search
main
0

Плюс канализация всей страны…

Есть деликатные темы, которых касаться не принято. Дескать, для образования это не так важно, как обучение и воспитание. Существуют разные программы, например, компьютеризации, реализация которых требует немалых средств, но средства эти все-таки находятся; а есть программы, которые не создаются, во-первых, потому, что практическое воплощение задуманного выразится в нехилых суммах с множеством нулей, во-вторых, именно из-за того, что они традиционно относятся к деликатным, разговоры о них в обществе и не ведутся. А зря, ведь если театр начинается с вешалки, то школа – с туалета. Какой туалет, таков в школе процесс обучения и воспитания, ибо нельзя воспитать интеллигента, не научив его пользоваться туалетной бумагой. Сегодняшний человек, в отличие от своего первобытного предка, использует современные информационные технологии, общаясь с себе подобными по интернету при помощи искусственных спутников Земли, но в перерывах между сеансами связи все так же бодро спешит во двор к доисторической выгребной яме. Нонсенс? Безусловно. Парадокс? Без сомнения. Что же делать? На этот вопрос найти ответ не так просто.

Николай НИКАНДРОВ, президент Российской академии образования:

– В результате диспансеризации, проведенной Министерством здравоохранения несколько лет назад, удалось выяснить, что 40% учреждений образования не имеют канализации.

Геннадий ОНИЩЕНКО, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав человека:

– В сентябре 2004 года перед новым учебным годом не были приняты около тысячи школ – в них не оказалось воды и туалетов. Мы считаем, что такие школы не могут вести нормальную образовательную деятельность.

Что говорят СанПиНы?

«На каждом этаже должны размещаться санитарные узлы мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями без запоров. Количество санитарных приборов должно быть из расчета один унитаз на 20 девочек, один умывальник на 30 девочек, один унитаз, 0,5 лотка писсуара и один умывальник на 30 мальчиков». Как видим, у авторов СанПиНов в голове оборудование туалетов городских, а вовсе не сельских школ. В принципе разницы быть не должно. Но на практике…

Наивная арифметика

Если принять во внимание слова президента Российской академии образования по поводу того, что 40% школ лишены канализации (а 40% – это приблизительно 24 тысячи школ), на обустройство в них канализации потребуется минимум: 2 500 000 руб. х 24 000 школ = 60 000 000 000 рублей. Именно в такую сумму обойдется возвращение школ к цивилизации. Добавим еще расходы на организацию водопроводов. Хотя было бы несправедливо относить эти расходы только на счет сельских школ, поскольку водонапорными башнями обычно пользуется все село. Вывод: таких средств у регионов и муниципалитетов нет и в ближайшее время не предвидится.

Информация с мест

Костромская область

В Костромской области в сельских школах нет туалетов, расположенных на улице. Как удалось этого добиться, какими туалетами пользуются дети и педагоги, нам рассказал начальник отдела материально-технического обеспечения и строительства областного Департамента образования Илья СТЕФАНЕНКО:

– Уличных туалетов в школах области нет, зато есть так называемые туалеты «с выгребом». Это значит, что при отсутствии централизованной канализации сам туалет находится в здании или в пристройке к зданию, а выгребная яма – на улице. Причем туалеты отапливаются и оборудованы так, как требуют санитарные службы. Кстати, когда идет приемка школ к новому учебному году, претензий к выгребам никто и не предъявляет: проверяющим понятно, что, когда строились эти школы в сельской местности, выгребные туалеты были допустимы по существовавшим тогда нормам. Конечно, хорошо бы сделать все ближе к цивилизации, сделать централизованную канализацию. Но на это нет средств. Централизованная канализация предусматривает прежде всего прокладку сети от школы до колодца, а от колодца – в коллекторы. В сельской местности, конечно, нет ни колодцев, ни коллекторов. Но главная проблема даже не в канализации, а в том, что в селах нет воды. Например, в Макарьевском районе нашей области нет постоянного водоснабжения в школах. Для одной из них пытались пробить скважину и установить водонапорную башню. Так вот воду не могли найти даже на глубине 40 метров. Там, где даже есть водонапорные башни, нужный напор воды не обеспечивается. Так что можно выстроить систему канализации, но слива не будет и деньги будут брошены, как говорится, коту под хвост. А сооружение канализационной системы для одной школы потребует минимум 2,5 миллиона рублей.

Читинская область

Как известно, вместе с профсоюзом шведских педагогов Профсоюз работников народного образования и науки реализует масштабный эксперимент – создает профсоюзные кружки в школах. Цель: научить современного учителя – члена профсоюза – разбираться в законодательстве на самом высоком европейском уровне. Шведские коллеги время от времени посещают Россию, чтобы убедиться в эффективности проводимой работы. В прошлом году делегация шведского профсоюза посетила Читинскую область, где как раз начинался кружковой эксперимент. Самым большим потрясением (и не только для шведов) стало посещение туалета в одной из сельских школ. При температуре минус 50 градусов тут пользовались отдельно стоящим каменным сооружением, а в самой школе для соблюдения санитарии и гигиены стояла бочка воды с огромным черпаком. Гости таким туалетом воспользоваться не решились…

Нижний Новгород

Туалеты в школах Нижнего Новгорода ни в чем не отстают от цивилизации. Туалетной бумаги, правда, нет, да и на унитаз не сядешь, потому что, как серьезно объяснили второклассники одной из школ, это негигиенично. Но в некоторых школах, где выделены блоки для обучения шестилеток, в детских туалетах используют специальные деревянные или пластмассовые сиденья. Кстати, в старых школах количество мест в туалете на этаже больше раза в два-три, чем в недавно построенных. Поэтому выпущенные два года назад СанПиНы, определявшие соотношение количества унитазов и писсуаров с числом учащихся, вызвали у нижегородских директоров школ справедливое возмущение. Принятие предложенных норм только по одному этому пункту ставило под угрозу закрытия подавляющее большинство школ.

Эх, не бывали эти законники в сельской глубинке! А ведь там чаще всего не только нужного количества недосчитаешься, но и самих фаянсовых предметов не увидишь. В районных центрах унитаз в учебном заведении, конечно, не диковинка. Но стоит отъехать даже на 20-30 километров в близлежащие деревни, и вот пожалуйста… В средней школе-одиннадцатилетке туалет – это несколько дырок в цементном полу-основании, под которым находится выгребная яма.

Чем не отличаются городские и сельские школы, так это стенными росписями. Зайдите в туалеты большинства нижегородских школ, и на кафельной плитке или на крашеной штукатурке можно прочитать о взаимоотношениях больших и маленьких обитателей данного очага образования. Впрочем, знаю в областном центре учебное заведение, где зайти в туалет – одно удовольствие. В гимназии №80 даже у самого заядлого озорника рука как-то не поднимается бросить мимо урны бумажку или испортить грязной надписью кафель «под мрамор».

Самара

Главное в школьных местах общего пользования – чистота, а удобства, уют, комфорт – до такого наши дети еще не доросли. Их разрушительные инстинкты не дремлют, только и ждут, чего бы еще поломать да разобрать. Поэтому в наших школьных туалетах нет особых удобств в виде полотенец, сушилок и прочего, даже уединиться в отдельных кабинках не получается по причине отсутствия этих самых кабинок. А из украшений только покраска да побелка имеются. А как холодно иногда бывает в школьном туалете, вы и сами прекрасно знаете. Одним словом, и хочется иногда там задержаться, да не получается. Недавно я спросила знакомую учительницу литературы одной самарской школы, как устроены туалеты у них. Ее ответ, что в одном уже есть унитазы, заставил задуматься: а что, их может и не быть? Оказывается, может…

Однажды я просто испытала шок, когда увидела рядом с одной сельской школой туалет на улице. Причем такой, какой может привидеться только в страшном сне: разило из него за сто верст, освещения и в помине не было и чистоты никакой не наблюдалось.

Но встречаются учебные заведения, где гордятся своими туалетами. В Самарском колледже сервисных технологий и дизайна, например, хорошая сантехника, не самая дешевая плитка на полу и стенах, отдельные кабинки, зеркала и электросушилки – вот они, удобства, до которых все сейчас так охочи. И на ключик не запирается, что удивительно, и предназначено не для преподавателей, а для студентов.

На вопрос, как им удалось не сэкономить на ремонте туалетов, директор колледжа ответила, что все помещения в их учебном заведении должны выглядеть прилично, и это в том числе. Да, красиво жить не запретишь…

Решение проблемы

Маниловские мечты о несбыточном?

Помнится, некогда герой известного произведения Николая Васильевича Гоголя мечтал о том, чтобы выстроить мост. Мечты назвали маниловскими. У нас тоже есть мечта, но вот окажется ли она маниловской или нет, судить специалистам.

Дело в том, что давно уже придуманы и перестали быть диковинкой биотуалеты. Стоимость их в среднем колеблется от 120 до 150 долларов. То есть каждый стоит вдвое меньше, чем телевизионная тарелка. Для того чтобы устанавливать такие туалеты, не нужно рыть выгребные ямы и пригонять ассенизационные машины. Мы обзвонили многие санитарные центры и задавали всего лишь один вопрос: можно ли в сельской школе установить биотуалет и не повлияет ли такое оборудование отрицательно на здоровье детей, имея в виду то, что для обслуживания биотуалета используются химические растворы. Определенно на этот счет нам ответить не смог никто. А заведующая лабораторией гигиены обучения и воспитания Института гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН доктор медицинских наук Марина Степанова, например, утверждает, что таких исследований никто не проводил. Она отметила, что существующие туалеты в сельских школах, конечно, каменный век, они появились и продолжают существовать от бедности, что этого не должно быть, но у нас, к сожалению, в школах пока еще много того, чего не должно быть. Степанова посоветовала обратиться к ее коллегам в Центр экологии товаров детского ассортимента. Марина Исааковна предположила, что сотрудники Центра могли вести исследования по использованию биотуалетов в загородных детских оздоровительных учреждениях. Но, как выяснилось, и Центр такой тематикой не занимался.

Как вы считаете?

1. Не стоит ли нам параллельно со стремлением к мировому уровню образования довести до мирового и санитарно-техническое состояние образовательных учреждений?

2. Нужна ли и возможна ли, на ваш взгляд, разработка всероссийского проекта, предусматривающего канализацию всех сельских школ? Нужно ли выделять деньги на реализацию такого проекта, откуда их можно взять?

Полосу подготовили Виктория МОЛОДЦОВА, Ирина МАЛИНИНА, Любовь ВИРЯСОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте