Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

План урока производственного обучения на тему «Инструктаж по технике личной безопасности при нахождении на железнодорожных путях».

Дата: 30 ноября 2013, 11:58
Автор:

Инструктаж предназначен для учащихся профессионального лицея. Может быть использован в школах. Возрастная категория – 15-18 лет.

Профессия: «Дежурный по железнодорожной станции»

Тип урока:  урок по изучению трудовых приемов и операций.

Учебные цели урока:  проверить знания учащихся по технике личной безопасности при нахождении на железнодорожных путях и при проследовании к рабочему месту, в процессе урока развить следующие качества личности:

а) умение работать индивидуально;

б) быть ответственным за себя и других;

в) умение видеть главное, анализировать и делать выводы.

Материально-техническое оснащение урока: схема станции Узловая-1, компьютер, видеофильмы по технике безопасности, инструкции по технике безопасности, справочная и конспектная информация.

Ход урока:

I. Организационная часть урока: 5 минут.

Рапорт старосты о наличии учащихся,  проверка готовности к занятию.

II. Вводный инструктаж: 35 минут.

Сообщение темы и цели урока.

1. Федеральный закон от 17 июня 1999 года устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда работодателем и работником и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья  человека в процессе трудовой деятельности.

2. Так что же такое охрана труда? Это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и многие другие мероприятия.

3. Что мы с вами можем отнести к условиям труда? Это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающая влияние на работоспособность и здоровье человека.

Но какие бы законы и распоряжения для охраны труда не издавались, они не достигнут цели, если мы с вами не будем соблюдать установленные правила и требования.

Кем мы являемся в нашей жизни? То, что людьми, это понятно.

Скорее всего, это зависит от места, времени и условий:

– если мы идём по дороге в лицей, мы являемся пешеходами;

– если мы ведём автомобиль, мы водители, едем в общественном транспорте – пассажиры;

– если находимся в стенах лицея – учащиеся;

– если мы идем на производственное обучение  – учащиеся-практиканты;

– если мы проходим технологическую производственную практику, мы – практиканты.

Но, кем бы мы ни были, мы всегда должны помнить о своей безопасности.

Давайте рассмотрим несколько нестандартных ситуаций на примере «мультяшных» героев. Эти ситуации довольно часто можно увидеть и в реальной жизни.

Демонстрация десяти маленьких мультипликационных фильмов железнодорожной тематики.

4. Довольно забавно смотреть, как наши герои отделываются «лёгким» испугом и всё у них заканчивается хорошо. Мы с вами потенциальные железнодорожники, наша производственная практика связана с работой железной дороги, с работой станции, а это зона повышенной опасности.

Многое мы с вами уже знаем, но никогда не лишним будет проверить и закрепить свои знания, а это мы сделаем следующим способом.

Просмотр фильма «Безопасность на железной дороге» будет информационным и настроит нас на работу.

На основе второго фильма «Общие требования по охране труда» мы проведём проверочную работу на степень усвоения данной информации по системе дополнения текста:

1. Проходить к месту работы только по (служебному проходу).

2. Запрещается проход в (колее пути).

3. При проходе вдоль пути необходимо идти по (широкому междупутью) либо в стороне от железнодорожного пути не ближе (2,5 ) метра  от крайнего рельса.

4. Обходить группы вагонов или локомотивов стоящих на ж. д. пути на расстоянии  не менее (5) метров от (автосцепного устройства).

5. Проходить  между расцепленными вагонами, если расстояние между автосцепками не менее (10) метров.

6. Обращать внимание на показания (ограждающих светофоров), звуковые сигналы и предупредительные знаки.

7. Запрещается проходить пути  в пределах (стрелочных переводов).

8. Прежде чем сходить с переходной площадки нужно (повернуться лицом) к вагону, предварительно убедившись в (отсутствии подвижного состава) на соседнем пути.

9. Категорически запрещается подниматься на крышу вагона (опасно – контактная сеть).

10. Запрещается разговаривать по (мобильному телефону) при нахождении на железнодорожных путях.

11. Запрещается проходить в (негабаритных)  местах.

12. Самая дорогая вещь в мире это – (твоя жизнь).

На обратной стороне листа заданий находится схема станции Узловая первая (см. схему в прикрепленном файле), наше базовое предприятие, на котором мы проходим производственное обучение.

Вам необходимо отметить на схеме служебные проходы от и до:

а) переходного моста – поста БМРЦ (красный цвет);

б) поста БМРЦ – здания ДС (синий цвет);

в) здания ДС – ГД (зелёный).

По окончании выполнения заданий учащиеся, сидящие за одной партой, меняются работами и производят проверку. Ставят свою подпись, заверяя тем самым готовность учащегося к выходу на железнодорожные пути.

Дальнейшее наше занятие будет проходить на станции Узловая -1.

III.  Упражнение учащихся и текущее инструктирование – 5 часов.

1. Распределение учащихся по рабочим местам предприятия .

2 .Выдача практических заданий по теме.

3. Самостоятельная работа учащихся под руководством мастера и ответственных по специальностям: на грузовом дворе, в технической конторе, при дежурном по станции, при маневровом диспетчере, на сортировочной горке, при дежурном по парку.

4. Определение норм времени нахождения на рабочих местах по выполнению операций.

5. Самостоятельная работа учащихся на рабочих местах под руководством мастера и ответственных работников на местах:

а) товарная контора;

б) техническая контора;

в) дежурный по станции;

г) маневровый диспетчер;

д) дежурный по парку.

6. Целевой обход рабочих мест учащихся.

7. Текущее инструктирование.

а) соблюдение последовательности технологического процесса;

б) правильное использование документов и оборудования;

в) организация рабочего места:

г) соблюдение учащимися правил безопасности труда.

IV. Заключительный инструктаж – 10 минут.

1.Подведение итогов занятий.

2. Провести оценку качества знаний учащихся.

3. Указать на ошибки, допущенные в процессе урока.

4. Уборка и сдача рабочих мест

5. Задание на дом: работа над тестом на основании конспекта.

Ссылки на мультфильмы:

http://senya-spasatel.ru/mult.php?id=1

http://www.youtube.com/user/EastSiberianRailway?feature=watch

Латвийская группа аниматоров создала несколько мультфильмов на тему безопасности на ЖД. Эти фильмы показываются в рамках проекта \”Уроки безопасности ГАО Латвияс Дзелзцельш\”. На нашем уроке были использованы 10 латвийских мультфильмов по безопасности на железной дороге.

Марина Евгеньевна Косарева, мастер производственного обучения профессионального лицея №31 Тульской области


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt