Галина МЕРКУЛОВА, заместитель председателя Профсоюза работников народного образования и науки:
– Главным достижением нового типового Положения об аттестации мы считаем его добровольный характер.
В современной сложной социально-экономической ситуации нас, профсоюз, очень беспокоило, как учителя относятся к аттестации, не стоит ли ее вообще отменить. Мы проанализировали социологические исследования на эту тему, в том числе и те, которые проводились по инициативе территориальных организаций профсоюза, и пришли к выводу, что учителя относятся к аттестации в основном положительно. Многие отмечают, что аттестация – стимул к самообразованию, повышению квалификации. Сегодня над образованием висит угроза безработицы. Вернее, она у нас уже есть в некоторых территориях. В этих условиях высокий уровень профессионализма учителя, подтвержденный присвоенной ему категорией, – средство защиты в конкурентной борьбе.
В последние годы участники аттестации стали высказывать претензии к формам и процедурам проведения аттестации, жаловаться на несовершенство критериев оценки профессионализма аттестуемых, на сложность и длительность процедур аттестации, предъявление завышенных требований, определяемых территориальными положениями. Кроме того, ряд регионов, вводя на первый взгляд привлекательные дополнительные выплаты для работников, имеющих квалификационные категории, неправомерно усложняет процедуры проведения аттестации. От аттестуемых требуют печатные работы, заставляют проводить научные исследования, сдавать экзамены. В отдельных территориях делаются попытки введения платных процедур аттестации.
Положение определяет единый порядок проведения аттестации. Некоторые считают, что это ущемляет права органов управления образованием. Но нам было важно, чтобы Положение соответствовало законодательству и, кроме того, чтобы механизмы, заложенные в нем, не давали возможности применять необоснованные требования к аттестуемым.
Чтобы Минюст и Генпрокуратура не признали аттестацию, которая проводится в России, нелегитимной, необходим, в соответствии с 28-й статьей Закона “Об образовании”, единый порядок аттестации.
Новое Положение защищает права и интересы работников. Предоставляется право выбора аттестуемыми форм и процедур аттестации. Вводится единая форма заявления. Администрация обязана ознакомить работника с Положением о порядке аттестации и другими нормативно-правовыми актами, связанными с аттестацией, чтобы учитель знал свои права и мог их защищать с случае нарушения. Устанавливаются единые сроки действия квалификационных категорий. Прежде сроки были разные, и это вызывало массу нареканий со стороны тех, кто одновременно работал в образовательных учреждениях различных ведомств или переезжал из одной территории в другую. Мы знаем, насколько сегодня активна миграция в рамках России. Кроме того, профсоюз настоял на сохранении права работников аттестовываться на более высокую категорию до окончания срока действия имеющейся, на оплату труда по присвоенной категории со дня вынесения решения аттестационной комиссии, независимо от того, когда издан приказ по итогам аттестации. По этому поводу была масса нарушений и жалоб.
Комментарии