Цель: формирование нравственной позиции ребенка по отношению к животным.
Задачи: – ознакомить учащихся с породами собак, ролью собак в жизни человека;- воспитывать чуткость, любовь к животным, вызвать желание оказать помощь обездоленным собакам;- развивать любознательность, умение работать в группах и парах.ОборудованиеВыставка книг: А.Куприн. «Белый пудель», Л.Толстой. «Булька», Л.Острицова. «Мой Ахбар», Л.Ленч. «Чанг – сын Багиры, А.П.Чехов. «Каштанка», Л.Сергеев. «Мои собаки», К.Ушинский. «Играющие собаки», П.Синявский. «Мой щенок», Л.Н.Толстой. «Лев и собачка».Выставка рисунков «Собака – друг человека».Презентация.Ход занятияI. Организация классаII. Постановка цели и темы занятияУчитель: Ребята, мы отправляемся с вами в окружающий нас мир и остановимся на станции «Этот удивительный мир животных». А с каким животным вас ожидает встреча, вы узнаете, отгадав загадку-стихотворение Бориса Заходера.Учащиеся читают стихи Заходера, отгадывают, что они посвящены собаке.Учитель: Сегодня мы будем говорить об этом удивительном и интересном домашнем животном. С давних пор собака – верный друг и помощник человека. Она первой пришла к нему из лесной чащи и приняла дружбу человека. Было это очень давно. Современные породы совсем не похожи на своего предка – серого волка.III. Основное содержаниеУчитель: Ребята, у кого из вас есть собака? Что вы о ней можете рассказать? При ответе можно использовать план на доске:- кличка;- порода;- как появилась в доме;- повадки.Из ваших ответов я узнала, что у большинства детей собаки непородистые, дворняжки. Изменилось ли от этого ваше отношение к ним?Ответы учеников.Дети исполняют песню П.Синявского «Мой щенок».Учитель: Сейчас в мире выведено более 400 различных пород собак разного размера, формата и окраса. Кроссворд «Отгадай породу собаки по описанию» Жил-был огромный сенбернар,Ходил гулять он на бульвар,И там водил он хоровод С собаками других пород.Впишите в клеточки скорейПороды всех его друзей! 1. Охотничья собака, шерсть средней длины, пушистый хвост (сеттер). 2. Большая декоративная собака с длинной шерстью. Иногда их используют для охоты (терьер). 3. Декоративная маленькая с удлиненным туловищем собачка. Шерсть мягкая, шелковистая, курчавая (болонка). 4. Собака крупных размеров, способная загрызть волка и даже быка (бульдог). 5. Комнатная собака, очень подвижная, игривая. Хозяева состригают обычно почти всю их шерсть, оставляя лишь на хвостике, лапах, голове (пудель). 6. Самая распространенная порода служебных собак, обладает хорошо развитым чутьем, отличается злобностью (овчарка). 7. Охотничья собака с короткой шерстью и длинными, висячими ушами (гончая). 8. Собака небольшого размера, но туловище очень длинное, вытянутая морда (такса). 9. Самая распространенная собака. Ее еще называют дворовой (дворняжка).Игра «Угадай!» Дети отгадывают породу собаки по изображению. (См. фото.)Учитель: Среди собак есть великаны и карлики. Великаном считается немецкий дог – его рост 80 см, а вес более 70 кг. А как называется порода самой маленькой собачки, вы узнаете из следующей игры.Мини-игра «Поле чудес»Учащиеся называют поочередно по одной букве. ЧИХУАХУА. Рост этой собачки всего 15 см. Это 30 тетрадных клеточек. Весит она 500 граммов, то есть всего 0,5 кг.Учитель: А какая порода собак вам больше нравится? Почему?Работа в парах На каждой парте лежат карточки с породами собак: гончая, овчарка, болонка, пудель, борзая, лайка и др.Учитель: Попробуйте распределить породы собак на три группы (служебные, охотничьи, декоративные).Проверяем.Учитель: Ребята, мы говорили о внешнем виде собак, а сейчас давайте поговорим о том, какую работу они могут выполнять. Рассказывают учащиеся.Собаки-газовщики мгновенно сообщают об утечке газа, если неисправен газопровод.Собаки-ищейки помогают полиции найти преступника, на границе – нарушителя.Собаки-циркачи легко поддаются дрессировке, выступают в цирке.Собаки-поводыри помогают слепым.На Севере – ездовые собаки. Их запрягают в упряжки и перевозят на санях различные грузы, почту.Собаки-геологи помогают найти полезные ископаемые.Пожарные собаки. Известна собака Боб, которая спасла из пожара 12 детей.А вот ныряльщик пес,В беде он проявляет выучку,И если человек в беде,Всегда придет на выручку.Это собака-водолаз.В горах беда случится с вами,Спасение – не за горами,Спешит в пургу, в метель, в морозНа помощь людям добрый пес.Это собаки-спасатели. Сенбернар по кличке Барри спас в горах 40 человек. В метель, в пургу выходила эта собака отыскивать людей, сбившихся в пути. В Париже есть собачье кладбище. В его центре стоит памятник этой собаке, на спине у нее лежит ребенок и держится руками за ошейник. Когда Барри умер, из него сделали чучело, которое стоит в одном из городов Германии.У нас собак уважают недаром,Собака на фронте была санитаром,Связистом, сапером. Порою собаки На танки фашистов бросались в атаке.Во время Великой Отечественной войны на помощь нашей стране пришло 60000 собак. Они бросались под фашистские танки, неся на своих спинах взрывчатку, вытаскивали тяжелораненых из-под обстрела, доставляли продукты и боеприпасы.Собаки-миноискатели обнаружили 4 млн мин. В Параде Победы на Красной площади участвовали собаки-гвардейцы. На ошейниках у них не звенели медали, но каждой из них были обязаны жизнью многие люди.Учитель: Собаки помогали нам не только на земле.Кто в космос летал раньше всех? Угадай-ка!Конечно же, наша советская … (лайка).А кто знает, как звали собак, первыми побывавших в космосе? (Лайка, Белка, Стрелка.) Ребята, вот как много «профессий» у собак. Собаки – наши верные и преданные друзья. Немало историй служат тому подтверждением. Сегодня я расскажу вам лишь одну из них. Случилось это в 1995 году в городе Тольятти. Произошла авария, столкнулись две машины. В одной из машин, вишневой «девятке», находилась молодая семья со своей собакой. К сожалению, людей спасти не удалось, они погибли. А вот собаку во время удара выбросило в окно, и она уцелела. Пес отказывался верить в гибель хозяев, и с того самого дня, когда произошла трагедия, до самой своей смерти собака ждала их на том месте, где в последний раз видела живыми. Целых 7 лет пес не покидал свой пост. И в жару, и в слякоть, и в буран, и в мороз он надеялся на встречу. Только через несколько месяцев грязного, оборванного пса заметили местные жители. Ему дали кличку Константин, ведь в переводе на русский язык это имя означает «верный, преданный». Все ждали, что еще немного – и пес забудет о случившемся. Но каждый день снова и снова он бросался на встречные автомобили, причем только на вишневые «девятки», в надежде, что хозяева вернулись. Но автомобили проносились мимо. Нашлись люди, которые хотели взять собаку в свой дом, но Константин никого к себе не подпускал. Не подпускал даже тех, кто его подкармливал. Не раз ему строили будки, но пес будто бы не замечал их и не уходил со своего поста.Когда Константин умер, в благодарность за безграничную преданность и верность на одной из улиц города ему был установлен памятник. На памятнике так и написано – «Памятник преданности». Работа в группах Собрать разрезанные на части пословицы и поговорки о собаках.Учащийся читает стихотворение В. Суслова «Пес».Учитель: О чем это стихотворение? Встречали ли вы брошенных собак и щенков? Какие чувства они у вас вызывали?Ответы учеников.Учитель: Собака – друг человека. Как часто человек забывает об этом! Сначала приручает, заботится, а потом, когда животное надоест или заболеет, выбрасывает его, как надоевшую игрушку. Поэтому, если вы вдруг задумали взять в дом собаку, то не торопитесь, подумайте: хватит ли у вас времени и сил на нее?Рассказывает ученица, побывавшая в приюте для животных:«Некоторые люди пытаются помочь бездомным животным, подкармливают, берут себе. А еще создаются приюты, в которых животных кормят и лечат. Такой приют есть и в нашей Республике Хакасия. Он находится около поселка Сахарный, содержится на пенсию хозяйки Коноваловой Светланы Николаевны и пожертвования людей, носит название «Каштанкин дом». Я побывала там с благотворительной акцией. В настоящее время в приюте находится около 300 животных. Собаки живут отдельно от кошек. Они чистые, накормленные. Большинство животных приютила сама хозяйка, называя всех своих питомцев сиротками. Меня особо удивило, откуда берется столько сил и любви у этой уже не молодой женщины».IV. ИтогНа доске записан эпиграф: «Мы в ответе за тех, кого приручили» (Антуан де Сент-Экзюпери).Учитель: Ребята, какое отношение эти слова имеют к нашему сегодняшнему занятию?Ответы учеников.Учитель: Собаки – это братья наши меньшие, о них надо заботиться всегда, а не только тогда, когда нам с ними интересно. С нами рядом находятся такие удивительные друзья, они нужны нам, мы нужны им, мы в ответе за них, потому что мы в ответе за тех, кого приручили.Ольга АСТАФУРОВА, учитель начальных классов средней школы № 2 города Абакана Республики Хакасия
Комментарии