Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Победа любит старание! Первые шаги в науке сделаны

Учительская газета, №51 от 22 декабря 2009. Читать номер
Автор:

Завершилась осенняя сессия Всероссийского детского конкурса «Первые шаги в науке». Традиционным финалом для победителей заочного конкурса в канун новогодних праздников стала конференция в детском доме отдыха Управления делами Президента РФ «Непецино». Этот конкурс основной среди всех, проводимых национальной системой «Интеграция». Для детей это первая ступень к новому миру открытий, творчеству, познанию себя и окружающего мира. Его особенность – совместная работа педагогов, наставников и родителей с творчески одаренными детьми, делающими первые шаги в учебно-исследовательской деятельности.

Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России «Интеграция» уже более 25 лет занимается развитием интеллектуального потенциала молодежи России под руководством академика А.С.Обручникова. В 2005 году в рамках федеральной научно-образовательной программы творческого и научно-технического развития детей и молодежи «Юность, наука, культура» началась разработка конкурса для детей от 7 до 14 лет «Первые шаги в науке». Впервые он был проведен в 2007 году.

Конкурс состоит из заочного этапа и очного – конференции. За последние два года на нем были представлены 3600 работ по 12 секциям.

По итогам заочного конкурса с 2007 года экспертами было отобрано 800 конкурсных работ, выполненных 683 участниками из 369 населенных пунктов 82 субъектов Российской Федерации. 80 участников, ставших лауреатами конференции, были награждены знаками отличия «Первые шаги в науке», а их научные руководители – знаком отличия «Наставник». Фамилии победителей размещены на сайте www.nauka21.ru.

За каждой работой стоит труд не только ребенка, но его руководителя и родителей. На протяжении нескольких лет существования конкурса сложился постоянный коллектив педагогов-наставников из различных регионов России, которые, несмотря на трудности и финансовые кризисы, продолжают растить новое талантливое поколение.

Эксперты отмечают высокий уровень детских работ, творческий подход в их оформлении и представлении на секциях. Многие ребята могли бы поспорить в умении представить свой труд со старшеклассниками и студентами, в работах которых часто нет той исследовательской искры, которая присутствовала практически во всех детских работах. Одни названия работ вызывают интерес! Например: «Божественная красота моей Башкирии» – автор Гульназ Янгирова (2-й класс, лицей №5, Уфа), «Растительные аллергены в городской среде и динамика их влияния на состояние здоровья человека» – автор Евгения Денисова (8-й класс, лицей №28, Нижний Новгород), «Можно ли дойти до края Земли?» – автор Егор Видяков (3-й класс, Гимназия Надыма), «Почему заговорил волнистый попугай» – автор Алексей Рыбин (3-й класс, средняя школа №36, Ангарск).

Ученик 3-го класса гимназии №18 Нижнего Тагила Павел Ларионов в процессе своего исследования «Говор села Петрокаменское Алапаевского района Свердловской области» посетил «островки» истинно русской словесной культуры, где говорят так, как сто и двести лет назад. В результате автором был составлен диалектный словарь устаревших слов, а интереснейшие записи разговоров с бабушками были представлены на секции «Лингвистика».

Еще одна работа по секции «Техническое творчество» получила высшую награду конкурса – это работа «Луна и луноход» ученика 5-го класса Артема Авуева из Челябинска: «Каждый человек с интересом смотрит на них и хочет узнать как можно больше. Я не исключение. Меня всегда интересовало, что же находится за облаками, и я решил узнать как можно больше о космическом пространстве, о загадочной Луне, о ее исследовании. Но больше всего меня заинтересовал луноход. Как с помощью управляемого с Земли автоматического лунохода можно раскрыть новые тайны нашей ближайшей космической спутницы – Луны?!»

Школьник самостоятельно изготовил несколько моделей луноходов, управляемых дистанционно, руководствуясь и анализируя существующие луноходы и марсоходы, созданные в СССР и США.

Интересные работы были представлены на секции «Медицина и здоровый образ жизни». Так, в работе «Иппотерапия» ученицы 5-го класса средней школы №36 Ангарска Марии Петрук говорится о лечебной верховой езде (райттерапия, иппотерапия), которая является одной из форм лечебной физкультуры. Круг заболеваний, при которых применяют лечебную верховую езду, очень широк: нарушение двигательной сферы в результате параличей, полиомиелита и т. д.; поражение органов чувств – слепота, глухота; психические заболевания – аутизм, неврозы.

Проведя анализ представленных работ на конкурс, мы сделали вывод о приоритетных направлениях для учащихся младших классов. Это секции «Биология», «Медицина и здоровый образ жизни» – 35%, «Литература и литературоведение» – 15%, «Культурное наследие» – 10%, остальные секции по 3-7%.

Следует отметить небольшое количество работ по секции «Информационные технологии», что связано, скорее всего, с возрастом участников и говорит не об отсутствии компьютеров в школе и дома, а об увлечениях в этом возрасте (средний возраст участников – 11 лет) животным, растительным миром, художественной литературой, изобретательством и другими направлениями, и компьютер в подготовке учебно-исследовательской работы использовался лишь как вспомогательный инструмент.

После выступлений участников конференции на секциях экспертами были отмечены бесстрашность и открытость, желание диалога конкурсантов, что является очередной особенностью младшего возраста. В возрастной категории до 14 лет отмечаются тяга к соревнованиям и желание лидировать, что наблюдается значительно реже у обучающихся старших классов.

В первый вечер конференции традиционно проводится «Представление делегаций». Многие ребята привозят с собой национальные костюмы, рассказывают о своем крае, своей школе, читают стихи, танцуют, поют песни. Желающих выступить и представить свой край или город так много, что отведенных по программе двух часов не хватает.

Ключевой деталью эмблемы конкурса был выбран незатейливый солнечный цветок – одуванчик, на фоне которого изображены мальчик и девочка, держащиеся за руки.

«Amat victoria curam!» – девиз конкурса, в переводе с латыни означающий «Победа любит старание!», отражающий смысл любого творческого начинания в совокупности с трудом, терпением и знанием, плоды которого будут вознаграждены.

Теплая обстановка, веселые детские лица, одухотворенные наукой, делают Всероссийскую детскую конференцию «Первые шаги в науке» незабываемой и для участников, и для организаторов, которые отметили, что это одно из лучших проводимых когда-либо мероприятий!

Дмитрий ПОПОВ, Анна ОБРУЧНИКОВА


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту