search
main
0

Письмо Онегину,

или Встречи с собой

Среди устойчивых вопросов и запросов учителей и родителей к совершенствованию школьного образования часто звучат два: удовлетворение потребностей каждого ребенка и повышение мотивации. Если формулировать иначе: важно, чтобы учебный процесс создавал пространство развития для каждого ребенка и давал ему возможность встретиться со своими интересами и ценностями.

Что делать школьному администратору и учителю? Где искать пути решения мотивационных трудностей родителям? Думается, что единого ответа тут нет и быть не может, универсальные рецепты лишь отдаляют нас от тонкой настройки учебного процесса на личность ребенка и подростка. Зато кажется очень полезным решать задачу сбора работающих учительских практик, часто самых мелких и локальных: чем локальнее решение, тем выше шанс, что оно будет живым, человечным, то есть как раз работающим на интерес, самопознание, укрепление субъектности.

Последние годы мы с коллегами – учителями гуманитарных предметов часто прибегаем к такому способу выстроить систему заданий на уроке, фестивале творческих проектов (он часто завершает тему по литературе) или контрольной работе, при котором ученикам предлагается выбор из разных форматов, стратегий, жанров выполнения задания. Часто в шутку называем такую педагогическую технику «ворох заданий» (одной из первых была новосибирская учительница русского языка и литературы И.В.Добрынина, предложившая 40 вариантов творческих заданий по «Робинзону Крузо» – от сборника математических задач по мотивам романа до дневника Робинзона и географической карты острова).

Из чего мы исходим в этой технике? Во-первых, важно, чтобы в обобщающих заданиях ученики погружались в деятельность, создавали свой продукт, вслед за Е.И.Казаковой назовем это принципом «текст порождает текст». Во-вторых, в ситуации выбора повышается ценность выбираемого, подросток учится ответственности, рефлексии, да и просто прислушиваться к себе. Это и есть путь к внутренней (а значит, единственной работающей) мотивации – осознанию собственных чувств и потребностей. В-третьих, для формирования культуры субъектности важен этап обмена стратегиями и принятия разнообразия и множественности выборов и ценностей как ресурса: ученики видят, что они разные, что предметная область широка и разнообразна, что можно двигаться разными маршрутами. Это избавляет от эффекта колеи и эгоцентрического взгляда, дает возможность поучиться у других (а у сверстников учиться всегда интереснее, чем у взрослых). Наконец, помним и про теорию множественного интеллекта, про гипотезу каналов восприятия: разные ученики воспринимают мир и мыслят очень по-разному, важно давать каждому пространство для созвучной ему самореализации и простраивать актуальную именно для него зону ближайшего развития (и двух одинаковых тут вряд ли найдем). Ну и, быть может, самое важное: такие задания интересно проверять, они позволяют учителю выпрыгнуть из рутины и обыденности, а значит, выстроить мотивацию, которая является первым условием для мотивации учеников.

 

Каким образом строится работа учителя и учеников?

  1. Учитель формулирует для себя учебную цель: какие именно навыки, умения, компетенции (как предметные, так и мягкие) ему важно развить в этой теме? Чему научатся или научились ученики? И, соответственно, про какие ключевые навыки (2‑3) им надо дать обратную связь? Например, на уроках истории поработать с навыком критического анализа исторических источников, а на уроках литературы – с речевой характеристикой персонажей романа А.С.Пушкина.
  2. Ориентируясь на учебную цель и доминанты (смысловые, психологические, деятельностные) учебного материала (темы, текста, исторического периода, поэтики автора), а также на актуальные жанры науки и культуры (часто это форматы работы ученых, просветителей, продюсеров и деятелей культуры), учитель придумывает форматы/жанры, в которых предлагается выполнить работу.
  3. Важно, чтобы форматы и жанры были более-менее равнозначны про трудоемкости (но могут быть разными по уровню сложности, это позволит ученикам выстроить личную траекторию в зависимости от интересов), задействовали разные каналы восприятия или способы работы с материалом, соотносились с разными предметными областями (это поможет ученикам с интересами в разных областях).
  4. Вместе с заданием ученикам предъявляются критерии оценивания, это делает обратную связь прозрачной, а выполнение задания более осознанным.

На уроках литературы, например, в конце изучения «Евгения Онегина» предлагаются на выбор задания литературно-творческого плана (написать рассказ о своем дне по образцу дня героя, написать письмо Онегину) или создание текстов новой природы (страничка героя в социальных сетях, фотопроект с цитатами из романа, развешанными по школе, артбук, сценография и декорации иммерсивного спектакля, музей романа или отдельной главы/героя). Все эти форматы позволяют творчески освоить особенности поэтики романа: жанровую и композиционную полифонию и множественность точек зрения, смысловую открытость «свободного романа». В 5‑м классе, обобщая работу по «Снежной королеве», можно предложить создать цикл иллюстраций «Неслучайные детали сказки», написать сиквел, приквел или спин-офф андерсеновской истории, создать естественно-научный справочник о метеорологических явлениях. Все эти варианты с разных сторон подходят к одной учебной цели – освоению жанровой природы авторской сказки, в которой авторский взгляд на мир предопределяет особенности сюжета, детали, характеристики персонажей…

Возможен формат многоуровневого задания, когда ученик выбирает не только одно задание из множества, но и «вес» этого задания (и, например, «вес» оценки в журнале). Так, работая с одним текстом, можно найти в нем цитаты по одной теме, а можно соотнести разные смысловые линии, и это будет более «весомая» оценка (использованы идеи Р.А.Храмцовой и Е.Л.Луниной).

Другой пример – из уроков истории. В пропедевтическом блоке в начале 5‑го класса важен навык «работа со схемой». Ученикам предлагается на выбор несколько вариантов задания на этот навык: представить текст в виде схемы, дать пояснения-подписи к готовой схеме, ответить на вопросы по схеме.

На уроках обществознания во время карантина предлагалось в группах выполнить совместное исследование, выбрав формат и тему работы: создать исторический источник («Азбуку карантина», «Дневник самоизоляции» или коллаж «Вещественный мир карантина») или провести исследование (видеоблог об изменениях общения на самоизоляции, инфографику своих социальных связей или цикл интервью о социальных связях на самоизоляции) (разработки Ю.С.Чумаченко).

Что важно учитывать учителю, планируя такие задания? Широту возможных форматов, на придумывание которых можно вдохновляться, знакомясь с современным пространством, например с выставочными проектами или с сайтами «Арзамас», «полка», «постнаука» (очень эффективными могут быть мультимедийные задания: создание фильма, мультфильма, буктрейлера, лонгрида…). Создание на уроке атмосферы принятия разных вариантов выбора, ценности этого выбора. Ну и обязательно продумывать форматы обратной связи, представления результатов так, чтобы созданное учеником находило отклик (а параллельно можно учить подростков структуре конструктивной обратной связи).

Что получаем в итоге? Помимо обозначенных моментов, связанных с интересом и мотивацией, помимо разнообразного, живого и яркого творческого процесса представляется важным, что такой подход к формированию заданий дает возможность увидеть школу как пространство проб и самоисследования. В современном мире, торопливом и часто поверхностном, ориентированном на результат и успех, это возможность прикоснуться к более глубинным жизненным структурам – встретиться с самим собой.

Антон СКУЛАЧЕВ, учитель русского языка и литературы школы №1514, председатель Гильдии словесников

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте