Суть правительственных постановлений сводится к одной небольшой табличке под названием Единая тарифная сетка, в которой представлены оклады всех работников бюджетной сферы, начиная с уборщицы (зарплата по первому или второму разряду ЕТС) и заканчивая доктором наук, который получает по высшему разряду.
78-я статья Кодекса законов о труде утверждает, что месячная оплата труда работника, отработавшего полностью норму рабочего времени, не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Последний повышается с 1 января до 200, а с 1 июля – до 300 рублей.
Благодаря 764-му постановлению правительства тарифные ставки низших разрядов ЕТС не отстают от минимального размера оплаты труда. Обратите внимание на “солидные” суммы, фигурирующие в этом постановлении: 68 рублей, 30,5 рубля, 10… Как их только не называют: и “доплатами”, и “надбавками”. Между тем это не то и не другое. Это суммы, на которые увеличиваются тарифные ставки соответствующих разрядов. В представленной ЕТС они учтены. Это необходимо помнить при расчете надбавок за вредные условия труда, напряженность, качество работы, словом, того, что рассчитывается в процентном отношении от тарифной ставки.
Однако радости это никому не доставляет. Ведь даже доктор наук, имеющий более сотни печатных работ и получающий зарплату по 18-му разряду, фактически оказывается за чертой бедности. Что ж говорить об учителях, имеющих более низкие тарифные ставки. Или о техническом персонале школ…
В существующей системе оплаты труда бюджетников, на мой взгляд, отсутствует элементарная логика. Понимаю, что это мечта, но за ставку первого разряда надо принимать не минимальный размер оплаты труда, рассчитывающийся неизвестно из каких соображений, а прожиточный минимум, который хоть как-то отражает социальную ситуацию в стране (естественно, что остальные ставки ЕТС должны быть выше прожиточного минимума). Это мечта, потому что моя логика никак не укладывается в наш нищий бюджет. Плетью обуха не перешибешь, и железные бюджетные рамки будут по-прежнему “ставить во главу угла” не прожиточный минимум, а минимальный размер оплаты труда, который в свою очередь зависит от возможностей бюджета.
Размышляем дальше. Помимо заложенных в федеральный бюджет расходов на образование, существуют еще дополнительные средства, возникающие по мере пополнения доходной части бюджета. Механизм распределения дополнительных доходов весьма витиеват. Поясню его принцип.
Дополнительные доходы поквартально, по мере накопления и пока они не достигнут суммы 70 млрд. рублей, распределяются так: половина из них направляется на погашение государственного долга, а вторая в пропорциональном отношении направляется по разным отраслям экономики. Причем 5,1 процента от этой половины идет на финансирование образования. При достижении суммы 70 млрд. руб. эти 5,1 процента составят 1,8 млрд. руб. и будут распределены следующим образом.
Начальное профобразование – 260 млн. руб.
Среднее профобразование – 300 млн. руб.
Высшее профобразование – 1190 млн. руб.
Прочие расходы – 50 млн. руб.
Дополнительные доходы сверх суммы 70 млрд. руб. в размере 70 процентов идут на погашение госдолга. Остальное направляется на увеличение заработной платы работников бюджетной сферы и денежного довольствия военнослужащим, денежного содержания федеральных государственных служащих, должностных окладов судей, работников органов прокуратуры и финансовую помощь субъектам Российской Федерации. Сроки и порядок этого увеличения устанавливаются Правительством России.
Возможно, именно дополнительные доходы залатают образовавшуюся брешь в части расходов бюджета на коммунальные платежи образовательных учреждений, в чем мы все так заинтересованы. Предвижу возражение: “Год только начался – не рано ли говорить о бюджетном дефиците!” Дело в том, что заложенные в бюджет расходы на коммунальные платежи не учитывают инфляцию и повышение тарифов, прошедшие летом. Между тем по прогнозам социально-экономического развития России инфляция в 2001 году составит 12 процентов, о которых “забыли” депутаты, проголосовавшие за бюджет.
И еще об одном несоответствии букве закона. 54-я статья Закона “Об образовании РФ” устанавливает сравнительный уровень оплаты труда в образовании относительно уровня оплаты труда в промышленности. Средняя зарплата преподавателей вузов, например, должна в два раза превышать промышленную; учителей – быть не ниже промышленной. А что мы имеем на самом деле? Образование замыкает “рейтинг оплачиваемости” среди отраслей нашей экономики. Ниже некуда!
Дмитрий ЕГОРОВ
Статфакты
Введение с 1 января 2001 года расширенного (по сравнению с предыдущим) диапазона тарифных коэффициентов ЕТС, равного 10,07, дает в целом по стране 20-процентный прирост фонда заработной платы. В то же время, по прогнозам экспертов, общий уровень инфляции в 2001 году составит 12 процентов. Из этого можно сделать утешительный вывод: инфляция не до конца съест старания правительства по увеличению зарплаты бюджетникам.
По последним данным Госкомстата, прожиточный минимум в России на душу трудоспособного населения составил 1350 рублей в месяц.
По данным Госкомстата России, среднемесячная зарплата за октябрь 2000 года в целом по стране:
– в промышленности – 3214,5;
– в науке – 2852,7;
– в культуре – 1314,4;
– в образовании – 1313,5 рубля.
Официоз
Постановление Правительства РФ N 284
Об утверждении тарифных коэффициентов Единой тарифной сетки
по оплате труда работников организаций бюджетной сферы
В соответствии с Федеральным законом “Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 7, ст. 869) Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить согласованные с общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы согласно приложению и ввести их в действие с 1 января 2001 г.
2. Министерству финансов Российской Федерации при подготовке проекта федерального бюджета на 2001 год предусмотреть финансирование расходов, связанных с осуществлением мероприятий, предусмотренных пунктом 1 настоящего постановления, для организаций бюджетной сферы, финансируемых из федерального бюджета.
Владимир ПУТИН,
Председатель Правительства Российской Федерации
30 марта 2000 г.
В приложении к постановлению Правительства РФ N 284 дана таблица тарифных коэффициентов по 18 разрядам ЕТС (См. таблицу)
Комментарии