юриста. В результате, как сообщили на коллегии в Минобразовании России, только за два года – 1998 – 1999-й количество юридических вузов утроилось, причем лидируют непрофильные и негосударственные вузы. Вообще же в стране сейчас около 800 учебных заведений, где готовят юристов. Этим весьма прибыльным делом занялись и в транспортных, сельскохозяйственных, технических, экономических и прочих высших учебных заведениях.
– Дело доходит до того, – пожаловался декан юрфака МГУ Валерий Суханов, – что приходят представители вуза и говорят: мы хотим готовить юристов-ветеринаров.
Вот почему специалисты с таким нетерпением ожидали появления проекта межведомственной программы “Развитие юридического образования в РФ”. Ее разработкой занимался временный научно-исследовательский коллектив Уральской государственной юридической академии под руководством профессора Михаила Кукушкина.
Выступая на коллегии, посвященной обсуждению проекта этой программы, он заявил:
– Наша юридическая подготовка, к сожалению, значительно отстает от мирового уровня. А значит, отечественные юристы могут оказаться невостребованными просто потому, что их квалификация оставляет желать лучшего. Низкий профессионализм юристов в конце концов парализует деятельность правоохранительных органов и государственного аппарата, а это неблагоприятно повлияет на социально-политическую и экономическую обстановку в стране. И потому главная задача программы – повысить качество юридического образования, а это невозможно без внедрения новых эффективных технологий обучения, улучшения качества и увеличения числа учебников и научной и методической литературы. Кроме того, необходимо включить среднее профессиональное образование в систему многоуровневого юридического образования.
– Идет лавина приема на юридические специальности, – сообщил начальник Департамента образовательных программ и стандартов профессионального образования Леонид Гребнев. – Число же студентов, желающих стать юристами, увеличилось в 5-6 раз. Причем, как показал опрос абитуриентов, они прежде всего ориентируются на вуз, а не на профессию, как таковую, поэтому в классических вузах, дающих высокую подготовку, конкурс не снижается, а вот в непрофильных и негосударственных он начал потихоньку падать. При этом наблюдается еще одна любопытная закономерность: растет количество тех, кого учим, и в то же время увеличивается нехватка преподавателей. Так, 80 процентов юристов-выпускников намерены посвятить себя профессии, то есть работать в престижных адвокатских конторах, и только 3 процента заявили о своем желании заниматься научной работой и преподаванием. Для юробразования это катастрофа.
– Неквалифицированный юрист опаснее неквалифицированного экономиста, – уверен Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики, выступивший от Минэкономразвития. – И потому необходима переаттестация вузов, открывшихся в период с 90-го года по сегодняшний день. Кроме того, нужно ограничить подготовку юристов на заочных отделениях, а также получение второго юридического образования. Иначе наша юридическая система рухнет под натиском выпускников с неквалифицированными дипломами. Единственный выход – принять меры по ограничению их трудоустройства.
– Я не согласен также с тем, что в школе может преподавать не юрист, тогда давайте пойдем дальше – пусть историки учат математике, – продолжил Ярослав Иванович. – Нужны профессионалы, если мы, конечно, хотим, чтобы человек, заканчивая школу, был подготовлен по праву. Может быть, правда, допущено такое направление, когда педагог обучается по сдвоенным специальностям, к примеру “история и право”.
– Юрист должен иметь нормальное базовое образование, – убежден декан юрфака МГУ Валерий Суханов, – специализация необходима только на старших курсах, не должно быть сельскохозяйственных, транспортных и ветеринарных юристов. Уже сейчас на солидную работу приглашают выпускников МГУ, юридической академии, МГИМО, юридического факультета Университета дружбы народов, остальных просят не беспокоить. Еще проблема: на изучение права в программах отводится 60 процентов учебного времени. В оставшиеся 40 процентов изучают неюридические дисциплины. Это одна из немаловажных причин непрофессионализма нынешних юристов, – считает Валерий Суханов.

Светлана РУДЕНКО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте