В опубликованном докладе Всемирного банка 2017 года «Learning to realize education promise» подчеркивается, что провалы системы образования в формировании у учащихся базовых навыков прямо проявляются в дальнейшем в квалификации работников и производительности труда, снижают заработок и ограничивают трудовую мобильность, негативно сказываются на экономическом росте. Проблема заключается не только в отсутствии работников необходимого для экономики уровня подготовки, но и в отсутствии у них потенциала обучаемости, что особенно остро проявляется в условиях трансформации экономики. В новых условиях, чтобы быть успешными в труде и социальной жизни, граждане нуждаются в когнитивных навыках более высокого порядка, таких как решение проблем, а также в так называемых мягких, или некогнитивных, навыках (добросовестность). Однако формирование указанных навыков, сформированность базовых навыков (чтение, письмо и математика) – барьер, который невозможно перескочить.
Взаимосвязь между уровнем развития базовых навыков и экономического роста доказана в большом числе исследований. Ранее – в докладе «The high cost of low educational performance the long-run economic impact of improving PISA outcomes. Authors: Eric A. Hanushek, LudgerWoessmann. OECD 2010», в котором показана корреляция результатов PISA с ростом ВВП стран с 1960 по 2000 г. и утверждается, что относительно небольшие улучшения в навыках рабочей силы страны могут иметь очень большое влияние на ее будущее благосостояние.Используя методы экономического моделирования, показывают, что увеличение результатов PISA на 25 баллов в странах ОЭСР приведет к росту ВВП в целом по ОЭСР на 115 триллионов долларов в течение жизни поколения, родившегося в 2010 г., а доведение всех учащихся до минимального уровня по странам ОЭСР (т. е. достижение показателя PISA 400) будет означать совокупный рост ВВП до 200 триллионов долларов США.Исходя из этого, особое внимание уделяется достижению всеми учащимися базового уровня развития навыков (функциональной грамотности), поскольку в противном случае возникают принципиальные барьеры для активного участия данной группы школьников (не достигших базового уровня) в экономике в перспективе. Ясно, что существует континуум навыков, а больше лучше, чем меньше, для людей и общества. Но непреодоление порога базовой функциональной грамотности обрекает молодых людей на неуспех в современной экономике и одновременно тормозит развитие самой экономики, не получающей рабочую силу с необходимым уровнем квалификации, и влечет нагрузку на бюджет страны в части расходов на социальное обеспечение, здравоохранение и пенитенциарную систему.По данным доклада Всемирного банка 2017 года «Learning to realize education promise», российские учащиеся показывают в PISA распределение результатов по отдельным предметам, схожее со средним по ОЭСР. Например, по математике распределение результатов в России сравнимо с такими странами, как Ирландия, Германия и Финляндия. По чтению – с Польшей и Вьетнамом. Результаты России улучшаются с каждым новым исследованием. При этом страны из сопоставимой группы, например отмеченные Польша и Вьетнам, демонстрируют заметно более существенный прогресс, связанный в том числе с реализованными в них образовательными реформами.По данным последнего исследования PISA (2015 год), четверть российских школьников не достигли второго уровня функциональной грамотности хотя бы по одному предмету. Доля таких детей сократилась сравнительно с 2006 годом (почти 40% российских школьников тогда были функционально неграмотны хотя бы по одному предмету), и Россия сравнялась с такими странами, как Польша, Великобритания и США (рис. 1).Что касается взрослых, то в России количество населения с низким уровнем грамотности ниже, чем в среднем по странам с высоким доходом (по данным PIAAC).Согласно определению ОЭСР под функциональной грамотностью понимается способность человека участвовать во всех видах деятельности, для которых грамотность является необходимым условием, а также способность использовать навыки чтения, письма и счета для собственного развития и развития сообщества (как локального, так и глобального).В рамках исследования PISA проверяются три вида грамотности: читательская, математическая, естественно-научная (OECD, 2013). Под математической грамотностью понимается способность человека решать задачи в широком жизненном контексте. Математическая грамотность позволяет понимать, объяснять и прогнозировать жизненные события. Читательская грамотность определяется как способность понимать письменный текст и работать с ним. Наконец, естественно-научная грамотность определяется как владение ключевыми естественно-научными дисциплинами и способность их использовать для интерпретации явлений в окружающем мире.Баллы учащихся в трех предметных областях теста PISA принято представлять в виде 6 уровней достижений (benchmarks). Каждый уровень наполняется своим содержанием, демонстрирующим умение учащихся решать задания определенного типа. Минимальным (пороговым) уровнем функциональной грамотности считается второй уровень на данной шкале (OECD, 2010). Учащийся, достигший второго (порогового) уровня, способен распознавать основную идею текста, устанавливать взаимосвязи между текстом и собственным опытом, высказывать свою точку зрения, подкрепляя ее фрагментами из текста (читательская грамотность), выявлять явно сформулированные научные проблемы в простых ситуациях, делать выводы на основе простых исследований, объяснять простые явления в знакомых ситуациях (естественно-научная грамотность), распознавать математические задачи, привлекать дополнительную информацию для их решения из одного источника, использовать базовые алгоритмы и формулы (математическая грамотность).Ученики с низким уровнем функциональной грамотности гораздо чаще остаются на второй год и учатся хуже в терминах академической успеваемости. Согласно исследованиям (World Literacy Foundation, 2012; Joseph Rowntree Foundation, 2012) люди, не достигшие порогового уровня функциональной грамотности, имеют более низкий уровень благосостояния, повышенный риск безработицы и криминализации. Функциональная неграмотность связана с минимальным ростом заработной платы по мере увеличения трудового стажа и низким уровнем экономической активности, сниженной производительностью на рабочем месте, ощущением субъективного неблагополучия и сокращением продолжительности жизни. Кроме того, функциональная грамотность положительно связана с продуктивностью работника и производительностью труда, которая оценивается в стоимости одного человеко-часа. В России низкая производительность труда. Согласно исследованиям ОСЭР эта стоимость у нас составляет $25,9, в странах Евросоюза – в среднем $55,9.Исследования убедительно показывают, что основную долю школьников, не достигающих необходимого уровня развития навыков (второго уровня функциональной грамотности), составляют дети из семей с низким социально-экономическим статусом. Так, 21% учащихся, матери которых не имеют высшего образования, не достигли в PISA минимального уровня по математике, а среди учащихся, чьи матери имеют высшее образование, число таких учеников почти в 2 раза ниже.Именно дети из семей с низким СЭС и школы, в которых они концентрируются, должны стать основной целевой группой поддержки. Повышение качества обучения таких детей не только повышает их академические достижения, но и эффективно с экономической точки зрения. Так, известно, что программа дополнительных занятий с такими детьми в 3‑х и 4‑х классах в дальнейшем повысила их зарплату и снизила преступность в экспериментальной группе, а экономическая отдача составила $17 на каждый инвестированный доллар. Кроме того, показано, что интервенция должна начинаться как можно раньше: экономический эффект для программ, вовлекающих детей с рождения, составляет 13%, в то время как для тех, которые вовлекают детей в 3‑4 года, – от 7 до 10%.Россия последние годы демонстрирует общий рост уровня достижений данной группы детей в международных исследованиях.Однако доля резильентных детей, то есть детей – выходцев из данной социальной группы, достигающих высоких уровней функциональной грамотности, в России остается ниже среднего для стран ОЭСР, что показывает ограниченный потенциал системы как социального лифта. Под резильентными PISA понимает учеников, находящихся в неблагополучной социально-экономической ситуации, но получивших высокие баллы. Сергей КОСАРЕЦКИЙ, директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ
Комментарии