«У людей нет другого такого дела, предусматривающего объединение мелкой моторики с прогнозированием, памятью и стимулирующего образование новых связей нейронов. Нужно знать, как пишется буква, представить слово и ее в слове, сцепить эти слова, построить и выполнить прогноз осмысленного текста. Написать рукой осмысленный текст даже из пяти слов – для мозга серьезная задача», – так высказался о письме доктор биологических наук, профессор Сергей Вячеславович Савельев. Польза обучения письму младших школьников очевидна.
Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом.
Письмо – это своеобразная гимнастика для глаз и моторики (мелкой и крупной). От правильной посадки при письме зависит в некоторой степени даже формирование мышечного корсета.
Многие учителя сейчас, к сожалению, не уделяют достаточного количества времени для отработки каллиграфических навыков. Некоторые родители учеников тоже считают, что в современном мире человек чаще набирает тексты на клавиатуре смартфона или компьютера или общается с помощью аудио- и видеосообщений, чем пишет от руки, и совсем не обращают должного внимания на то, как пишет их ребенок. Но письмо – это комплексный навык, и красивый почерк дает не только возможность написать бумажное письмо. В процессе обучения письму между клетками головного мозга формируются новые связи, которые впоследствии можно использовать для чего угодно.
Ученые выяснили, что:
- развиваем письмо – значит развиваем речь. Зона Брока, которая находится в височной коре и отвечает за формирование речи, активизируется каждый раз не только при чтении, но и при письме. Таким образом, чаще используя ручное письмо, мы будем лучше читать, а читая больше книг, мы помогаем мозгу улучшить навыки письма;
- пишем от руки – значит улучшаем память и мышление. Когда ребенок пишет от руки, развиваются его память и мышление. Ведь, чтобы написать слово, необходимо соотносить звуки с буквами, удерживать в памяти последовательность написания самих букв и их элементов. Зоны мозга, отвечающие за память и мышление, находятся в лобной, височной и теменной долях больших полушарий. Их постоянная работа помогает нам считать и воспринимать музыку, выполнять сложные действия и умственные операции;
- хороший почерк – значит точные движения. Нервные связи в теменных долях коры головного мозга обеспечивают не только координацию движений глаз и руки при письме, но и зрительно-пространственную координацию вообще. Значит, чем лучше и чаще мы пишем, особенно в детстве, тем легче нам будет освоить и другие зрительно-пространственные навыки. А это и различные виды рукоделия (вышивание, вязание, шитье), и любая работа с мелкими деталями. Даже точные движения в различных видах спорта связаны с развитием навыка письма;
- контролирую руку – значит контролирую себя. Задействованные при письме отделы лобной коры работают всегда, когда нам нужно контролировать, что и как мы делаем. Умения переключаться с одной деятельности на другую и подстраивать выполнение действия под определенные условия пригодятся не только при письме, но и в любом процессе обучения, будь то освоение школьной программы или дополнительные занятия.
Таким образом, письмо – это сложный навык, в формировании которого участвует практически весь мозг. Более того, для аккуратного и грамотного письма нужно, чтобы включалось и тело: четкие слух и зрение, совместная работа мышц рук и спины. Поэтому неудивительно, что освоение и регулярное использование ручного письма связаны с другими важными навыками.
Аккуратный почерк, как и другие навыки, которые появляются у младшего школьника, не только пригодится будущему взрослому в обыденной повседневной жизни, но и поможет освоить другие, более сложные умения.
Успешность формирования навыка письма и красивый почерк во многом зависят от того, соблюдаются ли при письме основные гигиенические правила: как ребенок сидит, как держит ручку.
Практически все дети, которые приходят к нам в 1-й класс, испытывают значительные трудности в овладении техникой письма. Среди причин, вызывающих эти трудности у первоклассников, можно выделить несовершенство зрительного и двигательного анализаторов, слабое развитие мелких мышц руки, несовершенство регуляции движений. Для того чтобы попробовать избежать хотя бы часть этих трудностей, всегда советую родителям обращать внимание на развитие мелкой моторики у ребят. Конечно же, на уроках и внеклассных занятиях уделяю этому достаточное внимание – лепка, собирание мозаики, игра с мелкими деталями конструктора, рисование контуров предметов, штриховка рисунка в заданном направлении, разнообразные пальчиковые игры. Не зря же В.А.Сухомлинский отмечал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
У первоклассников также отмечается недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти, что ведет к как трудностям при формировании зрительного образа буквы, ошибкам в пространственном расположении элементов букв (вертикальных, горизонтальных, зеркальное письмо). Ребенок «не видит» строку, нарушает соотношение элементов буквы, путает буквы, пишет лишние элементы или, наоборот, не дописывает букву.
Обучение письму всегда идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи.
В формировании навыка письма выделяются три основных этапа:
I этап – аналитический – вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснение содержания. Большое значение имеют не только уровень развития ребенка, наличие определенных знаний и умений, но и способ объяснения, степень осознания выполненного действия. Исследованиями психологов и физиологов доказано, что в начале обучения письму (на первом этапе) дети сосредотачивают свое внимание на множестве деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую правильность выполнения («откуда начинать, куда вести, где закончить»), не говоря о том, что одновременно решается задача перекодировки фонемы (звучащей буквы) в графему (ее графическое изображение). На этом этапе ребенок должен осознавать не только, что он должен сделать, но и как это сделать правильно в соответствии с требованиями.
II этап – условно назван синтетическим – соединение отдельных элементов в целостное действие.
III этап – автоматизация – фактическое образование собственно навыка как действия, характеризующегося высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Характерными чертами автоматизации навыка являются быстрота, плавность, легкость выполнения. Быстрота и плавность на этом этапе должны являться естественным результатом совершенствования движений.
Основными помощниками учителя и учеников при обучении письму являются прописи. В своей многолетней педагогической практике я использовала различные прописи. И, как показывает опыт, какими бы замечательными и методически грамотно составленными прописи ни были, они в первую очередь должны понравиться ребенку. Они должны привлечь внимание начинающего ученика цветом, оформлением обложки, интересными и неожиданными заданиями.
Для себя и своих учеников я выделила прописи, созданные издательством «Экзамен» (автор М.А.Козлова, под редакцией Е.В.Волковой). Они в полной мере соответствуют учебнику «Азбука. 1 класс» в 2 частях В.Г.Горецкого и др. из Федерального перечня допущенных к использованию в школах учебников от 21 сентября 2022 года.
Комплект прописей состоит из 4 частей.
Сразу обратила внимание, что на форзаце каждой части приведены правила гигиены письма: как правильно держать ручку, как правильно положить тетрадь (пропись), чтобы был необходимый наклон, как правильно сидеть за партой. Первоклашкам это постоянно приходится напоминать. Очень важно, что эти правила приведены и для праворуких детей, и для леворуких, которых в последние годы становится все больше и больше.
А в конце каждой части представлено стихотворение М.Яснова, которое помогает легко запомнить алфавит.
С моей точки зрения, это очень грамотное решение: в какой бы части ни работали ребята, всегда есть возможность заглянуть в конец и повторить алфавит (а для тех детей, которые еще не дружат с чтением, это дополнительный стимул побыстрее ознакомиться со всеми буквами).
Для меня было приятным открытием, что в первой части прописей вначале встречается разная разлиновка: широкая линейка и клетка. Это позволяет сделать урок увлекательнее и с большим количеством разнообразных заданий (а как было сказано выше, главное, чтобы прописи нравились ученикам и им захотелось в них работать).
Хотелось бы обратить внимание на цветовую гамму иллюстраций: рисунки не блеклые, но в то же время и не отвлекающие детей яркими цветами от выполнения основного задания, дающие простор фантазии.
В первой части много заданий на раскрашивание, рисование, штриховку, что способствует развитию мелкой моторики.
Во второй части прописей начинается знакомство с буквами. И опять замечательная идея – разная разлиновка. Частая косая линейка позволяет ученику почувствовать и соблюсти каллиграфические пропорции букв и наклон. А затем на строчках без дополнительных линий ребята отрабатывают написание изученной буквы, слова, предложения.
Замечательное решение, способствующее более глубокому пониманию образа буквы, – это рамочка, с которой начинается знакомство с каждой буквой. Во-первых, внутри рамки изучаемая буква представлена в печатном и письменном виде, что очень важно при обучении письму. Во-вторых, цвет рамки сразу указывает первокласснику на твердость или мягкость. Стрелками указано правильное правописание изучаемой буквы.
При изучении букв большое внимание уделяется составлению схем к словам. Без проведения такого слого-звукового анализа невозможно в полной мере овладеть грамотным письмом.
Интересные развивающие задания, выполнение которых всегда вызывает неподдельный восторг у моих первоклашек.
Подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что прописи М.А.Козловой – настоящая находка для меня и моих учеников. Работа по ним способствует развитию мелкой моторики, мышечной памяти, расширению словарного запаса, повторению грамматических правил. Рекомендую коллегам обратить внимание на данные прописи, которые полностью соответствуют обновленным ФГОС НОО.
Светлана ОСИНИНА, учитель начальных классов Школы экономики и права, Санкт-Петербург
Комментарии