Учебно-методическое обеспечение курсов географии для 10-11-х классов
Окончание. Начало в “УГ” N 3 за 28 января 1997 года
Курс “Экономической и социальной географии” представлен двумя учебниками, которые вышли в издательстве “Просвещение”:
“Экономическая и социальная география мира-10”, автор В.П.МАКСАКОВСКИЙ;
“Экономическая и социальная география мира-10”, авторы С.Б.ЛАВРОВ и Ю.Н.ГЛАДКИЙ.
Учебники отличаются по структуре изложения учебного материала, его компоновке. Прослеживаются также различия и в методическом аппарате. В учебнике В.П.Максаковского он более разнообразен, способствует самостоятельной работе детей с текстом книги.
Учебник “Экономическая и социальная география мира, 10 класс”, автор В.П.Максаковский.
К числу главных достоинств учебника, во многом определивших его новаторский характер, можно отнести мировой охват тщательно подобранного и хорошо отработанного материала. Получился учебник экономической и социальной географии мира, а не только зарубежных стран (как это было многие десятилетия).
Другая принципиальная особенность учебника состоит в довольно широком освещении материалов социальной географии. Ее элементы представлены в разделах о населении, в характеристиках непроизводственной сферы (туризм и др.), значение которой в жизни общества непрерывно возрастает.
В учебнике в целом успешно решена сложная задача соотношения между общими и региональными разделами.
Особенно необходимо отметить методическое оснащение учебника. Текст занимает всего лишь половину его обьема. Емкость изложения сочетается с логическим членением. К каждой теме дается хорошо продуманная план-схема, а всего около 200 заданий и вопросов, которые учат самостоятельно добывать и использовать знания. Хорошо работают межпредметные связи.
Учебник “Экономическая и социальная география мира, 10 класс”, авторы Ю.Н.Гладкий, С.Б.Лавров.
Учебник в пределах возможного для школьного предмета вобрал в себя все новое на сегодняшний день из багажа географической науки. Он знакомит ребят с наиболее актуальными проблемами современности, и среди школьных учебников только в нем находим понятия о “полном ядерном цикле” (энергетика), “теории демографического перехода” (население) и др.
Авторы учебника использовали в своем труде приемы контрастности, полюсов, схожести и различий при отраслевой характеристике, особенно регионов и стран.
В последние годы географы-экономисты мало обращали внимания на историзм экономико- и социально-географических явлений, а тезис об “истории с географией” оставался лишь присказкой. Несомненная заслуга пробного учебника состоит в том, что исторический подход ясно прослеживается на многих его страницах начиная со специальной главы “Освоение человеком планеты Земля” и далее – в рассуждениях о населении, формировании политической карты мира. Более того, весь региональный раздел учебника – это анализ историко-географических регионов мира.
Опыт последних лет наглядно показал человечеству, насколько велика роль в жизни общества религиозного фактора. И авторы нового учебника, учитывая этот конфессиональный феномен, анализируют его в специальном параграфе книги.
Заслуживает внимания и методический аппарат учебника. План в начале, вопросы и задания в конце параграфов и глав, а также рубрика “Приглашение к диспуту”, которой завершается каждый раздел, побуждают учеников к активной мыслительной и творческой деятельности, акцентируют их внимание на главном. Этому помогают и выводы в конце каждой темы.
Все разделы нового учебника снабжены статистическими, картографическими, графическими, фотоматериалами.
Учебники по выбору
Для изучения географии в 10-11-х классах средней общеобразовательной школы создан комплект учебников по выбору. Каждый учебник способствует углублению географического образования по какой-либо конкретной проблеме. Некоторые учебники способствуют интеграции знаний по проблемам, интересующим школьников. Весь комплект учебников по выбору подготовлен издательством “Просвещение”. К ним относятся:
“Природопользование, 10-11 кл.”, авторы Н.Ф.Винокурова и др.;
“География человеческой деятельности 10-11 кл.”, автор В.Н.Холина;
“Коммерческая география, 10-11 кл.”, автор Е.Л.Плисецкий;
“Медицинская география, 10-11 кл.”, автор Т.В.Кучер;
“Природопользование, 10-11 кл.”, авторы Н.Ф.Винокурова, Г.С.Камерилова, В.В.Николина, В.М.Смирнова, В.И.Сиротин;
“Экология города, 10-11 кл.”, автор Г.С.Камерилова;
“Глобальная экология, 10-11 кл.”, авторы Н.Ф.Винокурова, В.В.Трушин.
Учебник “Природопользование, 10-11 кл.” предназначен для учащихся 10-11-х классов профильных школ. Он отражает современные тенденции обновления содержания образования на основе идеи экологизации, регионализации, интеграции. Обобщает знания учеников старших классов по географии, истории, биологии, химии и др. Это первый отечественный учебник, который интегрирует знания о взаимоотношениях общества и природы на основе различных видов хозяйственной деятельности человека. Ядром курса является идея гармонизации (охрана живой природы), гуманизации (охрана окружающей среды), оптимизации (охрана ресурсов).
Содержание учебника раскрывается в следующих разделах и темах: исторические этапы взаимодействия общества и природы; современные методы научных исследований в природопользовании; экологические проблемы различных видов природопользования; природопользование в России; особенность природопользования в развитых и развивающихся странах; международное сотрудничество в решении экологических проблем.
Учебник включает рубрики: “Проверь себя”; “Если бы я…”; “Как решить проблему?”; “Что будет, если…”; экологический практикум “Твое участие в решении проблем природопользования”; “Твоя связь с природой”.
Изучение каждой темы завершается обобщением, включающим три блока: “Твой личный рейтинг”, коммуникативный и практический блоки, предполагающие участие в ролевых играх, дискуссиях, мозговых штурмах, моделировании и практическую деятельность.
“География человеческой деятельности: экономика, политика, культура. 10-11 кл.”, автор В.Н.Холина.
Учебник предназначен для учащихся гимназий и лицеев гуманитарного профиля. Он фактически завершает школьное географическое образование. Старшеклассники, изучавшие основы физической и экономической географии, познакомятся с современной географией общества.
Разделы учебника не охватывают всех тем общественной географии и включают лишь те из них, что в наибольшей степени отвечают целям курса. Они не изучались в школьной географии и непосредственно связаны с проблемами современной мировой экономики и политики. Среди них – эволюция географических взглядов на мир и методы географического анализа, география религий и культурные районы мира, теория и практика геополитики, география выборов, модели размещения хозяйства, география городов и экономическое районирование.
В учебнике приведен большой материал для самостоятельных и практических работ. Это статистические таблицы, карты, задания к каждой теме. Многие задания, такие, как оценка правильности выделения округов для голосования, функциональное зонирование городов, механизм установления цены на земельные участки, непосредственно связаны с реальной жизнью. Некоторые задания, например построение карт-анаморфоз, приобщат ребят к исследовательской работе.
Каждый из разделов учебника включает изучение принципов, закономерностей и моделей размещения, методов пространственного анализа. Такой подход поможет выстроить знания о современном мире в стройную схему, понять пространственную логику развития экономики и общества, позволит лучше ориентироваться в современном мире.
“Коммерческая география России, 10-11 кл.”, автор. Е.Л.Плисецкий.
Учебник адресован старшеклассникам профильных общеобразовательных учреждений и нацелен на более углубленное (в ряде случаев выборочное) изучение именно тех разделов и тем экономической и социальной географии, которые содержат сведения, представляющие научный и практический интерес для будущих специалистов в их коммерческой деятельности. Это знания о природных условиях и ресурсах своей страны и зарубежных государств, о влиянии природного фактора на различные стороны жизни и хозяйственной деятельности человека, их особенностях, трудовых навыках человека, рынках сбыта, государственном устройстве и многие другие.
В структурном отношении учебник “Коммерческая география России” выглядит следующим образом: введение, где раскрывается история возникновения и развития коммерческой географии как научной дисциплины, а также освещается возможность ее развития в будущем. В главах учебника освещаются актуальные вопросы современности, такие, как “Россия в новых условиях хозяйствования”, “География ведущих отраслей хозяйства и рынка товаров и услуг”, “Россия и суверенные республики в системе международных торгово-экономических отношений”. Завершают учебник “Приложения” и “Краткий словарь терминов и понятий”.
“Медицинская география, 9 кл.”, авторы Т.В.Кучер, И.Ф.Колпащикова.
Учебник органично обьединяет содержание ряда смежных научных дисциплин и тем самым представляет ценность как в профессиональном, так и в общеобразовательном плане. Авторы квалифицированно провели отбор ведущих идей и общих научных понятий на стыке медицины, экологии и других дисциплин. Ряд разделов построен в форме проблемной постановки учебных задач, обращенных к читателю.
Интересно изложены сведения из истории медицинской географии. Материал ценен в познавательном плане. Он подкреплен галереей портретов ученых и описанием их вклада в развитие науки.
Основной теоретический материал касается следующих тем: факторы окружающей среды человека и его здоровье; приспособительная изменчивость и очаговые заболевания; география природных лечебных ресурсов; проблемы окружающей среды и здоровья человека.
“Экология города. 10-11 классы”, автор Г.С.Камерилова.
Это новый интегрированный учебник, посвященный современным проблемам крупных городов, в которых экологические проблемы приобрели особую остроту и значимость. Он включает несколько разделов. В них раскрывается, что такое урбоэкология, показывается ее место среди других областей экологии, особенности современного процесса урбанизации. Особое внимание в учебнике уделяется истории формирования урбанизованных территорий в разные этапы развития цивилизации. Выделяются общие градостроительные признаки городов древности, средневековья, нового и новейшего времени.
Последний раздел учебника содержит материал, касающийся городской среды и здоровья человека.
Методический аппарат содержит блок проверочных и проблемных заданий, а также урбоэкологический практикум. Он предназначен учащимся старших классов, где обобщаются знания по естественным и гуманитарным предметам, полученным в школе.
“Глобальная экология. 10-11 классы”, авторы Н.Ф.Винокурова, В.В.Трушин.
Новый учебник, посвященный глобальным экологическим проблемам, имеет стройную и логическую структуру. Во введении дается экскурс в историю возникновения и разрастания экологических проблем, формулируется понятие “глобальные экологические проблемы”.
Основное содержание учебника распределено в двух разделах: “Будущее человечества под угрозой” и “На пути к устойчивому (самоподдерживающему) развитию”.
В первом разделе рассматриваются этапы развития и междисциплинарные области экологических знаний, обобщаются полученные ребятами в школьном курсе географии знания о природной среде, воздействие космоса на природу Земли, взаимодействие человека и природы. Особенно хочется отметить разделы, посвященные здоровью населения мира. Здесь дается понятие “здоровье”, рассматриваются основные показатели кризиса здоровья, приводятся индексы качества жизни.
Завершает учебник тема “От единой Земли к единству цивилизаций”. Здесь рассказывается о международном сотрудничестве в деле охраны окружающей среды, показывается мировая сеть охраняемых природных территорий.
В учебник включены рубрики: “Что узнали в параграфе”, “Я в окружающем мире”, “Все связано со всем”, “Моя Родина – Россия”. Они позволяют ученику определить свою позицию по отношению к глобальным экологическим проблемам, сформировать черты нового планетарного мышления.
Людмила ЕЛХОВСКАЯ,
заведующая редакцией географии и═естествознания издательства “Просвещение”
Каков был твой посев, такова будет и твоя жатва.
ЦИЦЕРОН
Риторика
“Вызываю вас на дуэль…”
Мы уже знакомили наших читателей с некоторыми пособиями для школьников по искусству красноречия – риторике (N 43, 1996). Представляем еще одну книгу по═новой дисциплине, на этот раз для студентов и преподавателей гуманитарных специальностей – “Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике” А.К.михальской (М., “Академия”, 1996).
В центре внимания автора – истоки и судьба отечественной речемыслительной культуры в контексте развития европейской. Не случайно здесь обращение к Сократу: риторический идеал античности, состоящий из трех основных элементов – истинности, нравственности и упорядоченности, наиболее близок русскому, восточно-христианскому. Каков же облик российского красноречия в будущем? И сумеет ли оно противостоять речевой агрессии наших дней, гуманизировать логосферу? Автор ищет ответы на эти вопросы.
Чтобы доступно обьяснить методы сравнительно-исторической риторики, Михальская обращается к словам нашего выдающегося языковеда, родоначальника исторической поэтики Александра Веселовского о том, что каждый исследователь должен иметь некую область, куда он “заходит поохотиться”. И те, кто изучает риторику, “выносят свои трофеи” не из художественной литературы, а из обычной языковой среды. Выделяя же ключевые слова и семантические поля логосферы отдельных личностей, мы можем составить подлинный портрет эпохи. Так, рассматривая риторические портреты Сталина, Гитлера, Маргарет Тэтчер и других политиков, читатель попутно открывает для себя стратегию власти, речевой агрессии и манипулирования людьми.
Или взять, к примеру, взаимоотношения власти и прессы. Риторические приемы известны: журналист, стремящийся потрафить читателю, должен непременно найти темные пятна в биографии политика, сделать сенсационные разоблачения и подорвать авторитет власти. Степень достоверности материала здесь отступает на второй план. Политик же в свою очередь стремится любой ценой понравиться прессе и читателям, поэтому позволяет себе некорректные высказывания в адрес противников.
Конечно, эта схема весьма условна. Интересен вывод: речевая характеристика средств массовой информации в свете изучения сравнительно-исторической риторики – это, как правило, американизированный риторический идеал, восходящий к противникам Платона и Сократа – софистам. (Манипулирующая, подчиняющая сила в сочетании с формально-логической правильностью – вот краткая идея речи софистов). Любопытны также рассуждения автора о силовом подавлении языка и вербальной (речевой) агрессии. Вспомнить хотя бы, какие драматические воздействия и изменения претерпел у нас речевой строй сразу после революции. Грамотная культурная речь воспринималась тогда как “подозрительная”, прямо враждебная и всячески искоренялась. Эта печальная традиция продолжалась десятилетиями и, увы, до конца еще не изжита.
Порой мы даже не осознаем, какой огромной разрушительной силой отличается речевая агрессия и как важно уметь ей противостоять. Но в русской традиционной культуре существовали своеобразные механизмы охраны от нее, причем различные для разных социальных групп. Так, в дворянской среде такую роль играла категория “честь” и связанная с ней дуэль. Именно дуэль самим фактом своего существования делала открытые формы грубости или клеветы недопустимыми и даже опасными.
Что мы наблюдаем сейчас? Речевая агрессия бытует везде – в семье, школе, в армии, на производстве, в магазинах и даже в парламентском зале. Наиболее плачевны ее проявления в школе. К сожалению, учителя частенько кричат на детей и, запугивая их таким образом, достигают своих сиюминутных целей – послушания, подчинения, страха. Дети копируют агрессивно-речевые действия, перенимают соответствующую модель поведения. Легко сделать вывод, каких граждан получит в результате общество.
И все же гармонизирующие традиции отечественного речевого общения и красноречия со временем будут восстановлены – в этом убеждена автор книги “Русский Сократ” Анна Михальская. Будем надеяться на это и мы.
Ирина ЛУШАГИНА
О чистоте, благозвучии и силе слова
В издательстве “Просвещение” вышла книга “Русская риторика: Хрестоматия”
Цель хрестоматии, считает автор-составитель Л.К.Граудина, в том, чтобы познакомить современного учителя, педагога, студента с тем, что сделано по риторике в России в ХVIII-ХХ вв.
Все материалы, включенные в хрестоматию, распределены по четырем разделам: 1. Истоки риторики. 2. Общая теория красноречия. 3. Роды и виды красноречия. 4. О чистоте, благозвучии, ясности и силе слова (русские писатели и ученые ХХ века).
Внутри третьего раздела введены подразделы: 1. Социально-бытовое красноречие. 2. Академическое и лекционное красноречие. 3. Дискутивно-полемическое красноречие. 4. Судебное красноречие. 5. Военное красноречие. 6. Духовное (религиозно-нравственное) красноречие.
Такое размещение отрывков из работ по риторике облегчает пользование хрестоматией, дает возможность быстрее найти нужный материал, увидеть основные направления в развитии риторики как науки и учебной дисциплины в России на протяжении ХVIII-ХХ вв.
Каждый из разделов начинается предисловием информационно-аналитического характера, в котором в лаконичной форме излагаются фактические сведения о публикациях, их авторах и дается необходимый комментарий к ним.
К тому же небесполезно вспомнить о том, что нужно знать генеалогию отечественной словесности, ибо многое из того, что сейчас выдается как новое и невиданное, оказывается уже давным-давно известным и открытым.
Поскольку на протяжении столетий в России менялось представление о содержании риторики как предмета преподавания и научной дисциплины, а также само понятие совершенной формы красноречия, материалы в хрестоматии внутри разделов и подразделов располагаются в хронологическом порядке. Все отступления от этого принципа особо оговариваются. Такое построение хрестоматии позволяет учителю, методисту, студенту, преподавателю проследить, как менялось то или иное положение риторики, как формировались методы и приемы ее преподавания.
В целом хрестоматия решает несколько основных проблем, особенно важных в настоящее время, когда риторика только входит в школьное преподавание.
Включенные в первый раздел фрагменты из античных риторик дают возможность учителю представить именно истоки риторики как науки и учебной дисциплины, увидеть, что лежало и лежит до сих пор в основании всех риторических систем, вплоть до неориторики современности.
На основании представленных материалов появляется возможность практически изучить отечественный опыт преподавания искусства речи. Фрагменты из трудов по риторике лучших ученых России отличаются глубиной, силой и оригинальностью идей, логикой развития авторской мысли и т.д.
Всесторонне проанализировав тексты из риторик разного жанра, в том числе и профессионально ориентированных учебников (по духовному, судебному, военному и т.д. красноречию), учитель сможет составить достаточно полное представление о многих слагаемых речевого мастерства и дать наглядный урок широких пределов необходимого просвещения молодого поколения будущих активных граждан России.
Завершают хрестоматию фрагменты из статей русских писателей и ученых ХХ в., таких, как А.Н.Толстой, К.И.Чуковский, К.Г.Паустовский, и др., составляющих богатейшее собрание мыслей о красоте, богатстве, выразительности русского слова, что очень важно для каждого, стремящегося овладеть искусством красноречия. Тонкие наблюдения художников слова нашего времени необходимы для всех, использующих русскую речь как устно, так и письменно.
Помещаемые в хрестоматии образцы руководств об искусстве речи дадут возможность учителю составить самые разнообразные задания методического характера на материале конкретных текстов, которые благодаря этой хрестоматии будут у преподавателя постоянно под рукой.
Все вошедшие в хрестоматию отрывки из риторик и работ по риторике ХVIII-ХХ вв. воспроизводятся, как правило, по первопечатным или наиболее авторитетным изданиям, а в тех случаях, когда те или иные учебные руководства имели несколько изданий, по тому, которое получило широкое распространение среди учителей России.
Ольга ШАВЫРИНА
Как говорить,
или Поиск тактики
“Говори: Уроки развивающей риторики” – новая книга Софьи ивановой, которая выйдет в “Школе-пресс” в 1997 году, предназначена для учеников старших классов школ, лицеев, гимназий, студентов педагогических вузов, учителей, для всех, кто хочет преодолеть муки слова и овладеть даром речи.
Пособие включает разнообразные упражнения и задания, помогающие практически овладеть “аналитико-речевой деятельностью”. В Приложении даны образцы речей, выступлений и статей выдающихся риторов, проявивших себя в разных областях гуманитарной деятельности: философов, священнослужителей, педагогов, юристов, писателей.
Сегодня мы предлагаем вам фрагменты главы, связанной с определением тактики речи.
Тактика – это средства и способы достижения цели, без четкого представления о которых вся наша предыдущая работа останется на уровне прожекта.
Но для того чтобы тактика была действенной, надо прежде всего знать общие закономерности восприятия речи, свойственные человеку вообще и включенному в процесс слушания в частности. Давайте попытаемся их сформулировать на собственном опыте слушания и говорения. Начнем с главного: что нас заставляет внимательно слушать одну речь и совершенно отключаться от другой? Конечно же, интересно или неинтересно, соответствует или не соответствует нашим ожиданиям содержание высказывания, его новизна, уровень осмысления проблемы, предмета речи.
Вот вам и первая закономерность: мы воспринимаем с вниманием только то, что проходит сквозь отборочное сито нашего интереса или интереса той группы, которую мы представляем.
Все, не задевающее этот интерес, будет отсеиваться или получать искаженное толкование. А теперь давайте подумаем: какой тактический принцип вытекает из этой закономерности?
Правильно, принцип учета личного интереса в каждой группе людей, составляющих аудиторию. Но разве это реально, особенно когда мы идем в незнакомую аудиторию?
Вот типичная ситуация. Вы появились в незнакомой компании, где есть люди, с которыми вы хотите познакомиться поближе и, может быть, даже подружиться. Идет какой-то общий разговор, зачастую бессодержательный или, как принято среди современной молодежи, о музыкальных группах, исполняемых ими песнях, клипах и т.п. Заметьте, что все ведут себя в эти первые минуты по-разному: одни, даже не разобравшись толком, о чем речь и кто какую позицию занимает, начинают “предьявлять себя”. Другие достаточно долго вслушиваются и всматриваются, ища свое место в беседе и дожидаясь удобного момента. Третьи… Можно долго перебирать варианты поведения, но, думаю, вы согласитесь, что “лезть в воду, не зная броду” – не лучший вариант.
Отсюда – первое правило общения: сначала изучите ситуацию, уровень обсуждения темы, затем, определив потенциальных союзников, обдумайте мысль, которую хотите высказать. Затем поищите такую форму ее выражения, чтобы привлечь внимание и интерес тех, чьи симпатии желали бы завоевать.
При этом важно, чтобы все используемые вами словесные образы, аналогии, примеры вызывали у слушателей адекватные ассоциации, т.е. были им хорошо знакомы, известны, понятны, близки. Яркий пример такого включения интереса привел А.Крон в своей “Бессоннице”.
Наш оратор прекрасно понимал значение еще доречевого, визуального контакта между ними и аудиторией: свободный, раскованный жест, открытая улыбка, доброжелательный взгляд прямо в аудиторию, обращенный к живым, реальным людям, а не к потолку или стене, как это часто делают школьники и неумелые ораторы. А ведь аудитория – это не только слушатель, но и зритель – ей надо сначала рассмотреть оратора и принять его эмоционально. Это приятие или неприятие усиливают и укрепляют первые звуки голоса, тон, интонацию, которые воспринимаются подсознанием.
Голос, интонация – сильнейшие психологические средства, которыми надо уметь пользоваться, нейтрализуя плохие природные данные этого “инструмента” (хриплость, резкость, неприятный тембр и т.п.) и подчеркивая, усиливая богатство звуковых модуляций, но ни в коем случае не злоупотребляя силой и громкостью, которые часто вызывают обратную ожидаемой реакцию аудитории. Однако это только “одежка”, а “ум” проявится в первых фразах вступления.
Знание – сокровищница, но ключ к ней – практика.
Томас ФУЛЛЕР
Комментарии