search
main
0

Победа из побед – победа над собой

Я не ловчу, пусть будет путь гористым,
Тернистым будет пусть, но будет чистым,
Тебя я, жизнь, прошу лишь об одном:
Ты не лишай меня стыда и чести,
Не обучай ни хитрости, ни лести,
Поскольку мы единожды живем.

Т. Зумакулова

Это замечательное стихотворение балкарской поэтессы записано в моем блокноте на первой странице, я знаю его наизусть, это девиз моей жизни. Ежедневно и постоянно мы оказываемся перед выбором: что сказать, как поступить, что ответить, да мало ли какие ситуации возникают у каждого из нас ежесекундно. Но нечто главное, первостепенное, основное, что определяет смысл нашей жизни, наших поступков, наших мыслей и чувств, есть в каждом человеке. Мы просто незримо, безотчетно в своих поступках и делах выставляем напоказ то, что скрыто в глубине нас самих. Можно ли изменить самого себя? Ведь иногда мы поступаем так, что потом раскаиваемся и даже стыдно вспоминать то, что ты сделал: кого-то обидел, кому-то нагрубил, не выполнил обещание. Тебя хвалят, тобой гордятся, тебя уважают, тебя благодарят, тебя любят и ценят или, наоборот, тебя ругают, тобой недовольны, из-за тебя огорчаются и переживают, тебя ненавидят или презирают. От чего или от кого это зависит? От окружающих людей или от тебя самого? Кого благодарить или обвинять во всем, что происходит в твоей жизни? Помню, как-то на уроке учительница нам рассказывала о творчестве Л. Толстого и прочитала в классе отрывок из его произведения, где писатель утверждал, что не бывает людей добрых и злых, умных и глупых, энергичных и апатичных. Про человека можно сказать, что человек чаще бывает добр, чем зол, умен, чем глуп, и наоборот. Очень категорично делить людей на добрых и злых, на умных и глупых неверно. Поэтому чем раньше мы научимся правильно понимать окружающих нас людей, тем раньше научимся умело общаться и строить свои отношения с ними. Само по себе умение общаться с окружающими людьми не приходит, этому необходимо учиться. Учиться общению так же, как мы учимся на уроках математике, географии, физике. Я, как и мои одноклассники, это хорошо понял, когда работал с тестами, анкетами, участвовал в играх на занятиях по курсу “Мой выбор”. Мы впервые узнали, что такое самооценка и самовоспитание. Чтобы заниматься самовоспитанием, надо вначале знать, какие качества следует воспитывать у себя. Поставить верные цели самовоспитания поможет правильная и объективная самооценка, которая формируется не сразу, а постепенно, в процессе того, как человек узнает мнение о себе и своих поступках от людей, которые его окружают в школе и семье, узнает то, что думают о нем одноклассники и учителя. Иногда бывает так, что, узнав мнение о себе, можно огорчиться, обидеться, рассердиться, тебе вдруг покажется, что весь мир против тебя. Но меньше эмоций и слез, никаких обид и конфликтов, здесь тебе это не поможет, а еще больше навредит! Надо учиться правильно и спокойно оценивать результаты того, что думают о тебе окружающие, надо подумать: дуться ли на весь мир или попытаться найти причины своих неприятностей и проблем в самом себе? И я опять заглядываю в свой блокнот: Ф. Лагау, немецкий поэт, писал: “Да, бой с самим собой есть самый трудный бой. Победа из побед – победа над собой”.
Я понял, что в самовоспитании главное – желание самого человека изменить себя, сделаться лучше, добрее, терпимее. Если вместо этого попытаться изменить всех и все вокруг под себя или для себя, в своих интересах или для собственной выгоды, тогда и начинаются конфликты, растут между людьми стены непонимания и неприятия другого мнения, другой точки зрения, другого взгляда, отличных от твоего мнения. А твое мнение далеко не всегда неоспоримо. Ведь недаром говорят: “Ничто не прощают так неохотно, как различие мнений”. На собственном опыте я понял, что в любом споре и в любой ссоре нельзя проявлять резкую категоричность и безапелляционность в отстаивании своей точки зрения, ведь в любом споре можно всегда найти более мягкие слова и выражения, а аргументы привести более твердые и более убедительные. Нелишним будет запомнить арабскую пословицу: “Прежде чем высказать кому-нибудь горькую правду, помажь кончик своего языка медом”. И совсем неумно настаивать на своем, не считаясь с доводами другого человека. Открываю свой блокнот и читаю: “Ничто так не показывает превосходства характера, как хорошее поведение в ссоре, которой нельзя избежать”, Г. Тейлор.
Каждый может быть самому себе воспитателем и учителем, если он этого хочет, если у него есть цель и желание, если человек сделал свой выбор быть лучше, чтобы не сожалеть о том, чего уже не вернуть. Верными помощниками здесь будут книги, хорошие фильмы, примеры из жизни других людей. Твои родители и учителя обязательно тебя поймут, поддержат и помогут. Однако, читая очень хорошие книги и внимательно слушая советы взрослых, сам ты лучше и умнее не станешь, здесь не обойтись без колоссальных волевых усилий, организованности и требовательности к себе. Надо учиться верить в себя, в свои силы, учиться достойно встречать и преодолевать трудности, самостоятельно, без паники принимать верное решение. Надо учиться радоваться тому, что ты сам достиг цели, сам преодолел преграду или препятствие. Девизом здесь могут служить слова: “Не пасовать перед неудачей, а добиваться успеха!”. Бернард Шоу дал на этот счет один очень мудрый совет, который неплохо бы знать каждому, кто хочет или пытается изменить себя: “…человечество не может быть спасено извне. Никакой учитель или воспитатель не сделают человека лучше, пока он сам того не захочет”.
Если же у тебя нет такого стремления, если нет потребности в новых научных знаниях и знаниях культуры, то стать современным всесторонне воспитанным и образованным человеком невозможно. И вот я вновь читаю свой блокнот: “Спеши сегодня лучше стать, не будешь завтра так страдать”, К. Брант, немецкий поэт. Иногда я замечаю, что некоторые из моих одноклассников в тех или иных случаях поступают очень правильно из-за боязни наказания либо из стремления не быть, а казаться лучше, чем ты есть на самом деле. Но сразу видно, что это неискренне, не по-настоящему, это либо хитрость, либо игра.
Мне кажется, что совершать нравственные и добрые поступки надо согласно своим убеждениям и привычкам, но не из-за боязни, хитрости или собственной выгоды. Когда доброе дело или хороший поступок делаются напоказ, они перестают быть добрыми и нравственными.
В последнее время очень много пишут и говорят, что среди подростков растет уровень агрессии, нетерпимости, нежелания понять, принять или простить ровесника. Большинство конфликтов, без которых не обходится ни в одном коллективе школьников, возникают именно потому, что ребята не умеют общаться, да и никто нас этому не учит, полагая, что если мы уже не дети, то обязаны свои проблемы решать самостоятельно. Как правило, друг другу не прощаются какие-то недостатки и слабости, противнее всего, если это недостатки физические. Вот появляется повод для взаимных унижений, ссор, оскорблений, обид и драк. На занятиях по курсу “Мой выбор” нам постоянно напоминали, что у каждого из нас, и у меня в том числе, тысяча недостатков, ведь идеальных людей нет. Если замечать и указывать на каждый из них даже из самых лучших побуждений, то общение с таким человеком станет просто невыносимым, ведь, кроме упреков, насмешек, поучений всем окружающим, этот человек не способен на другое общение. Мне пришлось однажды учиться в классе с таким учеником, но никто не хотел не только дружить, но и просто общаться с этим человеком. Чтобы у тебя самого не проявлялись такие черты или чтобы от них избавиться, надо почаще сравнивать себя с тем, кого хочется осудить и покритиковать: сам-то ты чем лучше?
А уж если не удалось избежать “выяснения отношений”, то всегда желательно контролировать свои эмоции, чтобы не унизить собеседника. Прочитаем мысль из моего блокнота: “Отыскивать маленькие недостатки издавна считается свойством умов, которые мало или вовсе не возвышались над посредственностью. Возвышенные умы молчат или же возражают против целого, а великие умы творят сами, никого не осуждая”, Г. Лихтенберг. И здесь я пришел к небольшому “открытию”: если у тебя есть настоящее дело, если ты чем-то увлечен по-настоящему, если ты поставил перед собой благородную цель и стараешься достичь ее, если ты сам хочешь совершенствовать себя, если всего этого ты захотел сам, то у тебя просто не будет времени и желания портить отношения с окружающими или совершать поступки, за которые потом будет стыдно. И как тут не заглянуть в свой блокнот, где как нельзя кстати слова Л. Толстого: “Ничто так не содействует собственному благу и благу других людей, как постоянное стремление к совершенствованию”.
Идею записывать интересные, нужные и полезные цитаты, мысли, высказывания в блокнот нам предложила в самом начале изучения курса “Мой выбор” наша классная руководительница, которая и проводит с нами занятия по этому курсу.

Андрей ЗЕМЛЯКОВ,
ученик 9-го “И” класса школы N27
им. А.В.Суворова
Сентябрь, 2002 год
Ростов-на-Дону

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте