search
main
0

По желанию поэта загорается восток. Малая столица России приняла XXXV Цветаевский фестиваль поэзии

От Москвы до Александрова около ста километров. Этот небольшой городок во Владимирской области гордо именует себя Малой столицей России, и на то у него есть свои основания. Среди местных достопримечательностей – Александровская слобода, ныне музей-заповедник, а некогда – резиденция Ивана Грозного, откуда он почти двадцать лет правил русским царством. Несколько музеев, в том числе – дом сестер Цветаевых, который помнит не только знаменитого поэта и семью ее младшей сестры Анастасии, но и их не менее выдающихся гостей, Осипа Мандельштама, например. Столетию «Александровского лета», что провела Марина Ивановна в этих краях, и 25-летию первого в мире цветаевского музея был посвящен XXXV Цветаевский фестиваль поэзии в Александрове, традиционно собравший в своей программе ярких литераторов, художников и музыкантов – отечественных и зарубежных.

Слет муз

Поэтическим этот праздник, придуманный, кстати сказать, самими александровцами, гордящимися своей связью с семьей Цветаевых даже больше, чем историческим соседством с Иваном Грозным, можно назвать весьма условно, потому как здесь в почете все виды искусств. Так, Светлана Маторина и ее ученики – студенты, аспиранты и выпускники Российской академии музыки имени Гнесиных – дали большой концерт в честь столетия композитора Георгия Свиридова. О том, чем был для Марины Цветаевой фольклор, напомнило выступление московского ансамбля «Репей». Как и знаменитый поэт, воскресившая «преданья старины глубокой» в своих поэмах «Царь-Девица», «Молодец», «Егорушка», «Переулочки», музыканты из «Репья» не только черпают вдохновение во тьме веков, но и возвращают из небытия забытые музыкальные традиции и инструменты – травяные флейты. О том, что такое фольклор и таинственные легенды, переосмысленные композиторами-классиками, поведал Московский ансамбль современной музыки. В его исполнении прозвучала «История солдата» Игоря Стравинского, основанная на легенде о Фаусте и старинных русских сказках из сборника Афанасьева, и «Контрасты» Бэла Бартока.Те, для кого важнейшим из искусств является живопись, смогли побывать на открытии выставки Александра Реутова «Морские сражения в годы Великой Отечественной войны», которую художник и писатель привез из Хабаровского края. По всему выходит, что Реутов семье Цветаевых не чужой. Именно его усилиями на острове Крохалева посередине Амура установлена четырехметровая стела памяти жен врагов народа, заключенных в Амурлаге. На камне выбито: «Труженицам Амурлага 1935 – 1956. С ними трудилась Анастасия Ивановна Цветаева, русская писательница впечатляющей судьбы. Ее жизнь останется совестью нашего общества». Во время XXXV Цветаевского фестиваля поэзии в Александрове состоялась и презентация выставки «Малая Третьяковка в малой столице», посвященная 160-летию знаменитой художественной сокровищницы. Оказывается, в фондах музея Марины и Анастасии Цветаевых хранятся работы двадцати четырех художников, скульпторов и графиков, произведения которых также содержатся в фондах Третьяковской галереи.

Частичку театра Серебряного века привезла в Александров Вера Смоляницкая, пригласившая зрителей на моноспектакль «Пошли мне сад…», в основу которого легли стихи, проза и письма Марины Цветаевой.

Стихи нон-стоп

Но кульминацией фестивальной недели все же стал поэтический марафон. Читать свои стихи на цветаевской земле почли за честь литераторы из Москвы, Крыма, Красноярска, Иркутска, Ташкента, Лондона и даже Нью-Йорка.

Вечер в знаменитом Зале под содами открылся минутой молчания. Впервые Цветаевский фестиваль проходит без одного из своих основателей и подвижников – Владимира Семеновича Коваленко. «Расточайте без счета и смело вы сокровища вашей души… Эти строки нашего фестивального гимна – о нем, о замечательном поэте и ученом, почетном гражданине Александрова, Владимире Коваленко, – говорит Лев Готгельф, директор литературно-художественного музея Марины и Анастасии Цветаевых и глава Цветаевского фестиваля. – В эти дни его уход переживается особенно остро, но, надеюсь, все происходящее достойно его памяти».

… Чему посвящала свои бессмертные строфы Марина Цветаева? Могучему и мятежному духу, закованному в бренную плоть, рвущейся ввысь душе, любви – чувству мучительному, но без которого жизнь обращается всего лишь в жалкое существование. О чем пишут современные поэты? Ровно о том же. За три часа поэтического нон-стопа перед слушателям проследовали вереницы влюбленных и отвергнутых, страдающих и счастливых (последние, как водится, в меньшинстве), философствующих, отчаявшихся и бунтующих лирических героев. «В той жизни я тебе уже не нужен, а в этой ты мне больше не нужна», – грустит москвич Алексей Ефимов. «А мне не выплакать слезами тебя – с печальными глазами», – вторит ему узбекский поэт Рифат Гумеров. «Нас бросили без позывных… и это Бог глядит из наших глаз на мир, где красота съедает нас», – резюмирует живущий в Лондоне Олег Бабинов. А Светлана Максимова переплетает слово и музыку, льющуюся из экзотической австралийской трубы диджериду.

Благодаря куратору вечера, поэту Андрею Коровину, мозаика концерта выходит и яркой и неожиданной. Тут каждый фрагмент не похож один на другой: на смену хулигану приходит лирик, бунтарь уступают место певцу природы, которого в свой черед сменяет ироничный мечтатель. Но каждый из них, безусловно, со своим «лица необщим выраженьем». Каждый – поэт, по желанию которого, как метко заметила иркутянка Светлана Михеева, «загорается восток». Других Марина Цветаева, а с ней и Иван Грозный, на своей земле, наверное бы, не потерпели.

Фото Максима Гуреева

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте