Андрей Пархоменко, учитель года Ямало-Ненецкого округа, как говорит сам, пришел в педагогику окольным путем. Вернее, шел в одну сторону, а пришел туда, куда надо.
В детстве Андрей мечтал стать лесником. Параллельно с жаждой приключений в душе горела страсть к актерству. Повезло даже взять автограф у блистательного Андрея Миронова во время его гастролей в Чернигове. Отец работал актером и режиссером в областном музыкально-драматическом театре и хотя через некоторое время перебрался в другой город, Андрея помнили как «сына того самого Пархоменко». До сих пор у Пархоменко, ставшего теперь старше своего кумира, хранится виниловая пластинка, на конверте которой размашистым почерком написано: «Андрею от Андрея Миронова».Несмотря на семейную традицию, в музыкальную школу Андрей не прошел по конкурсу. Мама с бабушкой купили гитару и даже договорились о нескольких уроках с преподавателем. Освоив струны, юноша ринулся во двор, где покорял сверстников подобранной по слуху песней Аграновича «Я в весеннем лесу пил березовый сок…». Страсть к искусству вполне уживалась с секцией вольной борьбы. Из типичного интеллигентного мальчика формировался уличный хулиган с гитарой. Решил даже поступать после восьмого класса в ПТУ, чем поверг в шок маму с бабушкой. Помог один из соседей, которых давно раздражали «арии из подворотни». Преподаватель музыкального училища, разгоняя очередное сборище, крикнул вслед подростку: «Тебе учиться надо!» Готовила его к поступлению в Черниговское музыкальное училище имени Л.Ревуцкого дочь возмущенного соседа. Отсидев соответствующие места у семейного фортепиано фабрики «Красный Октябрь», новоиспеченный студент окончил родное «музылище» с красным дипломом. И подал документы во… Львовское военно-политическое училище, которое готовило армейских журналистов и культпросветработников. Смеется:- Наверное, тогда я был больше гусаром, чем жаждущим славы музыкантом. Правда, «гусарить» ему пришлось в армии, когда после первого курса бросил военное училище, освоил профессии наводчика пулемета, плотника и штукатура. «На гражданке» немного растерялся. В дипломе было три записи: «руководитель самодеятельного хора, учитель музыки в общеобразовательной школе, преподаватель сольфеджио в детской музыкальной школе». Самодеятельного хора для него не нашлось, средней школы бравый солдат побаивался и устроился на работу в детскую музыкальную школу в поселке Любеч, а через год, в 1985-м, поступил в Одесскую государственную консерваторию. Правда, на заочное отделение – не хотелось бросать работу. А потом в жизнь вмешались события, изменившие всю страну. В апреле 86-го рванул чернобыльский реактор, находившийся в 40 километрах от Любеча. Андрей, тогда уже директор ДМШ, вместе с женой, музыковедом той же школы, уехал в края, где мирный атом еще не грозил всему живому. В Якутии чуть ли не между уроками родился первенец Алеша, там же были заложены первые семейные традиции – например, чтение вслух по вечерам. Но в 1990-м, окончив консерваторию, сознательно принявший крещение учитель захотел окунуться в мир богослужебного пения. Действующих церквей на Севере тогда не было, и семья, легко собравшись, вернулась в Чернигов.Все складывалось удачно – Андрей работал в музыкальном училище и пел в архиерейском хоре, Ирина преподавала сольфеджио в студии при общеобразовательной школе. В храме Андрею очень нравилось, и на основной работе дело шло. Уже через два года его выпускники стали поступать в вузы. Но пришел август 1991-го, пропала зарплата, а главное – началась тотальная украинизация: власти потребовали перейти на українську мову, переписывали историю, обливая грязью «старшего брата»… В России тоже все было уже по-другому, но это оказалось лучше украинской действительности. В 1997 году семья, где уже появилась младшая дочь Настя, перебралась на Ямал – сначала в Ноябрьск, затем в Муравленко…Вокруг преподавателя ДШИ быстро собрался церковный хор, что не помешало Андрею Владимировичу стать постоянным ведущим многих городских мероприятий. В шутку его назвали Левитовичем – симбиозом диктора Левитана и шоумена Якубовича… В 2004 году Пархоменко стал человеком года среди работников культуры, а в 2006-м – лауреатом премии областного Фонда имени В.Муравленко. – Я всегда считал урок музыки в школе этаким приемышем. Научить музыкальной премудрости в школе нельзя. А вот научить понимать музыку можно! Выдающийся музыкант и педагог Дмитрий Кабалевский создал универсальную систему вхождения любого ребенка в мир музыки и вообще искусства. У него есть тысячи последователей. Одна из них – Людмила Маслова, профессор Новосибирского государственного педагогического университета. Встреча с ней буквально перевернула мое представление о музыкальной педагогике настолько, что я ушел из ДШИ в общеобразовательную среднюю школу №5. С тех пор работа учителем музыки стала главной в моей жизни. Особое место в педагогической технологии, основанной на тезисах Кабалевского и Масловой, отводится риторизации учебной деятельности детей на уроках музыки. В первую очередь это связано с ясным и доступным описанием своих чувств и впечатлений от восприятия произведения искусства. Часто ребята должны создавать текст, а значит, им необходимо владеть основными риторическими приемами, уметь работать в различных жанрах, используя законы композиционного построения текста и речи. Урок музыки интегрирует в себе практически весь гуманитарный цикл – литературу, историю, изо, МХК, что позволяет ребенку на уроке оперировать понятиями, знаниями, умениями и навыками, полученными в рамках других предметов. Я называю эту методику «педагогическая технология вторичного проживания». Мы, игнорируя специфические знания и умения, пытаемся осознать смысл и идею музыкальной пьесы, картины или скульптуры. Ведь любое произведение искусства – это «письмо в будущее», и очень важно научиться его читать. К сожалению, в последние годы настоящее искусство становится достоянием узкого круга профессионалов. Для широких масс остается лишь «массовое искусство» – суррогат, призванный не просвещать, а развлекать. В итоге дети воспринимают искусство фоном. Но математикой ведь душу не воспитаешь. Музыка может рассказать о нас и быстрее, и доступнее, чем многие исторические тома. Правда, для этого педагог должен быть широко образованным. Результаты восприятия музыки, воплощенной в рисунках, коллажах или эссе, бывают совершенно неожиданными. Маленький таджикский мальчик Азим Хакназаров, приехавший в Муравленко из горячей точки, после прослушивания фрагмента «Вечерней музыки» из хоровой композиции Валерия Гаврилина написал: «Мелодия, как колыбельная песня. Песня, которой аккомпанируют колокола всех храмов мира. В этой песне есть и любовь, и слезы. Любовь к людям и слезы о погибших в войнах. Но это не только плач. В этой мелодии есть надежда на то, что придет время, и дружба победит, а в мире никогда не будет войны…» А недавно одна пятиклассница после прослушивания музыки вдруг выдала на уровне высокой поэзии: «Как будто бы душа целует дождь…» – Я учу детей развивать воображение. На уроках они становятся журналистами, писателями, художниками, высказывают мнения устно, в эссе, с помощью рисунков, в коллажах. Мы говорим не только о музыке, но и об истории страны, живописи, литературе, о культуре языка. Это позволяет сделать урок тесно связанным с жизнью. И доказывает, что музыка в школе не приемный ребенок. Жизнь в эпоху перемен всегда была нелегка, но залог побед во все времена – духовное, нравственное начало человека. Для меня ребенок – сотворец, он познает законы искусства изнутри, совершенствуясь прежде всего как личность. Впрочем, петь ребята из 5-й школы тоже учатся – на занятиях кружка «Кантилена». Сюда приходят дети, оставшиеся «за бортом» вокального отделения ДШИ. Слух и голос, как считает Пархоменко, есть у всех, надо только предоставить шанс ребенку, тянущемуся к искусству. С помощью разных упражнений он развивает их способности к вокалу. И пусть ребята из «Кантилены» не хватают звезд с небес, но каждый из них одерживает победу над собой… Школа – учреждение, где не только обучаются наши дети, но и постоянно совершенствуются учителя. Хочешь, чтобы твой предмет был интересен твоим ученикам, будь интересен сам. Хочешь быть интересным человеком, не теряй интереса к окружающему тебя миру – узнавай, анализируй, учись. Уйдя из уютного мира детской школы искусств в бушующее образовательное море средней школы, понял, что мое место у классной доски, рядом с детьми, которых еще надо убедить, что без искусства жизнь превращается в цепочку биологических процессов, а личность постепенно нивелируется. Не скажу, что учителю музыки легко в школе. Но за эту возможность развиваться, слыша души своих учеников, чувствуя, как меняются дети, встречаясь с искусством, я бесконечно благодарен своей профессии.Процесс самоидентификации личности учеников в рамках традиционных для культуры России ценностей происходит на уроках музыки и искусства не в лоб, а исподволь, через самостоятельное творчество и постижение интонаций произведений искусства разных авторов и исторических эпох. Острыми, дискуссионными становятся темы, связанные с историей Отечества, современными музыкальными стилями, отражением подвига советского народа в Великой Отечественной войне средствами рок-музыки. Дети становятся способны не просто общаться с искусством, но и сами создавать произведения, отражающие музыку в литературном тексте, рисунке, коллаже или стихотворении. Происходит процесс самообразования, развивается творческий потенциал, формируется своеобразный комплекс духовных приоритетов, происходит действительное воспитание личности, патриота, носителя ценностей своего народа. Главное, чему учит искусство, – слышать голос совести… В 2015 году уже наполовину седой учитель музыки во второй раз принял участие в окружном этапе конкурса «Учитель года». Цель – поделиться с коллегами своими педагогическими наработками и продемонстрировать перевернувшую жизнь технологию Людмилы Масловой. Андрей Владимирович одновременно доволен и не доволен результатом:- Да, лауреат, но мог бы выступить лучше. Да что там после драки кулаками махать! Главное, что смог многому научиться, начиная с установочного семинара конкурса, который проходил летом. В экстремальных условиях всегда профессиональный и личностный рост проходит быстрее. Спасибо «Учителю года» за науку, за бесценный опыт и потрясающее общение с коллегами и мастерами из предметного и Большого жюри…Методические материалы Андрея Пархоменко читайте на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_category/231. Видеозапись урока размещена на сайте «УГ» http://www.ug.ru/toy_video/112г. Муравленко, Ямало-Ненецкий округ
Комментарии