search
main
0

Победителю – автомобиль. Профессиональные конкурсы как средство повышения педагогического мастерства учителей

Приоритетными задачами, стоящими сегодня перед органами управления образованием всех уровней, системой повышения квалификации, являются стимулирование позитивных изменений, развитие инновационных практик, повышение профессионализма педагогических кадров и качества регионального образования, в том числе за счет диссеминации инновационного опыта. В Чеченской Республике, несмотря на все трудности предыдущих лет, накоплены определенные образцы и продукты инновационной деятельности руководителей образовательных учреждений, педагогов, методических служб.

В инновационную деятельность вовлекаются работники дошкольных образовательных учреждений, родители обучающихся, духовенство, представители общественных организаций. Реализуемые инновации актуальны и могут с успехом применяться за пределами тех учреждений, где были разработаны и апробированы. В этой ситуации возрастает потребность в активном обмене инновационными ресурсами между педагогами, учреждениями, государственными и муниципальными образованиями.Наиболее распространенная на сегодняшний день в системе образования ЧР форма выявления, обобщения и диссеминации инновационного опыта – конкурсное движение. Это и проводимые в рамках ПНПО конкурсы «Лучший учитель», «Лучшие школы России», а также «Воспитать человека», «Лучший класс», «Молодой педагог», «Директор школы» и другие. Доброй традицией стало проведение ежегодного конкурса на выявление лучшего учителя республики «Учитель года ЧР». Зародившись в 2003 году, он стал объединяющим звеном для более 2000 педагогов, принявших участие на разных его этапах.Конкурс организован в целях пропаганды приоритетов образования, укрепления престижа и статуса учителя в обществе, повышения открытости образования, общественного и профессионального участия в формировании и реализации образовательной политики, распространения в системе общего образования передового педагогического опыта.Победители регионального этапа достойно представляли учительство республики на всероссийском уровне. Их имена широко известны среди педагогической общественности. Это:Руслан Наиппович Жабраилов, победитель республиканского конкурса «Учитель года ЧР-2003», лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года-2003», лауреат Премии Президента РФ, кавалер ордена А.-Х.Кадырова, заслуженный учитель ЧР, учитель истории Шовхал-Бердинской средней школы Ножай-Юртовского района. Впоследствии, став директором, Руслан Наиппович проявил себя и как талантливый руководитель. Школа, которую он возглавил, дважды становилась победителем в конкурсе «Лучшие школы России»;Лейла Лемиевна Мусаева, победитель республиканского конкурса «Учитель года ЧР-2004», финалист Всероссийского конкурса «Учитель года-2004», обладатель специального приза телекомпании «ОРТ» в номинации «Сердце отдаю детям», заслуженный учитель ЧР, учитель физики средней школы №5 г. Гудермеса;Малика Мовладовна Гучигова, победитель республиканского конкурса «Учитель года ЧР-2005», финалист Всероссийского конкурса «Учитель года-2005», лауреат Премии Президента РФ, учитель химии знаменской средней школы №3 Надтеречного района;Хулимат Сайдахматовна Нурадинова, победитель республиканского конкурса «Учитель года ЧР-2006», финалист Всероссийского конкурса «Учитель года-2006», лауреат Премии Президента РФ, учитель биологии Гикаловской средней школы Грозненского района;Иса Кутузович Алиев, победитель республиканского конкурса «Учитель года ЧР-2007», финалист Всероссийского конкурса «Учитель года-2007», лауреат Премии Президента РФ, учитель истории Новотерской средней школы Наурского района;Камета Айндыевна Тумриева, победитель республиканского конкурса «Учитель года ЧР-2008», учитель математики ачхой-мартановской средней школы №4 Ачхой-Мартановского района;Светлана Михайловна Часовских, победитель республиканского конкурса «Учитель года ЧР-2009», учитель начальных классов наурской средней школы №2 Наурского района.Победители, лауреаты и номинанты конкурса активно участвуют в распространении инновационного опыта, возглавляют педагогические мастерские по распространению новых технологий, разработке программ развития, организации инновационной деятельности, становятся тьюторами собственного инновационного опыта.Творческая деятельность лучших учителей не остается незамеченной президентом Чеченской Республики, Героем России Рамзаном Ахматовичем Кадыровым. Традиционно победитель конкурса «Учитель года ЧР» получает от президента автомобиль отечественного производства. Условия, которые создаются президентом для работы, забота и внимание о детях и работниках образовательной системы накладывают на учителей еще большую ответственность в обучении и воспитании подрастающего поколения.С января по апрель 2010 года состоялся восьмой республиканский конкурс «Учитель года ЧР». В финальном этапе конкурса приняли участие 43 педагога муниципальных и государственных общеобразовательных учреждений из 15 районов и 4 городов республики, в общей сложности 17 представителей городских и 26 сельских школ.Согласно положению управление образования представляло на конкурс по одному педагогу в каждом предметном цикле. Соответственно в конкурсе участвовали 13 учителей гуманитарного, 16 – естественно-научного, 12 – начального и 2 учителя эстетического цикла. Основная борьба протекала между «лириками» и «физиками». В предметном рейтинге лучше всего выглядели учителя химии (1 лауреат и победитель), физики (2 лауреата) и биологии (1 лауреат и 1 номинант). Среди гуманитарного цикла необходимо отметить учителей иностранного языка, которые стали победителями в различных номинациях. Не были представлены в конкурсе такие предметные дисциплины, как физическая культура, черчение, ОБЖ, музыка, МХК и технология.Конкурс «Учитель года ЧР-2010» проходил по новой модели, которая включала в себя три тура.К нововведениям конкурса «Учитель года ЧР-2010» следует также отнести проведение подготовительного семинара на базе ЧИПКРО с выдачей соответствующих удостоверений, психологическое сопровождение участников на всем протяжении конкурса, интернет-консультации.По итогам всех этапов конкурса члены Большого жюри определили победителя, 6 лауреатов и 12 номинантов. Учителем года ЧР-2010 стала Роза Тапаевна Халадова, учитель химии средней школы №38 г. Грозного.В целях обобщения и пропаганды передового педагогического опыта, оказания научно-методической поддержки учителям материалы участников конкурса после тщательной экспертизы передаются для формирования банка инновационного педагогического опыта и дальнейшего распространения в республиканский ИПКРО. Видеоматериалы с лучшими фрагментами конкурсных мероприятий пополняют медиатеку педагогического опыта и распространяются по общеобразовательным учреждениям республики. Эти меры способствуют подготовке учителей к инновационной деятельности, к поиску новых форм и методов работы, обобщению с методологических позиций собственного инновационного опыта, повышению своей педагогической компетентности и разработке концепции. С этой же целью планируется провести педагогические десанты учителей года, фестивали педагогического мастерства, краткосрочные семинары для руководителей методических кабинетов по теме «Конкурс педагогического мастерства как средство повышения квалификации учителей». Таким образом, совместная работа всех участников образовательного процесса, учредителей и спонсоров конкурса, СМИ, политических движений и родительской общественности будет стимулировать творчество, гарантировать социальную защиту учителям-лидерам, мотивировать достижение успеха через профессиональный рост, а также способствовать пропаганде лучшего педагогического опыта, повышению открытости образования, общественного и профессионального участия в формировании и реализации образовательной политики.К сожалению, конкурс «Учитель года» не может в равной степени охватить всех педагогов республики. В стороне, как правило, остаются менее опытные, еще не до конца уверенные в себе молодые учителя. Исходя из этого по инициативе Министерства образования и науки ЧР в 2009 году стартовал первый республиканский конкурс профессионального мастерства среди начинающих учителей «Молодой педагог».Согласно положению на отборочный тур на рассмотрение экспертной комиссии конкурса были представлены материалы 39 участников из 15 районов (городов) республики. Начинающие учителя получили возможность продемонстрировать знания педагогики, методики и представить свое видение новой школы. В ходе конкурсной борьбы, где участникам нужно было презентовать себя не только как педагога, но и как интересную личность, провести учебное занятие, классный час, деловую игру, защитить проект и принять участие в «круглом столе», победила Айман Зайндиевна Калаева, учительница иностранного языка Николаевской средней школы Наурского района. Все 15 финалистов конкурса получили ноутбуки и другие ценные подарки. Практически на всех конкурсных мероприятиях присутствовали учителя, проходящие курсы повышения квалификации, что способствовало не только распространению педагогического опыта, но и пропаганде конкурсного движения. Лучшие проекты получили всестороннюю поддержку со стороны Министерства образования и науки.Не остались в стороне от конкурсного движения и руководители общеобразовательных учреждений – в течение марта 2010 года впервые в республике прошел региональный этап Всероссийского конкурса «Директор школы», в завершающем этапе которого приняли участие 7 директоров из Ачхой-Мартановского, Шалинского, Сунженского, Наурского, Надтеречного районов и городов Грозный, Урус-Мартан (2 представителя городских, 5 – сельских школ).Конкурс проводился под девизом «Эффективное управление – гарантия качества образования».В соответствии с программой были проведены презентация управленческого опыта, деловая игра на заданную тему, «круглый стол» образовательных политиков, в ходе которых участники демонстрировали свое профессиональное мастерство, достижения в разработке оригинальных технологий управления, инициативу и творчество.Решением большинства членов жюри и по итогам работы счетной комиссии победителем регионального этапа Всероссийского конкурса «Директор школы-2010» стал Юнус Махмудович Конгиев, директор средней школы №3 ст. Ассиновская Сунженского района. Второе место присуждено Руслану Хасаиновичу Ахъядову, директору гимназии №7 г. Грозного, третье место – Мовлады Хаз-Магомедовичу Халидову, директору средней школы №3 с. Автуры Шалинского района.Победители и участники конкурса были поощрены дипломами, ценными подарками и денежными премиями, а в последующем будут активно привлекаться к работе в составе жюри конкурсов профессионального мастерства работников системы образования Чеченской Республики, к экспертизе продуктов инновационной деятельности руководящих и педагогических работников.Профессиональные конкурсы, проводимые в системе образования ЧР, способствуют слиянию опыта образовательных учреждений, на базе которых действуют экспериментальные площадки, опыта лучших образовательных учреждений и педагогов – победителей конкурсов профессионального мастерства работников системы образования и конкурсных отборов в рамках ПНПО, а также идей и проектов молодых педагогов республики.Иса АЛИЕВ, ведущий специалист отдела инновационной и национальной образовательной политики Министерства образования и науки ЧР

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте