Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Теория и практика

По ту сторону экрана

Как мы создаем виртуальную реальность
УГ - Москва, №39 от 28 сентября 2021. Читать номер
Автор:

Сегодня цифровая экономика едва ли не самая перспективная и привлекательная сфера на рынке труда: программисты, системные администраторы, аналитики, робототехники, специалисты в области защиты персональных данных. И это далеко не весь список востребованных IT-профессий. Предпрофессиональную подготовку школьников в сфере информационных технологий теперь призваны осуществлять ИТ-классы, открывшиеся в столице в 2019 году.

Проект «ИТ-класс в московской школе» реализуется совместно с организациями высшего образования – лидерами в области подготовки ИТ-специалистов, а также ведущими ИТ-компаниями – будущими работодателями обучающихся.

Реализация проекта позволила создать условия для развития предпрофессионального образования в области информационных технологий, помогая старшеклассникам сделать осознанный выбор будущей профессии, а вузам и ИТ-компаниям – создать платформу для подготовки грамотных высокооплачиваемых специалистов.

Обучение в ИТ-классах проходит по шести направлениям: «Большие данные», «Робототехника», «Технологии связи», «Моделирование и прототипирование», «Информационная безопасность», «Программирование».

В течение двух лет учащиеся углубленно изучают три предмета: информатику, математику и физику. Практические навыки будущие специалисты осваивают на школьном IT-полигоне.

За два года работы интерес к проекту неизменно растет: в этом учебном году открыт уже третий ИТ-класс. Педагоги нашей школы, задействованные в проекте, постоянно повышают свою квалификацию, проходя профильное обучение. Летняя школа для учителей математики МГУ имени М.В.Ломоносова, курс «Формирование культуры информационной безопасности как фактор обеспечения безопасного поведения школьников в сети Интернет» от ГМЦ, курс «Методика и лучшие практики преподавания робототехники на углубленном уровне в ИТ-классах московских школ», разработанный Национальным исследовательским университетом ИТМО, методики преподавания курсов «Моделирование физических процессов на интерпретируемых языках программирования» и «Технологии компьютерного моделирования» от Московского физико-технического института, «Проектирование технических изделий» от МГТУ имени Н.Э.Баумана – вот неполный перечень освоенных педагогами курсов.

Задействованные в проекте специалисты школы и учащиеся ИТ-класса на постоянной основе посещают специализированные мероприятия. Так, уже в первый год реализации проекта учащиеся и педагоги школы стали участниками Второго международного научного форума «Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика» на базе Государственного университета управления, посетили ряд мастер-классов от специалистов компаний GeoScan и ИнфоТеКС, а также являлись участниками образовательных мероприятий ДИТ и вузов-партнеров: РТУ МИРЭА, МГТУ «СТАНКИН», НИУ ВШЭ и МФТИ.

Среди наиболее запомнившихся мероприятий, по отзывам старшеклассников, стали мастер-класс «Лазерный термоядерный реактор своими руками», проводимый специалистами НИЯУ МИФИ, а также цикл практических занятий на базе инжинириума МГТУ имени Н.Э.Баумана.

Дистанционное обучение, безусловно, внесло свои коррективы в освоение профильных навыков учащимися ИТ-класса. Но за это время ребята смогли посетить большое количество специализированных онлайн-мероприятий и вебинаров (онлайн-мастер-класс «Git как один из инструментов современной разработки» от РТУ МИРЭА, вебинары «Програмирование на Python: классы и визуализация» и «Криптотехнологии в современном мире. Цифровая идентификация», «3D-печать и быстрое прототипирование», «Arduino для продвинутых» и многие другие). Технологии дистанционного обучения позволили участникам проекта побывать на площадках ведущих технических и производственных лабораторий московских вузов, не выходя из дома.

На базе школы в рамках проекта также проводятся специализированные мероприятия, тематические классные часы, среди которых «День информационных технологий, «Урок цифры. Беспилотный транспорт», «Новые IT-технологии на службе у города» и другие.

Учащиеся ИТ-класса в течение учебного года принимали участие в научно-практической конференции «Инженеры будущего», ВСОШ по информатике, чемпионате WorldSkills по компетенциям «Разработка компьютерных игр и мультимедийных приложений» и «Изготовление прототипов», Московской олимпиаде по робототехнике.

Так, по итогам квалификационного отбора чемпионата WorldSkills занявший 7‑е место в рейтинге московских участников Роман А. прокомментировал полученный опыт:

– В ходе подготовки я освоил выполнение двух новых задач – игровую механику и анимацию. Надо сказать, что конкурсное задание меня очень вдохновило. На отборочном этапе мы создавали простую игру-платформер вроде популярной игры Hungry Shark. Но на самом чемпионате было необходимо пройти сложный путь по созданию всего игрового цикла игры наподобие тетрис. К примеру, надо было создать механизм перетаскивания и попадания фигур с последующим их размещением, используя две непростые фичи. Конечно, я был рад возможности проверить свои способности на таком серьезном профессиональном конкурсе. И в целом понял, что действительно хочу научиться самостоятельно разрабатывать игры в 3D от идеи до продакшна. Неплохо было бы также углубиться в индустрию создания игр, то есть узнать более подробно, что происходит по ту сторону экрана.

Учащиеся профильных классов не только демонстрируют высокий уровень мотивации к обучению и осознанность в плане выбора будущей сферы деятельности, но и проявляют активность в общественной жизни школы. Например, учащиеся ИТ-класса входят в состав школьной медиастудии и работают над созданием просветительских медиапроектов. Так, Михаил Ч. стал инициатором создания и демонстрации учащимся школы №626 просветительского ролика «Информационная безопасность и кибербезопасность».

В видео он наглядно объяснил, в чем заключается отличие информационной и кибербезопасности, как противостоять распространенным кибератакам, а также рассказал о понятии информационного терроризма и в чем его опасность для личности и государства. Еще в период дистанционного обучения Михаил стал инициатором создания серии обучающих мастер-классов и просветительских видео по информационной грамотности. В рамках запущенного медиастудией проекта «Дети детям» учащийся проводил онлайн-мастер-классы на темы «Создание сайтов: первые шаги», «Основы написания HTML-кода». Также Михаил запустил на школьном YouTube-канале авторскую рубрику «КиберPRO», в которой продолжил знакомить обучающихся школы с разными аспектами изучения киберпространства, грамотного использования интернет-ресурсов.

Учащиеся ИТ-класса успешно завершили обучение в технопарке МФЮА «Наукоград». На протяжении трех месяцев ребята проводили один день в неделю в технопарке, осваивая графический дизайн, робототехнику и программирование. Каждый из них разработал и защитил собственный проект – «умные» устройства, работающие на платформе Arduino, среди которых были электронная рулетка, парктроник и музыкальная шкатулка.

Относительно молодой проект уже зарекомендовал себя как конкурентоспособный на рынке профессий. Так, более 90% первых выпускников ИТ-класса нашей школы поступили в ведущие технические вузы на актуальные специальности, среди которых «информационные системы и технологии», «электроника и наноэлектроника», «мехатроника и робототехника», «атомная и тепловая энергетика», «информационная безопасность».

Ирина СЫСУЕВА, педагог дополнительно го образования школы №626 имени Н.И.Сац


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту