search
main
+1

Побочный эффект

«Я учился на биолога, а стал журналистом. Нормально ли это, доктор?»

На одном из очень специфических мероприятий, посвященных свободному программному обеспечению, я имел счастье слушать доклад человека, который понятно, доступно, образно и грамотно изложил свое видение проблем IT-отрасли, ее перспективы и варианты выхода из кризиса. Позже я с удивлением узнал, оказывается, он вовсе не айтишник, а профессиональный врач, все прочее – побочное, так сказать, увлечение. Однако сам факт, что, не будучи профессионалом в сфере компьютерных технологий и программирования по диплому и образованию, он разбирается в теме лучше многих, окончивших университеты, заслуживает особого внимания. Те педагоги, кто проводит профориентационную работу в школе, должны на самом деле говорить и об этом тоже.

…Зато у меня замечательная капуста!
Фото с сайта telegra.ph

Когда-то давно, еще на заре моей педагогической карьеры, в начале девяностых, коллега пригласил меня в гости к одному своему выпускнику. Тот учился в техническом вузе, но увлекался энтомологией. «Понятно», – кивнул я, сразу представив себе этакого хрестоматийного физика, умиленно взирающего на несколько неумело приколотых к стене бабочек. Как же я ошибался! На протяжении трех часов парень выкладывал перед нами все новые и новые коробки с невероятным количеством самых разных чешуекрылых, жесткокрылых, полужесткокрылых, прямокрылых, перепончатокрылых и иже с ними, отмечая особенности физиологии и анатомии каждого представителя, а также рассказывая, где и при каких обстоятельствах они были пойманы или приобретены. Ручаюсь, далеко не каждый вузовский преподаватель обладает столь обширными знаниями. Да и мы, оба учителя биологии, смотрели на все это великолепие в полном восторге и с ощущением нарастающего комплекса неполноценности.

В армии я служил с парнем, который на гражданке окончил ПТУ по специальности «сварщик», однако когда отцы-командиры увидели плоды его труда, то запретили ему приближаться к аппарату. А сварщиком назначили студента-филолога, у которого, как ни странно, швы получались гораздо ровнее и прочнее. Плюс ко всему внезапно выяснилось, что самым сильным, быстрым и ловким в роте стал вовсе не бывший студент, призванный с третьего курса факультета физической культуры педвуза, а выпускник кулинарного техникума, который пробегал стометровку за 11,5 секунды (норматив на мастера спорта – 11,6 секунды), без особых усилий поднимал стокилограммовую штангу и подтягивался раз сорок, не меньше.

Всякий раз сталкиваясь с подобными фактами, я задавал себе вопрос: как же так, человек целенаправленно поступает в институт, с интересом овладевает профессией, которая ему по душе, получает специальность, идет работать и сталкивается с людьми, имеющими совсем другое образование, но способными заткнуть его за пояс знаниями, умениями и навыками именно в его области?! Разве это справедливо? И почему в таком случае не поменять их местами? Пусть тот, кто лучше знает, как выращивать огурцы и помидоры, займет место агронома, у которого это получается хуже. Пусть тот, к кому дети тянутся и слушают его с открытым ртом, пойдет работать не водителем такси, а учителем вместо горе-педагога, который только кричит и ставит двойки, а ребята на него смотрят с ненавистью. И вообще, давайте печатать стихи и прозу не выпускника Литературного института, называющего себя профессиональным писателем и поэтом, автором странных и непонятных произведений, а того, чьи творения люди читают с огромным удовольствием, учат наизусть, цитируют и передают друг другу. А если уж совсем набраться храбрости, можно предложить немыслимое. Было бы очень хорошо, если бы начальником ставили не того, кто руководить очень любит, но не умеет, не того, кого просто продвинули на должность как своего человека, не того, кто все тянет исключительно на себя и совершенно не заботится о коллективе, а реального лидера, пользующегося уважением у сотрудников, опытного профессионала, способного повести за собой.

Однако на самом-то деле все совсем иначе, сами понимаете. И все же огромное количество историй и судеб, опровергающих тезис о том, что только профильное образование позволит тебе выбиться в люди и взойти на вершину славы, внушает оптимизм. Поспешу оговориться: хорошее образование, безусловно, очень важно, учиться нужно, и эту мысль обязательно надо доносить до каждого ребенка. Однако необходимо знать ему о другом – не менее, а может, даже более важна мотивация, установка на то, что тебе нравится и в чем ты хочешь себя реализовать. Ошибка многих заключается в том, что, поступив в вуз и получив специальность, они в какой-то момент начинают понимать: это не мое! Но, став заложником диплома, амбиций своих родителей и собственного упрямства (неужели я зря пять лет в университете отпахал?), идут на ненавистный им завод, выполняют неинтересные им проекты, занимаются тем, в чем они, может, и разбираются, но оно не доставляет им удовольствия. Хотя вполне могли бы попробовать себя в чем-нибудь еще. Глядишь, понравится и получится!

Трагически ушедший от нас Сергей Бодров-младший вовсе не был актером, он по образованию историк. Однако мы его запомнили именно по блестящим ролям в фильмах, ставших культовыми.

Трудно в это поверить, но известный американский комик Джим Керри тоже не имеет актерского образования, что не помешало ему сыграть в огромном количестве фильмов, известных всем.

Актер Брэд Питт в молодости учился на журналиста и рекламщика, но стал тем, кем мы его знаем. Оскароносный режиссер Квентин Тарантино вообще не имеет высшего образования, он после школы сразу пошел работать и параллельно писал сценарии.

Джонни Депп бросил школу, недоучившись, и начал заниматься музыкой. А в итоге стал киноактером, не имея ни одного диплома об окончании хотя бы какого-нибудь колледжа или университета. Обаятельная Дженнифер Лоуренс, «сойка-пересмешница», пришла в кино после школы, которую, кстати, окончила экстерном.

Один из лучших писателей-фантастов современности Сергей Лукьяненко по образованию врач-психиатр. А то, что у него получается создавать разные и очень необычные произведения, – это, как говорится, так вышло.

Профессиональными врачами были писатель-фантаст Станислав Лем, бард Александр Розенбаум, актриса Татьяна Друбич, писатель-юморист Григорий Горин и многие другие.

У Рэя Брэдбери был только школьный аттестат, однако он все равно стал автором всемирно известных фантастических произведений. Шарлотта Бронте также имела лишь среднее образование. И Джейн Остин тоже.

Нобелевский лауреат по литературе Михаил Шолохов так и не сумел окончить школу, помешала война. После демобилизации работал налоговым инспектором. Но и он писателем стал не по диплому, а по призванию. Как Максим Горький (Алексей Пешков), который прошел совсем другие университеты.

Никаких профильных вузов не оканчивал и Марк Твен (Сэмюэл Клеменс). Он еще в детстве, помогая брату, начал сначала работать наборщиком, затем стал писать статьи, потом устроился лоцманом на пароходе и пробовал себя много в чем еще. Но его мы знаем как блестящего писателя, обладающего потрясающим чувством юмора.

Аналогичная судьба и у Джека Лондона (Джона Чейни), который хоть и поступил в Калифорнийский университет, но бросил его и перепробовал себя в самых разных делах, пока не стал писателем, произведения которого рекомендуют школьникам всего мира.

Антуан де Сент-Экзюпери, автор шедевра «Маленький принц», на самом деле окончил школу искусств, но потом стал профессиональным летчиком, однако в итоге состоялся как писатель.

Пауло Коэльо учился не на литературоведа и даже не на филолога, а на юриста, но бросил это дело и пошел в журналисты, а знаменитым стал благодаря своим книгам.

Астрид Линдгрен не мечтала о карьере детской писательницы, поскольку работала секретарем в Королевском автоклубе. Но жизнь сложилась так, что в какой-то момент она взяла в руки перо. И дети всего мира с увлечением читают ее повести про Пеппи по прозвищу Длинныйчулок, Эмиля из Леннеберги, Карлсона, Расмуса-бродягу…

Думаете, чтобы стать знаменитым художником, надо непременно окончить Академию художеств? В идеале – да, но вот самоучками были и Поль Гоген, и Винсент Ван Гог, и Нико Пиросмани, и Фрида Калло…

Словом, если у вас есть желание творить, творите. А если плоды этого творчества нравятся не только вам, но и другим, никто не вправе запретить вам реализоваться в этом направлении, даже если вы по образованию физик-ядерщик, акушер-гинеколог, программист, фрезеровщик, тренер по плаванию или вовсе человек без образования. Но учиться все-таки надо – хотя бы для себя. И никогда не нужно жалеть о том, что вы-де зря потратили столько лет, занимаясь не тем и обучаясь не тому. Ничто в этом мире не зря, и поверьте, даже те знания, которые якобы вам не нужны, все равно пригодятся, рано или поздно.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте