search
main
0

Петр Первый, китайский фарфор и золото скифов

Интересы первого российского императора – в экспонатах из коллекций отечественных и европейских музеев

В Музеях Московского Кремля проходит выставка “Петр. Первый. Коллекционер, исследователь, художник”, которая придется по душе всем от мала до велика. Это отличный вариант семейного досуга в новогодние праздники для тех, кому хочется провести их активно и интересно.

В 2021 году Россия будет отмечать трёхсотлетие победы в Северной войне. А в 2022 году исполняется 250 лет со дня рождения Петра Первого. Музеи Московского Кремля начинают праздновать первыми, открыв тематическую выставку, которая продлится до 8 марта.

Чем может удивить экспозиция, посвященная человеку, чья история жизни изучена вдоль и поперек? Да, Петр Первый – одна из самых популярных исторических фигур в нашей стране, но стереотипное мышление – главный враг познания нового. Все знают, кто “прорубил окно в Европу”, стал “первым императором России” и “покорял Плещеево озеро на ботике”. Но вряд ли кто-то представляет, как двухметровый мужчина, действующий на подданных устрашающе, с детским восторгом рассматривает китайские механические игрушки? А значит, Петру Великому ещё есть чем нас удивить.

Родоначальник музейного дела

Эпоха Петра Первого традиционно ассоциируется с кардинальными изменениями в государственной сфере, созданием регулярной армии и мощного флота, победами в Северной войне и сменой уклада жизни российского общества. Как покровитель искусств и наук он известен в меньшей степени. Выставка в Музеях Московского Кремля позволит посетителям заглянуть в удивительные миры, которые открылись первому российскому императору в путешествиях.

– Наряду с тем, что Петр был великим государственным деятелем, он был ещё собирателем, коллекционером, покровителем искусств музейного дела. Он внёс огромный вклад в развитие российской культуры. Я хочу привести одну цитату Льва Толстого, о которой раньше не знал. “Именно в петровской эпохе следует искать боль всей русской земли”. Петр Первый заложил не только нашу государственную историю, границы тех времён. Он заложил нашу великую культуру. За что ему в очередной раз огромное спасибо, – рассказал председатель попечительского совета Российского военно-исторического общества Сергей Иванов во время пресс-конференции перед открытием экспозиции.

Всего на выставке можно увидеть около двухсот экспонатов: мемориальных вещей, уникальных архивных документов, регалий, выдающихся произведений ювелирного искусства, живописи, графики, скульптуры и глиптики, оружия, праздничных медалей и монет. Фактически, Петр дал старт музейному делу в России, ведь это по его инициативе построили Кунсткамеру. Многие из ее экспонатов и составили коллекцию, представленную на выставке.

Кроме того, организаторы уделили особое внимание Петру как создателю Академии наук. Среди экспонатов есть собственноручно созданные первым российским императором вещи, художественные произведения из музеев России и Европы.

– Петр уделял огромное внимание монетному делу. Оказавшись в лондонском Тауэре, он первым делом пришёл на монетный двор, который возглавлял Исаак Ньютон. С ним он потом долгие годы находился в переписке. Затем в Петропавловской крепости монетный двор был создан по тому образцу, который он увидел в Тауэре, – отметила генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина.

Первая коллекция Петра сложилась ещё в Преображенском, где юный царь жил после Стрелецкого бунта. В основном, в ней содержалась питейная посуда, которая использовалась во время приемов. Стеклянные и хрустальные кубки и стаканы из той коллекции сохранились в собрании Музеев Московского Кремля. Но больше всего юношу интересовало холодное и огнестрельное оружие. Это могли быть редкие экземпляры экзотического оружия, изящные европейские шпаги и палаши, трофейное оружие. К сожалению, при Анне Иоанновне коллекция была разобрана и дошла до нас лишь частично. Сохранившиеся экспонаты хранятся в Оружейной палате Московского Кремля. Некоторые из них также представлены на выставке. Но основу экспозиции все же составляют китайская и сибирская коллекции.

Письма к императору Канси

Петр был крайне интересующейся личностью: он тщательно анализировал всё, что происходило вокруг него самого и его огромного государства – от политических до культурных событий.

Во время первого заграничного путешествия Петр заметил, что в Европе пользуются популярностью китайские изделия, в частности фарфор и шёлк. Их можно было найти в кунсткамерах монархов или получить в качестве дипломатического дара. Заинтересовавшийся восточными диковинами Петр начал приобретать китайские изделия у голландских купцов Ост-Индской компании и на аукционах.

Изысканные произведения из китайского фарфора служили элементом оформления дворцовых интерьеров. В 1714 году во дворце Монплезир в Петергофе был устроен Китайский зал, исполненный в стиле архитектора Даниэля Маро. Он разработал специальную систему декораций, при которой стены украшали фарфоровыми вазами, расположенными на золоченых консолях. На протяжении всей жизни Петр Первый пополнял китайскую коллекцию, которая насчитывала более пятисот произведений из фарфора. После смерти первого императора она была передана в Кунсткамеру.

– Петр находился в оживленной переписке с китайским императором Канси – они высылали друг другу подарки. Петру Первому присылали различные предметы, которые специально закупались для его коллекции и для двора. Это не только шелк, но и драгоценные камни. В частности, один из самых знаменитых сапфиров, который хранится в “Зеленых сводах”, весит более 500 карат. Наверное, это самый дорогой сапфир в мире, который был подарен Петром Августу Сильному, он происходит из Китая, и в свое время занимал почетное место в коллекции российского императора. Драгоценный лавр, которым увенчана императорская корона, – это также камень, который для Оружейной палаты куплен в Китае, – рассказала Елена Гагарина.

Колыбель российской археологии

Сибирская коллекция Петра Первого – это первое археологическое собрание в России. Оно включает около двухсот сорока золотых предметов – памятников культуры древних кочевников Евразии. Своим появлением коллекция обязана интересу царя к Сибири, к этнографии и истории народов, населявших просторы к востоку от Уральских гор.

В начале XVIII века начался процесс, который принято называть черной археологией. Мародеры стали раскапывать курганы, находившиеся в Сибири, чтобы добыть спрятанное там золото. Это золото относят к периоду развития Сибири – V-I вв. до н.э. Оно принадлежало скифам и сарматам.

– Первые образцы этих предметов подарил промышленник Демидов супруге Петра Первого Екатерине Алексеевне после рождения наследника престола. Затем Петр начал собирать всё, что находилось на рынках в Сибири, – отметила Елена Гагарина.

Предметы на такие рынки приходили через Тобольск, центр жизни в Сибири на тот момент. Большая часть этой коллекции хранится в Эрмитаже. Сибирскому губернатору князю М.П. Гагарину предписывалось выкупать и отправлять в царскую казну “древние золотые и серебряные вещи, которые находят в земле”. Следовало также в научных целях делать зарисовки мест и расположение находок, а после хранить получившиеся чертежи.

– Интересно не только то, что Петр собирал эту коллекцию, считая это чрезвычайно важным. Но он был первым государем, который повелел производить археологические раскопки в Сибири и благодаря которому появились первые приказы, их регламентирующие. А также указы о наказании тех, кто занимается чёрной археологией. Это делает личность Петра не только интересной и многогранной, но и показывает его как человека, заботящегося не только о политической и военной мощи страны, но и о просвещении граждан, – добавила генеральный директор Музеев Московского Кремля.

Экспонаты для выставки собирали с помощью музеев разных государств: Государственных художественных собраний Дрездена, Музея истории Амстердама, Национального морского музея (Гринвич), а также российских музеев, архивов и библиотек.

Помимо самой экспозиции организаторы подготовили лекции и интерактивные занятия для детей и взрослых.

Свою жизнь первый российский император построил на трёх цитатах: “Невежество художеств и наук не терпит”, “Учусь и учителей себе требую”, “Того никакою ценою не купишь, что сделал сам”. Результатом этого стало кардинальное изменение вектора движения России в мире. Она не только стала конкурентоспособным государством на мировом уровне, но и начала внимательнее относиться к собственной истории. Эту мысль и стараются донести до аудитории организаторы выставки “Петр. Первый. Коллекционер, исследователь, художник”.

Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте