Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Молодая смена

Хорошее событие

Конкурс «Педагогический дебют»-2020 все-таки состоялся!
Мой профсоюз, №47 от 19 ноября 2020. Читать номер
Автор:

Даже не верится, что конкурсу «Педагогический дебют» в этом году 15 лет. Он возник в 2006 году по инициативе Ассоциации лучших школ и уже в следующем, 2007‑м, стал всероссийским. До 2012 года на конкурсе была всего одна номинация – «Молодые учителя», сейчас их восемь! Дебютанты представляют разные уровни системы – школы, детские сады, дополнительное образование, разные позиции – кроме педагогов, воспитателей, психологов, свой опыт демонстрируют управленцы – руководители школ, дошкольных образовательных организаций, а также в состязании принимают участие «взрослые» – педагоги-наставники. С этого года добавилась еще одна номинация – «Молодые классные руководители».

Расписание экзаменов

Такой кадровый состав усложняет работу организаторам, ведь разно­образие номинаций требует практически индивидуального подхода к участникам.

Так, например, испытание «Публичное выступление» во время первого очного этапа проходят участники всех номинаций, презентацию опыта работы «У меня это хорошо получается» представляют уже не все. Педагоги-наставники вместо этого анализируют учебное занятие по предложенному конкурсной комиссией уроку, участвуют в круглом столе по вопросам образования и дают мастер-классы молодым педагогам из других номинаций.

У молодых управленцев и руководителей дошкольных образовательных организаций свои особые задания – презентации видеороликов и решение управленческих, педагогических ситуаций. Любопытно, правда? И очень логично, что начинающие администраторы проходят такое практико-ориентированное испытание.

Причем ситуации задаются весьма жизненные, совершенно реальные. Была свидетелем, как молодые заведующие детскими садами оказывались в тупике и не могли четко ответить на вопрос, как быть в том или ином случае. Просто подобного с ними, к счастью, не случалось, и даже вообразить проблему было трудно.

Всех конкурсантов номинации я не слышала, к сожалению, но мне понравился ответ заведующей детским садом №14 «Аленка» Новосибирска Виктории Тимофеевой на вопрос, как быть в такой ситуации: «Вечером, проходя мимо раздевалки, вы видите картинку: воспитатель отдал ребенка нетрезвому родителю. Ваши действия?». «Я скажу сразу, что такое в нашем детском саду невозможно. Но если смоделировать эту ситуацию…

Встречаясь с родителями впервые, мы на собрании рассказываем о правилах поведения в детском саду. В этих правилах есть такой пункт – мы не отдаем детей несовершеннолетним. Хотя часто бывает, что за малышами заходят сестры и братья младше 17 лет… Естественно, говорим и о том, что в нетрезвом виде нельзя появляться в детском саду.

Теперь скажу о том, что надо делать. Согласно инструкции необходимо проинформировать заведующего, вызвать охрану, если папа себя агрессивно ведет. Очень важно ребенка аккуратно изолировать. Оповестить другого члена семьи и дождаться его. Такого не было, но, если случится, каждый знает, как действовать».

Друг мой – профсоюз

На первой встрече с участниками состязания сопредседатель конкурса, президент Ассоциации лучших школ Ахтам Чугалаев не только поздравил всех с началом очного этапа, но и посетовал, что все в 2020 году пошло не так, как предполагалось.

Нет, московская школа, в которой собрались конкурсанты, была та самая, в которой все и планировалось весной, в доковидную эпоху, – №1409. Но директор школы Ирина Ильичева и педагогический коллектив готовили и уроки, и работу детского пресс-центра, и большую концертную программу.

Увы, конкурс проходил в почти пустой школе, конкурсанты работали в мини-группах, никаких детей, никаких гостей. Маски, перчатки, санитайзеры. С открытыми лицами были только выступающие… Безопасность на этом «Педагогическом дебюте» в приоритете.

Но занятия все-таки состоялись! «Впервые мы проводили уроки в онлайн-формате, когда дети находились в одном городе, учитель в другом, – напомнил Ахтам Хабибзянович. – Оргкомитет очень волновался. Но мы смогли, мы это сделали! Огромная благодарность всем школам, на базе которых прошел первый этап очного финала.

Спасибо нашему великолепному жюри». 14 школ, ученики которых в очно-заочном формате получали знания от конкурсантов, являются членами Ассоциации лучших школ и находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Московской области, Волгограде, Ижевске, Новосибирске, Иркутске, Грозном.

«Конкурс дает возможность наслаждаться общением друг с другом. И самое главное – вы после конкурса уедете другими, потому что у вас появится много друзей по всей стране, будет на кого равняться, с кем переписываться, к кому ездить в гости», – добавил Ахтам Чугалаев.

Еще один мощный и настоящий друг, о котором во время конкурса молодые учителя и управленцы смогли узнать много интересного, – это, конечно, Общероссийский Профсоюз образования. Увы, известный факт: порой педагоги, даже молодые и знающие все на свете, плохо знакомы с общественным объединением, в котором многие, кстати, и состоят. А почему?

Потому что иногда позволяют выбирать на должность председателя профкома безвольных и равнодушных коллег и думают, что профсоюз – формальная организация. Кстати, опрос участников «Педагогического дебюта» показал, что со словом «профсоюз» у них не только привычные ассоциации – «путевки», «один процент взносов», но также «правовая защита», «коллективный договор».

Молодцы, дебютанты! Опрос этот в рамках своей творческой мастерской «Все, что вы знали и не знали о профсоюзе» провела секретарь – завотделом по связям с общественностью аппарата Общероссийского Профсоюза образования Елена Елшина.

О многих проектах нашей организации рассказывала Елена Станиславовна, но, наверное, самое близкое конкурсантам направление деятельности – работа с молодежью. Ребята узнали о советах молодых педагогов в каждом регионе страны и СМП при Центральном совете профсоюза, Всероссийской педагогической школе и летнем тренинг-лагере для самых активных.

Елена Станиславовна, опытный и талантливый оратор, еще и полезные советы дала – как выступать, как справиться с волнением и привлечь внимание аудитории. А еще она сказала не по должности, а, что называется, от души: «Горжусь, что состою в профсоюзе! Когда случилась трагедия в Беслане, наш профсоюз одним из первых приехал туда, был создан фонд, который помогал детям и семьям.

Когда происходят наводнения, пожары, учителя теряют все, им помогаете вы вашими взносами. И это здорово! Зайдите в наши соцсети, посмотрите, что делают ваши коллеги, члены советов молодых педагогов, во время пандемии – работают волонтерами, раздают маски, покупают продукты. Пожалуйста, гордитесь тем, что вы в профсоюзе, а кто не в профсоюзе – вступайте и гордитесь вместе с нами».

Миссия выполнима!

Послушав выступления участников «Педагогического дебюта», приходишь к однозначному выводу – они прирожденные общественники, лидеры, потому что хорошо знают актуальные образовательные проблемы. Это показал и выбор тем для публичных выступлений.

Причем каждый конкурсант учитывал свою номинацию. Педагоги-наставники, например, думают о проблемах, которые трудно решить не учителю вообще, а именно молодому коллеге.

Учитель русского языка и литературы гимназии №33 Ульяновска Ирина Малышева говорила о том, как педагоги не любят быть классными руководителями, а молодые, к сожалению, еще и не умеют: «Молодые педагоги, как правило, имеют представление, как провести урок. Но провести родительское собрание, классный час, поддержать дисциплину на уроке им гораздо сложнее. Зачастую учитель не держит дистанцию, и доверительные отношения скатываются в панибратство.

О каком воспитательном эффекте может идти речь? Хорошо, когда молодой учитель попадает в школу, где есть выстроенные демократические отношения между учителем и учеником. Но если он остается один на один со своей проблемой, то здесь огромную роль будем играть мы, наставники, развиваясь сами и развивая молодых педагогов».

Педагог-психолог из ижевского образовательного комплекса «Гармония – школа №97» Софья Сальнова рассказала, что любит работать с подростками, считает, что ее миссия – помочь ребенку стать взрослым, узнать себя, свои интересы, помочь родителям принять их детей в новом амплуа.

Софья выделила несколько направлений своей работы. Первое – информатизация деятельности психолога. «На сегодняшний день мы разрабатываем электронную психологическую базу школы «Гармония». В нее психолог может в любое время зайти и посмотреть, как происходило развитие ребенка». Второе – просветительское. «Дети уже с 5‑го класса знают, что есть психолог, чем он занимается и как к нему попасть.

Психолог становится помощником, который может поддержать в трудную минуту». Отдельная сложная тема – родительское собрание (права Ирина Малышева!). «На первом собрании мне задали вопрос: «А у вас есть дети? Нет? Оно и понятно!» Я тогда просто растерялась, но потом осознала: да, у меня пока нет детей, но есть преимущество – молодость, я понимаю детей, я недавно была на их месте. И это добавило мне такую внутреннюю уверенность, что сейчас я спокойно общаюсь с родителями на собраниях, консультациях».

Яраги Изнауров, учитель обществознания средней школы №28 Грозного, сделал вывод о том, что профессия педагога становится все менее престижной, опираясь на данные… собственного опроса. «82% опрошенных считают, что профессия учителя не может считаться престижной.

Три причины: низкая оплата труда; огромная ответственность и плохая правовая защищенность; и третье – низкий уровень подготовки современных педагогов. Какие есть пути решения проблемы? Первое – зарплата. Огромную нагрузку берет на себя учитель, более 30 часов. Необходимо повысить оклад за 18 часов.

Вторая мера – повышение престижа профессии через создание положительного образа учителя в СМИ, с помощью профессиональных конкурсов.

Третья – решение проблемы карьерного роста. Сегодня внедряется Национальная система учительского роста, вводятся должности учителя-наставника, старшего учителя, ведущего учителя. Надо следить за тем, как этот проект будет реализован».

«Пеликаны» и «пеликанчики» рядом

Анна КУРИЦЫНА

В номинации «Молодые управленцы» запомнилось выступление директора Стемасской средней школы Ульяновской области Анны Курицыной на тему «Дистанционное обучение – хорошо или плохо?».

Анна показала не только минусы, но и несомненные плюсы онлайн-учебы: «Во время дистанционного обучения у ребенка развиваются самоконтроль, самостоятельность. Стеснительные ученики могут проявить себя. Кроме того, такое обучение для ребенка менее стрессово, его никто не вызовет к доске, если он не готов. У ребенка появляется индивидуальный темп обучения, соответственно – больше свободного времени. Он может освоить компьютер на более высоком уровне, а не только играть на нем в игры».

Однако стоп! Выступления конкурсантов можно цитировать бесконечно. Интересно было слушать буквально каждого. За кадром в этой публикации останется и ток-шоу «Профессиональный разговор» для победителей конкурса, которое вели по очереди три модератора – Ахтам Чугалаев, Елена Елшина и директор Сибирского института управления – филиала РАНХиГС Олег Федоров.

Тема для размышлений была актуальной и непростой: «Президент Российской Федерации Владимир Путин поставил задачу войти в десятку стран – лидеров по качеству образования. Что мы можем сделать для того, чтобы повысить качество и выполнить поставленную задачу?». Поразили активность всех участников дебатов, смелость, честность, открытость.

Доброжелательность не изменила конкурсантам даже во время объявления абсолютных победителей «Педагогического дебюта» (их имена мы назвали в предыдущем выпуске «МП»). Каждое новое имя вся конкурсная компания встречала аплодисментами. Это настоящее содружество, которому жить дальше.

Наш профсоюз точно знает, что продолжится дружба победителей номинации «Молодые учителя», а также лауреата, педагога из Московской области Ефима Тучкова, потому что они встретятся уже в 2021 году на Всероссийской педагогической школе профсоюза. Это наш специальный приз!

А все без исключения участники очного тура увезли с собой уникальную брошюру с рассказом о значимых профсоюзных мероприятиях, проектах, направлениях работы в регионах «5 лет, 80 организаций, 400 событий» и сборник стихов абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России»-1993 Олега Парамонова, выпущенный издательством «Академия-76», которое возглавляет еще один абсолютный победитель – филолог Михаил Нянковский.

Учителя года, которых называют «пеликанами», потому что главный приз – Хрустальный пеликан, всегда рядом с молодыми коллегами. Символ «Педагогического дебюта» – Пеликанчик, детеныш большой, опытной птицы.

Учителя года входят в жюри конкурса, приходят приветствовать конкурсантов от имени очень важных структур.

Торжественную церемонию награждения лауреатов, победителей, абсолютных победителей Всероссийского конкурса «Педагогический дебют»-2020 открыло поздравление от заместителя председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Ларисы Тутовой, которая стала лауреатом конкурса «Учитель года России» в 2011 году, а сейчас является сопредседателем конкурса для молодых: «Юбилейный «Педагогический дебют» состоялся вопреки всему.

Огромная благодарность всем, кто продолжает традиции конкурса, нашему оргкомитету, который сделал в этих условиях невероятное. Я желаю вам, мои молодые коллеги, мудрости. А мудрость в том, чтобы остаться преданными миру детства».

А директор Департамента подготовки и профессионального развития педагогических кадров Минпросвещения России Андрей Милехин, вошедший в пятерку суперфиналистов конкурса «Учитель года России»-2001, пожелал дебютантам: «Участвуйте в конкурсах! Самое главное, что они дают, – вы вый­дете на серьезные смысловые позиции.

Усилиями организаторов конкурс «Учитель года России»-2020 состоится. Может быть, в 2021 году, но тем не менее… Хорошим событиям в нашей учительской жизни быть, и вы тому самый яркий пример».

Итак, конкурс «Педагогический дебют»-2020 стал историей. Более 1000 работ молодых педагогов из 70 субъектов РФ, представляющих все федеральные округа, было заявлено на конкурс. 138 участников приехали в Москву на очный этап. А это значит, что в будущем году еще больше начинающих педагогов и управленцев захотят попробовать свои силы в этом состязании.

И, конечно, все выиграют – ведь они победят свой страх и неуверенность, станут лучше, чем были вчера. Удачи!

Оксана РОДИОНОВА

 

Победители Всероссийского конкурса «Педагогический дебют»-2020

Номинация «Молодые учителя»

Елена ЕРМОЛОВИЧ, учитель географии гимназии №14 «Университетская» Новосибирска,
Александр ЗОТОВ, учитель истории и права гимназии №1 города Чебоксары (Чувашская Республика),
Яраги ИЗНАУРОВ, учитель обществознания средней школы №28 Грозного (Чеченская Республика),
Анна СОПРУН, учитель русского языка и литературы средней школы №21 Ставрополя,
Тимур СОРОКИН, учитель истории и обществознания средней школы р. п. Старотимошкино им. Героя Советского Союза Х.С.Богданова (Ульяновская область),
Ангелина ТИМИРОВА, учитель изобразительного искусства лицея №160 Уфы (Республика Башкортостан).

Номинация «Молодые классные руководители»

Дмитрий ДЕМЕНТЬЕВ, учитель начальных классов международного образовательного комплекса «Гармония – школа №97» города Ижевска (Удмуртская Республика),
Татьяна ЗИНКОВА, учитель начальных классов Листвянской средней школы (Рязанская область),
Алина ПАВЛОВА, учитель начальных классов средней школы №312 с углубленным изучением французского языка Санкт-Петербурга.

Номинация «Молодые педагоги-психологи»

Ксения ДУНИНА, педагог-психолог средней школы №80 с углубленным изучением английского языка Санкт-Петербурга,
Екатерина ИВАНОВА, педагог-психолог детского сада №49 «Жемчужинка» Димитровграда (Ульяновская область),
Софья САЛЬНОВА, педагог-психолог международного образовательного комплекса «Гармония – школа №97» Ижевска (Удмуртская Республика).

Номинация «Молодые педагоги дополнительного образования»

Екатерина ЗАЙЦЕВА, учитель технологии гимназии №4 города Химки (Московская область),
Елена ПИКАНОВА, педагог дополнительного образования Дворца творчества детей и молодежи Ульяновска,
Елена СТЕКЛОВА, педагог дополнительного образования Центра детского творчества №2 Ульяновска.

Номинация «Молодые воспитатели дошкольных образовательных организаций»

Анна АРХИПОВА, учитель-дефектолог Звениговского детского сада комбинированного вида «Светлячок» (Республика Марий Эл),
Анастасия БОЯРКИНА, воспитатель детского сада №49 «Жемчужинка» Димитровграда (Ульяновская область),
Наталья РУСАНОВА, воспитатель международного образовательного комплекса «Гармония – школа №97» Ижевска (Удмуртская Республика).

Номинация «Молодые управленцы»

Кристина ДАРДЫМОВА, заместитель директора по учебной работе лицея №146 «Ресурс» Казани (Республика Татарстан),
Елена МИНАЕВА, директор средней школы №82 Новосибирска,
Андрей ЧЕЧУКОВ, директор средней школы №27 Ульяновска,
Денис ЯКОВЛЕВ, заместитель директора по воспитательной работе средней школы №51 Новосибирска

Номинация «Молодые руководители дошкольных образовательных организаций»

Елена ЗАГОРНАЯ, заведующая детским садом №31 «Улыбка» города Каспийска (Республика Дагестан),
Наиля СЕРДОБОЛЬСКАЯ, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе детского сада №115 «Салют» города Тольятти (Самарская область),
Виктория ТИМОФЕЕВА, заведующая детским садом №14 комбинированного вида «Аленка» Новосибирска.

Номинация «Педагог-наставник»

Светлана ЗВЕРЕВА, директор, учитель русского языка и литературы средней школы №75 города Котласа (Архангельская область),
Александр ПЕТРУЛЬ, заместитель директора по УВР, учитель английского языка Второй Санкт-Петербургской гимназии,
Гульнара ШИНШАЛИЕВА, учитель начальных классов средней школы №26 города Балаково (Саратовская область).


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt