В 1995 году у педагогов лицея зародилась идея создания детского объединения, которое было бы чем-то похоже на художественную школу, но в то же время предоставляло возможность для исследовательской практики, изучения народных художественных ремесел и промыслов, изучения регионов нашей страны, где наиболее ярко культивируется исследование истоков культуры, традиций художественной обработки материалов.
Из заинтересованных учащихся и педагогов сложился коллектив Детской академии русской культуры, и была организована первая образовательная этнографическая экспедиция в Архангельскую область. К 2016 году совершено уже пятьдесят этнографических экспедиций по нескольким регионам России с разными задачами исследовательской деятельности, результаты которой ежегодно представляются на конференции экспедиционных отрядов Москвы в Московском городском детско-юношеском центре экологии, краеведения и туризма, в рамках первенства города Москвы по туризму (вид – экспедиционный туризм), а также на ежегодных научно-познавательных ассамблеях детской академии.Школьный музей – это кладезь предметов обихода материального мира наших предков. Немалая часть подлинных экспонатов материальной культуры русского народа из личной коллекции семьи Величкиных как результат частных поездок, творческих командировок Галины Андреевны и Владимира Сергеевича Величкиных. Есть и вклад родителей школьников нашего района Сабурово. С 2003 года в пополнении экспозиции участвует коллектив педагогов и воспитанников Детской академии русской культуры. Удается эту работу наладить благодаря организованным этнографическим экспедициям организации.Школьный музей по жанру мы классифицируем как творческую модель музея-мастерской. Ведь этнографические экспедиции работают на музей, а экскурсоводы – участники экспедиций не заучивают тексты из книг, а получают информацию из рук носителей художественной культуры – народных мастеров, глубоко изучая места бытования художественного ремесла или промысла, осознанно проводят экскурсии и участвуют в открытых мероприятиях школьного музея.Главная цель музея – создание условий для развития творческих способностей учащихся, формирование эмоционально-личностного отношения к ценностям культуры и носителям культуры, формирование гражданской позиции социально адаптированной личности в современных условиях, «ценностное отношение к Родине, к природе, семье, родному дому и родителям, к труду, к творчеству по законам красоты…».Невольно вспоминаются слова А.С.Пушкина, которые становятся главным лейтмотивом всей деятельности педагогов и призывом к подрастающему поколению: «Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».Этнографические экспедиции оказывают благоприятное воздействие на эмоциональную сферу каждого, а для некоторых участников полученные впечатления становятся установкой для образа жизни. В подтверждение сказанного приведем высказывания из выступлений двух участников экспедиции этого года. На заключительном собрании по итогам экспедиции в Архангельскую область, которое традиционно мы проводим на обратной дороге в поезде, воспитанники сделали важное заключение. Иван Вититнев (историк группы, 9-й класс) поведал откровенно:- В каждой деревне можно найти интересного собеседника, талантливого человека или мастера. Создавалось впечатление, что встречи с этими людьми для нас кто-то специально готовил.А Александр Брожин (командир группы, 9-й класс) не только высоко оценивает эти встречи, а делает для себя программную установку на будущее:- Когда поеду к бабушке, то обязательно обойду близлежащие деревни, поищу мастеровых людей и бесследно уходящие предметы старины.Необходимо отметить, что через эмоционально-ценностное восприятие в этнографических экспедициях, воспитание посредством известного мастера или ученого, переоткрытие знаний в области народной художественной культуры формируются идеалы, накапливается жизненный опыт, который самым ярким образом сможет отразиться на судьбе подрастающего поколения, формировании мировоззрения и гражданской позиции.«Талантливого человека мало не бывает». Мы в этом убедились, когда повстречали в пос. Пинега (Архангельская обл.) Юрия Владимировича Камольцева, резчика по капу. Он показал коллекцию самодельной детской мебели (стульчики, столики, вазы, диванчик), отделанную бархатом и сделанную из обычных консервных банок, необыкновенную коллекцию изделий из капа, одного из труднейших в обработке природных материалов. В замыслах Юрия Владимировича – обработка клыка моржа. А нас снабдил заготовками капы-корня и дал напутствие: «Как первое изделие выполните, то звоните. Буду ждать!» За наше искреннее внимание подарками задарил. Передал школьному музею декоративно-прикладного искусства резное блюдо и декоративную вазу-кашпо из этого чудного материала, своеобразие которому задает текстура. Сейчас эти экспонаты занимают центральное место в музее как результаты этой этнографической экспедиции.Экспозиционное пространство нашего музея выстроено так, что центр всегда может формироваться под определенные задачи встречи, экскурсии, семинара, мастер-класса. А длинный коридор перед музеем позволяет делать ежегодные выставки и организовывать мастер-классы разнообразных художественных ремесел. В течение многих лет мы практиковали проведение открытых семинаров для округа и Москвы по тряпичной кукле и бисероплетению, резьбе и росписи по дереву, а также иконописи.Школьный музей умело объединяет актив музея и воспитанников Детской академии. Задачи экспедиций переплетаются с направленностью музея, а именно – привезти новый экспонат, сделать исследовательский отчет по региону и научное обоснование привезенного объекта, подготовить новую экскурсию. Так, появились экскурсии по тульским самоварам с презентацией Максима Барабанова, по бабенскому токарному промыслу в исполнении Петра Резанова, берестяному ремеслу в исполнении Андрея Лёвина.В 2003-м из Торжка Тверской области мы привезли небольшой экспонат, благодаря которому можем рассказывать о технологии и мастерах золотного шитья.В 2009 году музей пополнился тридцатью экспонатами из экспедиции по Холмогорскому и Пинежскому районам Архангельской области. Корзины, грабилка, штоф из-под керосина, пестерь, соломенный хомут, изделия из капа, кованая ручка от двери. Самым внушительным и заметным экспонатом по своим размерам являются санки, настоящие северные сани. Не размеры поражают, а искусно и с любовью изготовленное изделие, которое спустя много лет может продолжать служить человеку.В одном из интервью академик Дмитрий Сергеевич Лихачев поделился впечатлениями своего детства: «…Путешествовать по родной стране надо как можно больше. Эти поездки имеют огромное значение для формирования личности и интересов…» Это высказывание наилучшим образом проявляет главную объединяющую цель Детской академии и школьного музея. А результаты этой деятельности выражаются в творческих технологических проектах, подготовленных выступлениях на конференциях, олимпиадах и выставках.
Елена АРХИПОВА,директор лицея №1828 «Сабурово»;Леонид РЕЗАНОВ,учитель технологии лицея №1828 «Сабурово»
Комментарии