От Москвы до Александрова около ста километров. Этот небольшой городок во Владимирской области гордо именует себя Малой столицей России, и на то у него есть свои основания. Среди местных достопримечательностей – Александровская слобода, ныне музей-заповедник, а некогда – резиденция Ивана Грозного, откуда он почти двадцать лет правил русским царством. Несколько музеев, в том числе – дом сестер Цветаевых, который помнит не только знаменитого поэта и семью ее младшей сестры Анастасии, но и их не менее выдающихся гостей, Осипа Мандельштама, например. Столетию «Александровского лета», что провела Марина Ивановна в этих краях, и 25-летию первого в мире цветаевского музея был посвящен XXXV Цветаевский фестиваль поэзии в Александрове, традиционно собравший в своей программе ярких литераторов, художников и музыкантов – отечественных и зарубежных.
Слет муз
Поэтическим этот праздник, придуманный, кстати сказать, самими александровцами, гордящимися своей связью с семьей Цветаевых даже больше, чем историческим соседством с Иваном Грозным, можно назвать весьма условно, потому как здесь в почете все виды искусств. Так, Светлана Маторина и ее ученики – студенты, аспиранты и выпускники Российской академии музыки имени Гнесиных – дали большой концерт в честь столетия композитора Георгия Свиридова. О том, чем был для Марины Цветаевой фольклор, напомнило выступление московского ансамбля «Репей». Как и знаменитый поэт, воскресившая «преданья старины глубокой» в своих поэмах «Царь-Девица», «Молодец», «Егорушка», «Переулочки», музыканты из «Репья» не только черпают вдохновение во тьме веков, но и возвращают из небытия забытые музыкальные традиции и инструменты – травяные флейты. О том, что такое фольклор и таинственные легенды, переосмысленные композиторами-классиками, поведал Московский ансамбль современной музыки. В его исполнении прозвучала «История солдата» Игоря Стравинского, основанная на легенде о Фаусте и старинных русских сказках из сборника Афанасьева, и «Контрасты» Бэла Бартока.Те, для кого важнейшим из искусств является живопись, смогли побывать на открытии выставки Александра Реутова «Морские сражения в годы Великой Отечественной войны», которую художник и писатель привез из Хабаровского края. По всему выходит, что Реутов семье Цветаевых не чужой. Именно его усилиями на острове Крохалева посередине Амура установлена четырехметровая стела памяти жен врагов народа, заключенных в Амурлаге. На камне выбито: «Труженицам Амурлага 1935 – 1956. С ними трудилась Анастасия Ивановна Цветаева, русская писательница впечатляющей судьбы. Ее жизнь останется совестью нашего общества». Во время XXXV Цветаевского фестиваля поэзии в Александрове состоялась и презентация выставки «Малая Третьяковка в малой столице», посвященная 160-летию знаменитой художественной сокровищницы. Оказывается, в фондах музея Марины и Анастасии Цветаевых хранятся работы двадцати четырех художников, скульпторов и графиков, произведения которых также содержатся в фондах Третьяковской галереи.
Частичку театра Серебряного века привезла в Александров Вера Смоляницкая, пригласившая зрителей на моноспектакль «Пошли мне сад…», в основу которого легли стихи, проза и письма Марины Цветаевой.
Стихи нон-стоп
Но кульминацией фестивальной недели все же стал поэтический марафон. Читать свои стихи на цветаевской земле почли за честь литераторы из Москвы, Крыма, Красноярска, Иркутска, Ташкента, Лондона и даже Нью-Йорка.
Вечер в знаменитом Зале под содами открылся минутой молчания. Впервые Цветаевский фестиваль проходит без одного из своих основателей и подвижников – Владимира Семеновича Коваленко. «Расточайте без счета и смело вы сокровища вашей души… Эти строки нашего фестивального гимна – о нем, о замечательном поэте и ученом, почетном гражданине Александрова, Владимире Коваленко, – говорит Лев Готгельф, директор литературно-художественного музея Марины и Анастасии Цветаевых и глава Цветаевского фестиваля. – В эти дни его уход переживается особенно остро, но, надеюсь, все происходящее достойно его памяти».
… Чему посвящала свои бессмертные строфы Марина Цветаева? Могучему и мятежному духу, закованному в бренную плоть, рвущейся ввысь душе, любви – чувству мучительному, но без которого жизнь обращается всего лишь в жалкое существование. О чем пишут современные поэты? Ровно о том же. За три часа поэтического нон-стопа перед слушателям проследовали вереницы влюбленных и отвергнутых, страдающих и счастливых (последние, как водится, в меньшинстве), философствующих, отчаявшихся и бунтующих лирических героев. «В той жизни я тебе уже не нужен, а в этой ты мне больше не нужна», – грустит москвич Алексей Ефимов. «А мне не выплакать слезами тебя – с печальными глазами», – вторит ему узбекский поэт Рифат Гумеров. «Нас бросили без позывных… и это Бог глядит из наших глаз на мир, где красота съедает нас», – резюмирует живущий в Лондоне Олег Бабинов. А Светлана Максимова переплетает слово и музыку, льющуюся из экзотической австралийской трубы диджериду.
Благодаря куратору вечера, поэту Андрею Коровину, мозаика концерта выходит и яркой и неожиданной. Тут каждый фрагмент не похож один на другой: на смену хулигану приходит лирик, бунтарь уступают место певцу природы, которого в свой черед сменяет ироничный мечтатель. Но каждый из них, безусловно, со своим «лица необщим выраженьем». Каждый – поэт, по желанию которого, как метко заметила иркутянка Светлана Михеева, «загорается восток». Других Марина Цветаева, а с ней и Иван Грозный, на своей земле, наверное бы, не потерпели.
Фото Максима Гуреева
Комментарии