search
Топ 10

Петербург нуждается в балансе. Систему СПО ждет не сокращение, а развитие

В быстро меняющемся российском образовательном пространстве система среднего профессионального образования не должна оставаться на месте. В Петербурге постановлением правительства города принята программа мероприятий по развитию системы СПО до 2007 года. По словам председателя Комитета по науке и высшей школе Александра Викторова, этот план мероприятий последовательно реализуется.

Сегодня в городе 76 учебных заведений системы СПО, 40 из которых находятся в ведении Санкт-Петербурга. Новые условия, созданные 122-м законом, предполагают передачу де-юре учреждений системы СПО на баланс субъектов РФ. Как заметил Александр Викторов, была проведена предметная работа с рядом министерств, в результате которой удалось сохранить половину учебных заведений в ведение федеральных органов власти, поскольку бюджет города не способен обеспечить содержание такому количеству учебных заведений. Что касается переданных на баланс города образовательных учреждений системы СПО, то они поэтапно перепрофилируются. К примеру, приборостроительный техникум будет переориентирован на подготовку специалистов в области систем автоматики, приборов, необходимых для нужд городского хозяйства. В 2005 году завершена работа по формированию трех горизонтальных комплексов с численностью студентов более двух тысяч человек в каждом комплексе. В комплексах будет осуществляться подготовка специалистов в области городского хозяйства и бюджетных сфер города. Надо заметить, что при переходе на баланс города существенно меняется финансовое положение учебных заведений. Город вкладывает большие средства в улучшение материально-технической базы, в переоснащение. Также увеличивается фонд оплаты труда преподавателей в региональных учебных заведениях.

Среди учебных заведений, оставшихся на федеральном уровне, есть довольно крупные, такие как Петровский колледж, Технический колледж управления и коммерции. Совместно с федеральными органами власти городом реализуется ряд мероприятий, направленных на улучшение материально-технической базы этих образовательных учреждений.

– Около трех лет при непосредственном участии Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга, Совета директоров ссузов Санкт-Петербурга мы проводим работу по созданию университетских комплексов, – говорит Александр Дмитриевич. – Причем вхождение колледжей, где готовят специалистов по дефицитным специальностям, в структуру университета может проходить без ликвидации данного учебного заведения. Вообще мировая практика показывает положительные примеры развития колледжей в структурах университетов. К примеру, в США, Швеции, Германии, Франции большинство колледжей входят в систему университета. Это перспективно в условиях перехода на многоуровневую систему подготовки специалистов.

– Речь идет не о том, чтобы сокращать систему СПО, а о том, чтобы развивать ее, – подчеркнул Александр Викторов. – Если говорить о проблемах, то сегодня на петербургской бирже труда порядка 75 тысяч вакансий. Из них около 30% вакансий специалистов со средним профессиональным образованием. В то же время вузы, учреждения НПО и СПО в год выпускают более 80 тысяч специалистов.

По мнению Александра Викторова, сегодня город нуждается в балансе трудовых ресурсов.

– Считалось, что рынок выстроит его сам. Но этого не случилось. Мы пережили время, когда на выбор специальности влияла эмоциональная сторона. Явное перепроизводство на нашем рынке специалистов по экономике, это следствие того, что на рынке образовательных услуг и труда доминировали эмоции. Также на баланс трудовых ресурсов влияет демографическая ситуация. Наверное, государство придет к осознанию того, что баланс трудовых ресурсов надо регулировать. Минобрнауки начало этот процесс регулировать, но путем сокращения на бюджетные места. Однако сокращение бюджетного приема приводит к увеличению числа абитуриентов на контрактной основе обучения. В целом по стране число студентов не уменьшается, только процент контрактников среди этих цифр увеличивается. Очевидно, мы придем к ситуации, когда нужно регулировать число студентов на уровне выдачи лицензии.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту