Строго говоря, этап «Методический семинар» – не новое испытание, а модернизированное старое, которое называлось «Защита» или «Представление педагогического опыта». В 2009 году конкурсантам предлагалось, во-первых, рассказать о своих методиках и технологиях на семинаре. Во-вторых, во главу угла была поставлена демонстрация способности к изучению, осмыслению и использованию в своей деятельности опыта коллег. И не только. От участников «Учителя года» требовалось представить собственный профессиональный мир во всей сложности его соприкосновения с мирами учителей своего и других предметов, педагогов дополнительного образования, родителей учеников, представителей общественных организаций, работников науки и культуры, медиков и т. п.
Задача непростая, но вполне реальная. В самом деле, педагог никогда не бывает оторван от жизни хотя бы потому, что кто-то повышает его квалификацию, кто-то помогает, участвуя как гость во внеклассных мероприятиях, родители – помощники в деле воспитания детей, а школьные врачи вместе с учителями радеют о здоровье ребят. В какой форме организовать выступление, как соединить все нити и при этом не забыть, что преподаватель все-таки находится на конкурсе и, значит, должен показать в первую очередь свою личность? Этот вопрос каждый решал сам или опираясь на помощь коллег, методистов. К сожалению, не все обратили внимание на вышеперечисленные новшества, пошли по старому, проторенному пути. И… получили низкие баллы. Иного выхода у жюри просто не было, даже если конкурсант показался интересным учителем – ноблес оближ.
Могу сказать, что в нашем жюри этапа «Методический семинар», которое возглавляла мудрая и доброжелательная к участникам Ольга Николаевна ОВСЕЙЧИК, директор московской гимназии №1520 имени Капцовых, мы единодушно выбрали конкурсантов, выполнивших все условия этого конкурсного экзамена.
Учитель истории и обществознания гимназии №3 города Шарья Костромской области Надежда ЗЕЗИНА по-настоящему глубоко «прокопала» свой профессиональный опыт, выделила не только его цели и задачи, но и идеи, ставшие фундаментом для его формирования. Одна из этих идей: «Каждый житель малого города является носителем осколков традиций, культуры, но при этом отсутствует целостность городского сообщества, которая стала бы основой гражданского общества. Для этого осколки необходимо склеить». Это тем более важная задача для самой Надежды Александровны, что Шарья – один из малых городов России, а большинство выпускников уезжают за удачей в областной центр и дальше… Наконец, Надежда представила всех своих социальных партнеров – городской клуб «Профи», городской краеведческий музей, областной туристический центр «Чудь», воскресную школу и других. Она не только указала характер взаимодействия, но и определила место каждого партнера в методической модели обучения истории и обществознанию, реализующей культурологический подход.
Еще один историк, преподаватель гимназии №1542 москвич Владимир КРУЖАЛОВ, устроил нам, членам жюри, настоящее пиршество идей и приемов. Причем «блюда» мы могли выбирать сами. Вернее, не блюда, а приборы, необходимые опытному штурману – историку в его ежедневной педагогической практике. Ведь что такое история? Искусство навигации в прошлое. Ну как тут обойтись без бинокля, лота, радиостанции, угломера? За каждым инструментом спрятаны (на мультимедийном экране) один или несколько аспектов опыта, открытия, учебные пособия, способы взаимодействия с учеными, СМИ, родителями и даже звездами культуры. «Кликнув» по выбору одного из судий на картинку «Штурманский инструмент», Владимир Владимирович рассказал, за что его ученики получают дополнительные баллы: во-первых, за ответ в течение суток на экспресс-вопрос (по электронной почте), во-вторых, за подготовку сообщений и, в-третьих, за проектную деятельность и участие в олимпиадах.
Если отвлечься от главной цели этого конкурсного испытания, каждый учитель представлял очень интересный аспект своей деятельности. Наталья ПОВАРИЧ, преподаватель экономики кемеровской гимназии №1, рассказала, какие нетрадиционные формы она использует на своих уроках, как интересно организует проверку знаний и умений. Младшеклассники, например, сочиняют мини-рассказы с использованием научных определений, ученики среднего звена сами составляют тесты, а старшеклассники решают задачи с экономическим содержанием. Чтобы заинтересовать ребят своим предметом, филолог Петровской школы (Республика Карелия) Ольга ПОСАЖЕНИКОВА затеяла создание литературной карты Карелии. Ребята не только собрали материал, но и перевели его в электронную форму. А потом поняли, что тема их не отпускает, и начали разрабатывать образовательные туры по родной республике. Материалами карты – а это тексты, фото-, аудио-, видеофайлы о многих писателях Карелии – могут пользоваться без ограничений все учителя и школьники.
На конкурсе жюри всегда проявляет особое внимание к сельским учителям по той простой причине, что быть педагогом в деревенской школе – это всегда подвиг… Ну как по-другому можно оценить работу Екатерины АБДРАШИТОВОЙ? Она не просто преподает музыку в Ново-Горкинской средней школе Ивановской области, но приобщает ребят к классике. Ненавязчиво, нескучно. Сначала Екатерина Евгеньевна предлагает «побаловаться» с клавишным синтезатором – попробовать извлечь звуки в разных тембрах, послушать спецэффекты – голоса птиц, шум прибоя, насладиться автоаккомпанементом – это практически целый оркестр в руках исполнителя. Однако никакое это не баловство. Натешившись модным синтезатором, ребята в конце концов просят учительницу сыграть не аранжировку «Лунной сонаты», измененную с помощью компьютера до неузнаваемости, а произведение Бетховена в оригинале.
…Все-таки самое интересное в семинаре – когда после официальной части педагоги начинают просто рассказывать о своих ежедневных заботах и радостях.
Комментарии