Заслуга нацпроекта, пожалуй, в том, что тихие, скромные творческие учителя вдруг решились представить миру свои достижения. Рассказ о каждом педагоге-победителе очень короток, он укладывается в несколько скупых строк характеристики – длинных очерков о лучших учителях почему-то уже давно не пишут, видимо, не считая их героями нашего времени. А между тем именно они – герои этого трудного времени, потому что все вместе сохранили московскую школу, дали ей новый импульс развития.
Педагогическое кредо: «Дети – цветущий сад»
Когда открывали школу №1291 с углубленным изучением иностранного языка, на работу учителем начальных классов туда пришла Ольга Михайловна Меняева. За плечами педагога были уже тринадцать лет стажа, опыт и желание поучаствовать в интересном новом деле. В свое время Ольга Михайловна закончила педагогический факультет МГПИ имени В.И.Ленина, получив диплом, сразу отправилась на работу по специальности «педагогика и методика начального обучения», потому что стала учителем по призванию, а еще потому, что очень любит детей, считает, что нужно учить их думать, вникать в суть явлений, повышать их внимание к слову и действиям педагога, делать их активными участниками учебно-воспитательного процесса. Ольга Меняева искренне убеждена, что учителя начальной школы не только учат читать, писать и считать, главное их дело – духовное и нравственное развитие, воспитание личности ребенка. От того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависят в дальнейшем успех их учебы на разных школьных ступенях, самостоятельность мышления.
Не секрет, что порой учителя начальных классов бывают авторитарными, разговаривают с ребенком в приказном тоне. Ольга Михайловна не только убеждена в пагубности такого обращения с детьми, но и думает о том, как защитить права маленьких учеников. Высокой оценки коллег заслуживает ее творческая деятельность по созданию курса «Учимся договариваться». Курс состоит из трех ступеней: первая – «Я, Ты, Мы», вторая – «Класс, Школа, Учебные заведения» и третья – «Наш дом, Интерьер, Деловой и особый этикет». Переходя со ступеньки на ступеньку, ребенок изучает правила поведения в обществе, в коллективе сверстников и взрослых. На уроках учитель учит детей слушать друг друга, доносить свое мнение до окружающих, приходить к общему мнению, учитывая его в своем поведении. Задача курса «Учимся договариваться» – воспитание ребенка, способного улаживать существующие в обществе проблемы, устанавливать правила, позволяющие обществу быть толерантным, несмотря на противоречивые интересы и потребности людей. Главное в курсе – ребенок, его личность, независимо от возраста, характера и успеваемости это член общества, имеющий права и обязанности перед собой и другими. Ольга Меняева немало сил прикладывает для того, чтобы в классе был создан дружный, работоспособный коллектив, который решает учебные задачи и достигает высокого уровня знаний.
Работа Ольги Михайловны неоднократно отмечалась самыми престижными наградами: в 2005 году она получила Почетную грамоту Департамента образования за добросовестный труд и большой вклад в дело обучения и воспитания подрастающего поколения, в 2006 году была удостоена «Гранта Москвы в области наук и технологий в сфере образования» как победитель первого этапа национального проекта «Образование». Все это очень важные награды, но дороже всего для Ольги Михайловны оценки родителей и детей, которые благодарят ее за интересные классные часы, ежегодный прощальный «Костер на поляне» (мастер спорта по плаванию, заядлая туристка и любительница экскурсий, Ольга Михайловна старается воспитать любовь к спорту и здоровому досугу у своих маленьких учеников), поэтому и собираются все у костра по традиции всегда перед летними каникулами. «Моя вторая мама», – говорят ее ученики. «Наш друг и советчик, тонко вникающий в жизненные ситуации», – считают родители. А есть еще и молодые специалисты, которые, приходя в школу, сразу попадают под крыло доброй и умной наставницы. Своим подопечным Ольга Меняева сразу обозначает свое педагогическое кредо словами, некогда сказанными Антоном Семеновичем Макаренко: «Дети – это цветущий сад, но в саду надо работать, и, если появились гусеницы и вредители, надо, как бы ни было цветкам плохо и больно, опрыскивать их бордосской жидкостью, но у хорошего садовода гусеницы не заводятся».
Вот такая история
Лауреат конкурса «Грант Москвы в области наук и технологий в сфере образования», победитель в номинации «Профи» Северного окружного конкурса «Учитель года». Вот далеко не полный перечень наград учителя истории и обществознания гимназии №1583 (бывшей школы №691) Ольги Исаевой, которая двадцать три года жизни отдала работе со школьниками. Сегодня учителю истории работать сложнее, чем другим предметникам. И хотя Ольга Арнольдовна, без всякого сомнения, грамотный специалист, обладающий профессиональным мышлением, глубокими знаниями по предмету, мастерски владеющий методикой преподавания, ей все равно приходится постоянно учиться, совершенствовать свои профессиональные умения. Но для нее это не тяжесть, а приятная деятельность, ведь Ольгу Арнольдовну интересует все, что связано с обновлением исторического и обществоведческого образования, например, за последние два года она прошла обучение таким темам, как «Содержание, научно-методические и организационные основы работы социально-гуманитарной модели профильной школы», «Социально-педагогическая компетентность педагога», «Информационные технологии в образовании».
И все же: зачем учителю так упорно учиться? Ответ прост: во-первых, Ольга Арнольдовна уже много лет работает в гимназических и профильных классах, а там учатся не простые ребята, а те, кто настроен на процесс познания, с другой стороны, отвечая на потребность своих учеников в новых знаниях, Исаева считает долгом и своеобразное «подталкивание» ребят, чтобы шли вперед, чтобы приобретали новые и новые знания и в том направлении, которое наилучшим образом поможет им учиться на других ступенях. Ведь многие из них хотят учиться в самых престижных высших учебных заведениях, а ведь мало успешно поступить, нужно еще уметь и успешно учиться. Вот поэтому Ольга Арнольдовна прикладывает немало усилий, чтобы ее уроки были современными. Учитель управляет деятельностью учеников, большое внимание уделяет организации их самостоятельной работы с учетом возрастных и психофизических особенностей, обеспечивает мотивацию деятельности учащихся на каждом этапе усвоения знаний, используя разнообразные приемы, методы, формы обучения, технологии, в том числе и информационные, уделяет большое внимание развитию познавательной активности учащихся, используя различные формы обучения: групповые, индивидуальные, уроки-лекции, уроки-конференции, уделяет внимание проектно-исследовательской деятельности учащихся, созданию электронных презентаций для использования на уроках и защиты исследовательских и проектных работ. Ее ученики неоднократно занимали призовые места в различных конкурсах творческих и проектно-исследовательских работ. Такой успех объясним, ведь Ольга Исаева старается уделять внимание каждому ученику, стремится к тому, чтобы ни один из них не остался равнодушным на уроке, во внеклассной работе. Ольга Арнольдовна использует разноуровневый дифференцированный подход с учетом возрастных, индивидуальных особенностей школьников. Для учащихся разных уровней успеваемости подбирает групповые задания адекватных уровней сложности. Для нее это главное в труде учителя, ведь сложенное воедино, все вместе это самым существенным образом повышает эффективность учебного процесса. Ученики Исаевой О.А. ежегодно становятся призерами и победителями олимпиад по истории и обществознанию муниципального, окружного и городского уровней, ее выпускники, обучающиеся в профильном социально-экономическом классе, выбирают для получения высшего образования вузы социально-гуманитарного профиля. Кстати, среди выпускников Ольги Арнольдовны немало медалистов, в прошлом учебном году золотые и серебряные медали получили 10 выпускников.
Ольга Исаева принимает активное участие в научно-методической работе школы, округа и города, она входит в состав жюри муниципального и окружного туров олимпиад по истории и обществознанию, работает председателем методического объединения учителей общественных наук, на заседаниях методических объединений и педагогических советах школы представляет опыт своей работы по повышению качества знаний учащихся, использованию информационных технологий в обучении, ведет исследовательскую работу в рамках городской экспериментальной площадки «Управление качеством образования», включающую мониторинг и диагностику общеучебных умений и навыков учащихся, апробацию и экспертизу контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по истории и обществознанию, консультации в Московском центре качества образования. Опыт работы Исаевой был представлен на выставке «Дни московского образования на ВВЦ» в апреле 2007 года.
Даже если бы Ольга Арнольдовна ограничилась только учебной, методической и исследовательской работой, можно было уже воздавать ей по заслугам. Но ведь есть еще и внеклассная работа: предметные недели общественных наук с их командными играми-соревованиями в классах и между классами в параллелях, традиционные брейн-ринги для старшеклассников, и для всех этих мероприятий Ольга Арнольдовна сама пишет сценарии, вопросы и задания, привлекает старшеклассников к работе со школьниками 5-7-х классов. Но ведь есть еще и кабинет истории, который создан Исаевой и используется на уроках, в котором есть патриотический уголок, посвященный подвигу советского народа в Великой Отечественной войне. Но есть еще и экскурсионно-туристическая работа: поездки в музеи Москвы и Подмосковья, в Суздаль, Владимир, Ростов Великий, Великий Новгород, Санкт-Петербург. А все вместе – это интересная жизнь педагога, сердце свое отдающего своим ученикам.
Химичат!
В 2007 году на III Всероссийском конкурсе исследовательских работ, посвященном 175-летию Дмитрия Ивановича Менделеева, ученик 11-го класса гимназии №1583 Артем Бегляров получил за свою исследовательскую работу диплом 1-й степени и ценный подарок. Естественно, все интересовались: а кто так подготовил ученика, кто тот учитель. Оказалось, это учитель химии той же гимназии Ольга Ивановна Шадрова. А еще оказалось, что ежегодно исследовательские и проектные работы, выполненные учениками Ольги Ивановны, становятся призерами окружных конкурсов. В 2005 и 2006 годах ее ученики стали лауреатами городского конкурса исследовательских и проектных работ по химии, проходившего в МХТУ имени Д.И.Менделеева, причем темы проектно-исследовательских работ отличаются оригинальностью и варьируются в широком диапазоне различных естественно-научных знаний. Кроме того, Шадрова очень умело руководит исследовательской и проектной деятельностью школьников, и ее ученики ежегодно становятся призерами еще и окружной панорамы по химии совместного творчества (учитель – ученик – родитель) «Мысли и дела».
Привить детям любовь к химии в наш прагматический век – задача огромной сложности. Как это удается Шадриной? Просто она личность яркая, притягательная, человек с огромной силой воли, широкой душой, увлеченный своим предметом, своей наукой настолько, что никто при этом не остается неравнодушным. Привлекает сначала любовь к детям, непохожесть на других, затем – уверенность, что дело, которым занимается, очень важно и интересно. Ольге Ивановне, видимо, и самой интересно заниматься химией, преподаванием, поиском того инновационного, что сделает работу очень интересной. В результате на счету Шадровой – лауреатство в конкурсе «Грант Москвы в области наук и технологий в сфере образования», а затем в 2007 году – победа на первом этапе окружного конкурса «Учитель года» и в конкурсе лучших учителей в рамках нацпроекта «Образование».
Ольга Ивановна не прячет от коллег свои находки и открытия: в 2006 году она успешно повела окружной семинар для учителей химии «Организация и проведение исследовательской и проектной работы учащихся», на котором поделилась опытом своей работы с коллегами, а в 2007 году, уже на городском уровне, провела мастер-класс «Исследовательская и проектная деятельность учащихся как средство повышения качества образования».
И «Макмиллан» с ними
Может быть, кому-то это покажется нереальным, но на базе кабинета английского языка в гимназии №1583 (бывшей школе №691) открыт ресурсный центр издательства «Макмиллан». А почему бы и нет, ведь этот кабинет оснащен мультимедиа, имеет большой запас дидактических и раздаточных материалов, тестовых заданий и вариантов различных олимпиад по английскому языку, материалы к экзаменам и проектные творческие работы учащихся. Создала этот кабинет учитель английского языка Лилия Филатова, которая работает в этой школе уже двадцать шесть лет. Конечно, это учитель-ас, не случайно Лилии Николаевне доверили руководство методическим объединением учителей английского языка, должность общественного методиста САО по английскому языку, наставничество молодых специалистов. Как ни удивительно это покажется, но два года подряд – в 2005-м и в 2006-м – Лилия Филатова получала «Грант Москвы в области наук и технологий в сфере образования». А вот в 2007 году заслуженно стала победителем конкурса лучших учителей в рамках нацпроекта «Образование».
Можно сказать, что, пока у нас есть в столице такие замечательные учителя, столичная школа будет впереди России всей.
Комментарии