Мы стремимся выстроить работу с детьми так, чтобы каждый ребенок имел собственный путь развития. Проявляя уважение к личности каждого ребенка, создаем условия для развития его уверенности в себе, творческих способностей, инициативности, самостоятельности и ответственности.
В детях необходимо формировать желания осваивать новое, учиться на протяжении всей жизни. Поэтому в них необходимо заложить основы способностей принимать и осуществлять перемены, критически мыслить, осуществлять выбор, ставить и решать проблемы, проявлять творчество, фантазию, изобретательность. Когда дети действительно увлечены процессом обучения, тогда-то они и развиваются наилучшим образом.
Как этого достичь? Прежде всего важно предоставить ребенку возможность быть субъектом своей образовательной деятельности, самостоятельно выбирать интересную для себя деятельность и способы ее реализации. Учитывая точку зрения малышей, ориентируясь на их интересы, педагог способствует воспитанию уверенности ребенка в себе, самостоятельности, ответственности за осознанный выбор.
Участвуя в планировании дня или совместной работы, каждый ребенок получает возможность внести вклад в свои образование и развитие. Ведь содержание больше половины всех занятий инициируется самими детьми.
А красочные и понятные детям планы-паутинки помогают самостоятельно проверить выполнение задуманного.
Наше совместное планирование «Паутинка» начинается с группового сбора, дети располагаются по кругу на ковре. Общение в круге способствует становлению чувства единства и объединения в команду. Мы все участники образовательного процесса. Во время группового сбора мы выбираем тему недели с учетом интересов детей. Для того чтобы получить информацию о знаниях детей по теме, узнать, что им интересно в этой теме, и помочь детям в способах получения интересующей их информации, о возможных формах предстоящей работы, воспитатель использует модель трех вопросов:
1. Что я знаю?
2. Что бы я хотел узнать?
3. Как я могу это узнать?
Высказывания детей записываются без редактирования фразы с подписью имени.
Заполненная модель трех вопросов позволяет воспитателю иметь представление:
– о том, что дети уже знают и что хотят узнать;
– о направлении интересов детей в группе;
– чем дети будут заниматься в ближайшее время;
– каких результатов можно ожидать;
– какие материалы могут понадобиться.
Тема выбрана. На большом по размеру листе бумаги, примерно формата А3, воспитатель заранее (до утреннего сбора) наносит разметку – названия центров активности. Эта форма называется «Паутинка», она является воспитательно-образовательной основой плана.
В центре листа пишется название темы с картинкой, от нее идут стрелки к названиям центров активности, которые будут работать на этой неделе. Под названием центра дети пишут, рисуют или приклеивают картинки, чем они планируют заниматься.
Как правило, на первый день начала темы она не будет спланирована полностью. Задача воспитателя и родителей, которые принимают активное участие в образовательном процессе, – дополнить идеи детей, подобрать разнообразные материалы для реализации идей в центрах активности. Книги, игры и игрушки, дидактический материал должны соответствовать разным интересам детей. Задания в центрах разные по степени сложности. Во многом от того, насколько разнообразно будут наполнены материалами центры, зависят заинтересованность детей и самостоятельность работы в центрах, а следовательно, и длительность этой работы. В течение всего времени воспитатель предлагает детям дополнять план-паутинку: «У кого из вас появились новые идеи? Что еще можно сделать в центрах?» Выбранная тема работает в группе от недели до месяца.
Иногда тема недели может измениться. Так, во время изучения темы «Откуда хлеб пришел?» детей заинтересовало возникновение плесени на хлебе. С учетом интересов детей наша тема поменялась на «Загадочная плесень», и мы стали изучать ее более глубоко. Проводили опыты, рассматривали в микроскоп, рисовали, читали энциклопедии. Следовательно, наполнение центров тоже было изменено, в центр науки был внесен микроскоп, в центр грамоты добавлены энциклопедии.
Во время презентации воспитатель сообщает детям, какие именно материалы их ожидают в центрах: «В центре искусства сегодня необычная бумага – копировальная, мятая, пергаментная», «В центре науки появилась коллекция камней, вы сможете провести опыты и наблюдения».
Воспитатель презентует только новые материалы. Например, копировальная бумага, так как краски, фломастеры в центре искусства есть каждый день, а такая бумага появилась только сегодня. Воспитатель не диктует виды деятельности.
В конце утреннего сбора план «Паутинка» и «Модель трех вопросов» вывешиваются на доске, где каждое утро проводится утренний сбор.
Чтобы спланировать работу в центрах на предстоящую неделю и оформить детские идеи, воспитатель составляет свой план работы центров, ориентируясь на пояснительную записку к организации образовательной деятельности школы №2116, разработанную методистом. При планировании учитывается баланс инициатив детей и взрослых. Воспитатель записывает, чем бы хотели заниматься дети в данном центре, дополняя своими идеями или идеями родителей. Также указывается содержание предметно-пространственной среды. В течение недели в план можно вносить изменения.
Планы-паутинки целесообразно сохранять в течение года (в электронном или оригинальном формате). Это дает возможность вспомнить, обсудить, какими увлекательными делами дети занимались в течение недели, месяца, года. После таких обсуждений рождаются новые интересные идеи и планы.
Преимущества такого планирования для воспитателя:
– жестко не привязан к программным задачам, имеет веер возможностей, выбора и свободу творчества;
– действует здесь и сейчас, ориентируясь на свои интересы и интересы конкретного ребенка;
– имеет арсенал техник, технологий и приемов, которые выбираются и используются им по ситуации;
– легко отслеживать реализацию задач образовательной деятельности на основе дневника-подсказки;
– при составлении совместного плана с детьми воспитатель может без труда выявлять интересы детей, знания в той или иной области, сформированность коммуникативных качеств, самостоятельности, инициативности.
Преимущества такого планирования для ребенка:
– возможность активно участвовать в планировании собственной образовательной деятельности, реализовать свои интересы;
– развитие детской инициативы, ответственности, самостоятельности;
– приобретение опыта работы в команде, развитие коммуникативных качеств, саморегуляции;
– наличие свободы выбора и свободы творчества;
– анализ собственного опыта и актуализация знаний;
– возможность самостоятельно проверить выполнение задуманного.
Елена ПОЛЯКОВА, Наталья ПОДЗОРОВА, воспитатели школы №2116 «Зябликово»
Комментарии