Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Раздвигая границы

Пирожки, скородумки, пряглы…

Все это и многое другое в литературном кафе!
УГ - Москва, №49 от 8 декабря 2020. Читать номер
Автор:

Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи.

Ян Амос Коменский

 

XXI век требует от современного образования инновационных форм работы с обучающимися. Отечественная педагогическая наука предлагает по-новому посмотреть на образовательный и воспитательный процессы в школе.

Изучение отдельных предметов, столь необходимое в XX веке, сегодня теряет свою актуальность. Ученикам сложно найти точки пересечения учебных дисциплин, использовать знания в комплексе для решения жизненных вопросов, составить единую картину мира и общества.

Сегодня важнейшей задачей школы является вооружение ребенка общекультурными знаниями и умениями, особенно умением учиться. Именно поэтому в федеральном государственном образовательном стандарте заложено требование к метапредметным результатам обучения. Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.

По-мнению ученых-педагогов, метапредметные (компетентностные) результаты образовательной деятельности – способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Содержание учебного материала и форма, в какой он преподносится учащимся, должны быть таковы, чтобы формировать у них целостное представление о мире и понимание места и роли человека в нем, чтобы получаемая учащимися информация становилась для них личностно значимой.

В качестве основных ориентиров для построения содержания образования ФГOС выделяет обобщенные способы познавательной и практической деятельности, подчеркивая особую роль исследовательской и проектной работы.

Именно учитель сегодня должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в процессе освоения знаний.

Педагогическое проектирование – это один из методологических подходов современного образования. Оно основано на осмыслении ценностей педагогических процессов и явлений, на ценностном согласовании педагогической теории с собственными мировоззренческими взглядами, на гармонизации социального и личностного значений образования.

Одним из наиболее распространенных на сегодняшний день видов обучающих технологий является проектная деятельность учащихся, позволяющая реализовать большой творческий потенциал и ученика, и учителя. Особенно хочется подчеркнуть здесь роль учителя, которую в данном случае переоценить невозможно: руководитель, консультант, советчик, критик, воспитатель, помощник, друг… Ведь смысл профессиональной творческой деятельности учителя лежит в потребности помочь созидательным силам своих учеников.

Работа над проектом обучает по-настоящему, по-взрослому создавать, созидать и получать вполне ощутимый конечный результат, полезный, нужный людям объект, соответствующий взрослым требованиям. Следовательно, дает возможность ученику найти себя в конкретной жизненной ситуации. А не в этом ли главная задача школы?

Создание проекта – это настоящее обучение с увлечением. В ходе работы над проектом формируются следующие метаумения: теоретическое мышление, навыки переработки, критическое мышление, творческое мышление, регулятивные умения (планирование, определение целей, формулирование гипотез, развитие мышления (гибкость, способность к широкому переносу).

Проектной деятельностью в нашей школе занимаются давно и достаточно успешно. Углубленное изучение области знаний «Искусство», а также новый взгляд на традиционные виды декоративно-прикладного искусства позволили сформулировать основное направление проектно-исследовательской деятельности – «От народных истоков к современным технологиям».

Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов, и позволяет реализовывать их в проектной деятельности, предусмотренной программой.

На протяжении нескольких лет учащимися нашей школы выполнялся ряд проектно-исследовательских работ по технологии, в ходе работы над которыми изучались история развития того или иного вида декоративно-прикладного искусства, география распространения, физические свойства тканей и отделочных материалов, их химический состав, выполнялись математические расчеты и приводились экономические обоснования, использовались информационно-коммуникационные технологии.

Учащиеся находятся в постоянном поиске традиционных ремесел и их современных интерпретаций. Для изготовления и отделки швейных изделий применяются как традиционные технологии (лоскутное шитье, аппликация, роспись по ткани), так и неожиданные (нетканый гобелен, техника мокрого и сухого валяния шерсти). Проектные работы учащихся нашей школы являются победителями творческих выставок и конкурсов, призерами и победителями заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии.

Высоких результатов удалось достичь благодаря тому, что в школе сложилось творческое содружество учителей-предметников. Выполняя проект, ученик всегда может рассчитывать на поддержку не только руководителя проекта, но и его коллег.

Изучая художественные произведения XVIII-XIX веков на уроках литературы, учащиеся часто сталкиваются с понятиями, словами, которые сегодня не употребляются. Устаревшие предметы быта и интерьера, элементы костюма, названия блюд из прошлых веков современному поколению абсолютно не знакомы.

Интегрированный метапредметный проект предоставляет возможность использования знаний в различных сочетаниях, стирает границы между школьными дисциплинами, позволяет воссоздать целостную картину восприятия определенного отрезка времени или целой эпохи.

Так появилась идея осуществления масштабного метапредметного проекта «Литературное кафе. Кулинарные традиции в произведениях Н.В.Гоголя». Было решено провести параллель между литературой и кулинарией, чтобы дети наиболее полно ощутили «вкус эпохи» и почувствовали себя ближе к героям произведений великого клас­сика.

Творчество Н.В.Гоголя было выбрано не случайно. Описание кулинарных реалий в его творчестве так красочно, что у читателя, особенно современного, не знакомого с блюдами русской и малороссийской кухни, невольно возникает желание попробовать эти «щи со слоеным пирожком, нарочно сберегаемым для проезжающих», а также «пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешки со всякими припеками…».

В ходе работы над проектом учащиеся применяли знания, полученные не только на уроках технологии и литературы, но и математики, экономики, истории, а также информатики.

Проект был представлен в нашей школе как интерактивное путешествие по произведениям Н.В.Гоголя для обучающихся 9‑х классов. Во время мероприятия ребята вспомнили самые яркие страницы произведений классика, встретились с персонажами «Мертвых душ», «Старосветских помещиков» и «Ночи перед Рождеством», научились лепить вареники, попробовали себя в роли дегустаторов и, самое главное, отведали «няни», узвару и другие забытые блюда малороссийской кухни. Затем мероприятие было доработано с учетом возможностей дистанционного обучения для представления обучающимся более широкой аудитории.

Мы долго работали над проектом, но нельзя сказать, что он завершен. Есть мысли продолжить работу по произведениям А.С.Пушкина, В.А.Гиляровского и других отечественных и зарубежных писателей. Литературное кафе нашей школы приглашает всех в интерактивное путешествие в мир литературы и кулинарии!

Татьяна НИКОЛАЕВА, учитель технологии школы №1980


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt