search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Постановление Роспотребнадзора о сокращении карантина до 7 дней вступило в силу Мне есть что спеть: 25 января – день рождения поэта, барда, актера Владимира Высоцкого Школьников и студентов отправляют на дистанционное обучение – ковид бьет рекорды Гурманы отметят необычный праздник – Международный день эскимо, которому исполняется 100 лет

Пицца-Тройка

Где-то на исходе застоя все культурное население нашей тогда еще бескрайней Родины мечтало раздобыть две жизненно важные книги: Толковый словарь Даля и энциклопедический словарь “Мифы народов мира”. Их покупали с бешеной переплатой на черных рынках, п очали в обмен на тонны макулатуры. А если случался знакомый иностранец, который перед отъездом спрашивал: “Что я могу дла тебья сделать?”, младший научный сотрудник, поспешно сглатывая мечту о джинсах и тайно умиляясь собственной возвышенности, с достоин ством отвечал: – Да нет, спасибо, мне ничего не нужно. Разве что словарь Даля. В “Березке”, на Кропоткинской…

Но спустя десять лет стало ясно, что словарь Даля уже не актуален, поскольку менеджеру, дилеру, а тем более органайзеру воркшопа, кофебрейка или фандрайзинга все эти хилые прибамбасы как-то не в дугу. Да и нужной справки не получить.

“Мифы” тоже особого энтузиазма не вызывают. А жаль! Ведь сейчас самое время не только ознакомиться с опытом народов мира, но и обогатить его (опыт народов и мир) собственным. Благо, мифов у нас нынче!..

Вот, например, такой. Принято за аксиому, что в советском обществе и сознание людей было насквозь милитаризовано, причем с самых что ни на есть юных лет. Еще бы! В школе уроки гражданской обороны, в пионерлагере игра в “Зарницу”, малышам покупали пластма ссовые автоматы и оловянных солдатиков. В общем, растили убийц.

И вроде бы все так. Особенно если не задумываться, не вспоминать, не сопоставлять. Хотя подчас реальность буквально принуждает это сделать. Ведь волей-неволей призадумаешься, услышав такой диалог.

Спорят брат и сестра пяти и десяти лет. Наконец, когда остается полшага до драки, в ход идут последние, “козырные” аргументы:

Сестра: Малявка, я тебя сильней!

Брат (на секунду оторопев, но быстро найдясь): Зато я Терминатор! Могу убить!

А теперь давайте представим себе подобный диалог лет этак пятнадцать назад. С теми еще реалиями. Начало, скорее всего, будет таким же:

– Малявка, я тебя сильнее!

А вот дальше… Кого могли бы они призвать на помощь для утверждения своего лидерства? Кто из детских любимцев недавнего прошлого порубил всех в капусту, стер в порошок. Чебурашка? Кот Леопольд? Миф тут же начинает трещать по швам.

Нашим ученым, которым не впервой находить теоретические обоснования для любой наперед заданной практики, впору подумать о новых диссертационных темах в стиле Орвелла. Например, “Образ Киборга-убийцы в детском кинематографе – эффективное средство формиро вания миротворческих установок”.

Кстати, о кинематографических и не только кинематографических образах. В нашу жизнь вошла, вернее, ворвалась чужая эстетика. И дело не только в том, что сочетание поросяче-розового с канареечно-желтым, на котором построена, в частности, вся эстетика импе рии Барби, режет глаз. И даже не в том, что американскую массовую эстетику человек с минимально развитым вкусом может назвать эстетикой лишь иронически. Суть в другом.

Попробуем сопоставить отечественную и американскую кино-, видео- и книгопродукцию по существу: сравнить персонажей, мотивацию их характеров и поступков, существование в категориях добра и зла.

Начнем из вежливости с гостей. Что прежде всего бросается в глаза? Да, в общем-то, отсутствие какой бы то ни было мотивации у голливудских злодеев. Их невозможно представить себе в детстве, у них совсем нет положительных свойств (помните, как Станиславск ий учил артиста, играющего отрицательную роль, искать, что в нем хорошего?) или хотя бы смешных слабостей, нет никаких оправданий злодейской сущности (детство в детдоме, измена невесты и проч. и проч.). Они злодеи по определению. Абсолютное Зло.

Совершенно очевидно, что обычный человек или даже обычный герой одержать верх в таком споре не в состоянии. И появляются сверхгерои, этакие боги-культуристы. И у них тоже нет ни предыстории, ни характера. Это в чистом виде номиналы. Очень показателен кон ец детского диалога, который мы не без умысла не процитировали сразу.

Брат: А я все равно сильней! Я… я… Я – Суперробот Т-100. У меня внутри знаешь какой компьютер?!

Сестра: Ты что? Он же плохой! Он же Киборг-убийца!

Брат (нимало не смутившись): А это все равно.

Устами младенца глаголет на редкость лаконично сформулированная истина. И вправду, представители добра и зла в этих современных иностранных сказках принципиально ничем не различаются. Просто одних назначили добрыми, других – злыми. А перевесь таблички, и полюса в тот же миг поменяются. Да, собственно, так и происходит. В одной серии Терминатор, выражаясь детским языком, “плохой” и на протяжении полутора часов пытается убить несчастную героиню. А в другой серии тот же Терминатор уже “хороший” и выступае т в роли защитника той же самой героини.

В немецком языке для обозначения такого семантического шулерства есть точное и емкое слово: “феррукт” (“Verrьcht”). Это и бытовое слово, обозначающее смещение предметов, понятий, и одновременно психиатрический термин, аналог которого по-русски лучше всег о передает жаргонное выражение “сдвиг по фазе”.

Нельзя безнаказанно для психики жить в смещенных смысловых полях. А сейчас такое смещение происходит на всех уровнях, вдоль и поперек. И быть может, небольшое, неявное смещение гораздо опаснее, чем замена на полную противоположность.

Казалось бы, что плохого в художественном изображении Абсолютного Зла?

Работая с психически неуравновешенными детьми, мы сделали одно интересное наблюдение, касающееся темы данного разговора. Маленькие дети многого боятся. Нервические – тем более. Но фобические сюжеты с чертями мы встречали крайне редко и лишь у детей с тяж елой психической патологией. Значит ли это, что нашим детям сам черт не страшен? Нет, мы думаем, дело в другом. Образ дьявола настолько вытеснен в сферу коллективного бессознательного (термин Юнга), что всплывает на поверхность только при очень растормож енном состоянии психики.

“Архетипические образы могут вторгнуться в сознание в самых примитивных формах и в результате привести к тяжелейшей патологии личности”, – писал Юнг. Предупреждал он и о том, что если пренебрегать традициями, разбушевавшееся коллективное бессознательно е трансформируется и в коллективные психозы, ибо “душа народа есть лишь несколько более сложная структура,чем душа индивида”.

Фактически мы это уже наблюдаем. Никакой деградацией культуры и упадком морали не объяснить то иррациональное остервенение, которое охватило в последние годы заметное число людей. Ну ладно, повсеместное ограбление дач еще можно списать на падение морали да пресловутую люмпенизацию. Но отодранные полы на тех же “вскрытых” дачах уже так просто не объяснишь. А сожженные кнопки лифта на всех этажах? А взрезанный дерматин на сиденьях электричек? А мужчины, которые справляют малую нужду, даже не отвернувшись от пешеходов?.. Во всем этом есть какая-то исступленность, какая-то психопатическая демонстративность.

Феррукт, my friend, феррукт!

…Куда мчишься ты, пицца-тройка?

Ирина МЕДВЕДЕВА, Татьяна ШИШОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте