В нашей школе есть клуб “Гражданин”. Ребята с удовольствием приходят на его заседания. Одно из клубных занятий называлось “Справедливые отношения в школе”.
Цель: дать определение понятию “справедливость”, выяснить, как она соблюдается в отношениях между детьми, а также между преподавателями и учащимися. Обозначить пути решения данной проблемы.
Научить подростков четко формулировать, высказывать свои мысли, аргументировать и отстаивать их. Воспитать чувство ответственности, стремление к справедливости.
Оборудование. Написанные на доске определения понятия “справедливость”, взятые из словарей Ожегова и Даля. Таблица результатов проведенного социологического исследования. В процессе обсуждения на доску вывешиваются записанные пресс-центром предложения.
Ход заседания
1-й этап. Подготовительный
Анкетирование проводится по вопросам:
1) Справедливость – это проблема в нашей школе?
2) Справедливы ли отношения между ребятами?
3) Справедливы ли отношения между преподавателями и учениками?
4) Можете ли вы привести примеры несправедливого отношения к вам или вашим товарищам?
5) Справедливо ли ученики относятся к учителям?
6) Что вы можете предложить для решения данной проблемы в нашей школе?
Опрос показал, что между учителями и учениками преобладают несправедливые отношения.
2-й этап. Решение проблем
Среди учеников 6-11-х классов, как показали социологические исследования, 64,1% опрошенных считают, что справедливые отношения – это нерешенная проблема в нашей школе.
Сначала необходимо выяснить, что каждый вкладывает в сущность понятия “справедливость”.
Возможные результаты
Ученики дают определения понятия “справедливость”, которые можно разделить на две группы: 1) справедливость по отношению к человеку; 2) по отношению к закону.
В связи с этим учитель начинает рассматривать проблему справедливых отношений в школе исходя из определений первой группы, связанных с определением понятия “справедливость” в толковом словаре Ожегова.
“Справедливость – справедливое отношение к кому-нибудь, беспристрастие”.
Учитель сообщает, что проведенная анкета показала, что ученики по-разному определяют это понятие. Старшие, как несправедливое отношение к ним учителей. Младшие, как несправедливое отношение к ним со стороны старшеклассников. Данные опроса показали, что 60,7% опрошенных считают, что отношения между учащимися справедливые, 39,3% считают, что несправедливые. Необходимо отметить, что эти 39,3% в основном составляют ученики младших классов, которые среди опрошенных составляли меньшинство.
И в связи с этим ученики шестого класса обращаются к своим старшим товарищам с открытым письмом.
Возможные результаты
Открытое письмо учеников шестого класса старшеклассникам.
Не бейте нас – это больно.
Не оскорбляйте нас – это обидно.
Не отбирайте у нас вещи и деньги – это унизительно.
Уважайте нас – мы тоже личности.
Ученики старших классов должны подумать и прокомментировать обращение ребят из шестого класса.
Учитель говорит, что теперь мы переходим к наиболее острой проблеме. Это справедливые отношения между преподавателями и учениками. 58,9 процента учащихся нашей школы считают, что мы относимся к ним несправедливо.
Давайте выясним, в чем же это заключается. Прошу ребят привести возможные примеры.
Возможные результаты
Ученики называют такие примеры: занижение оценок, неравные отношения к отличникам и двоечникам. Оскорбления, резкие замечания и критика в присутствии всего класса.
Эти вопросы комментируют гости клуба: директор школы Л.Виноградова, учитель русского языка и литературы Т.Волкова, школьный психолог В.Степанова.
Не менее любопытными выглядят данные по вопросу анкеты: справедливо ли ученики относятся к преподавателям? 53,8 процента опрошенных считают, что несправедливо. Обратите внимание, что почти одинаковое число респондентов считают, что учителя к ним и они к учителям относятся несправедливо. Давайте подумаем, почему так часто случается, что мы бываем несправедливы друг к другу?
Возможные результаты
Ученики считают, что это случается из-за:
1) отсутствия открытого искреннего общения;
2) низкого уровня культуры учеников:
3) незнания учащимися своих прав и обязанностей.
Действительно, большинство школьников весьма смутно представляют свои права, а тем более обязанности. Чтобы раскрыть этот вопрос, мы пригласили министра юстиции нашей школы Т.Савиных. Она разъясняет ребятам их права и обязанности на основе устава школы N 12. Затем я обращаю внимание на определение, которое дает этому понятию Владимир Даль: “Справедливый – правильный, сделанный законно по правде, по совести, по правоте”.
Если рассматривать правовой аспект справедливости как равенство всех перед законами, то, значит, должны быть какие-то формы воздействия на тех, кто нарушает эти законы. В российской истории в школах применялись разные меры наказания.
Возможные результаты
Ученик выступает с опережающим домашним заданием на тему “История наказания в российских школах”. Отношение к детям и их воспитанию в России долгое время строилось на основе Домостроя, написанного в XVI веке. В нем говорилось, что детей необходимо “любить и беречь, но и страхом спасать… Наказывай детей в юности, упокоят тебя в старости твоей. И не жалея, бей ребенка, если прутом посечешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти”.
В петровские времена руководством для учителей и учеников был “Азбуковник”, в предисловии которого написана ода розге как предмету, способствовавшему поддержанию дисциплины и бодрению ума. Наиболее популярными наказаниями за всю историю воспитания в России были оставление без завтрака, без отпуска, поставить у двери, привязать к скамье, битье по рукам и, конечно, порка.
О наказаниях, существовавших в советских школах после войны, рассказала учительница нашей школы Н.Иванова.
Учитель просит ребят подумать, существует ли в нашей школе действенная система наказаний. Может ли ужесточение наказаний решить проблему справедливых отношений?
Возможные результаты
Ученики считают, что ужесточение наказаний, конечно же, не решит проблемы справедливых отношений в школе. Но и действенной системы наказаний против нарушителей общешкольных законов тоже не существует.
3-й этап. Подведение итогов и выводы
Учитель предлагает подумать, что можно сделать, чтобы решить проблему несправедливых отношений в школе.
Возможные результаты
Ученики предлагают:
1) проводить классные часы, посвященные данной теме;
2) создать школьный суд;
3) чаще организовывать встречи учеников, учителей и администрации школы;
4) создать лекционные группы для распространения среди учащихся знаний о их правах и обязанностях.
Светлана ОМЕЛЬЯНЧУК,
учитель истории и обществознания
Комментарии