Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Первым делом сделай сайт, остальное – приложится. – убежден руководитель «Открытой русской школы» Сергей Весманов

Учительская газета, №17 от 22 апреля 2003. Читать номер
Автор:

– Наша «Открытая русская школа» – по сути дела, дистанционный экстернат с большими возможностями. Возможности эти уже оценивают вузы – не случайно к нам с 548-й школой сегодня присоединился центр довузовской подготовки РУДН.

В этот университет всегда поступали студенты-иностранцы, которых на первом курсе приходилось многому доучивать, включая изучение русского языка. Сегодня такие студенты приезжают в РУДН уже из СНГ и Балтии. Поэтому первое, что мы сделали, – создали свой сайт в интернете. Теперь, когда у нас появляется ученик, он получает пароль-логин, позволяющий ему входить в сайт, а кроме того, диск «Открытая русская школа», который содержит все те же материалы, что и сайт. Диск нужен для тех, кто не имеет выхода в интернет или для кого выход дорог. Сразу возникает вопрос: сколько стоит такой диск? Отвечаю сразу – это дело благотворительное, стоимость диска мы не оценивали, потому что, я уверен, никогда не будем его продавать. Не для того делали.

Для первого эксперимента поместили на диск и сайт программу 11-го выпускного класса для семи предметов – литература и русский язык, алгебра и начала анализа, физика, химия, биология, российская история и обществознание. Ученики выбирали пять, которые впоследствии и сдавали.

По каждому предмету учителя 548-й школы подготовили учебно-методический комплект, в который вошли блок тем, контрольные работы, рабочая тетрадь ученика. Каждый предмет имеет три раздела: теория, учебник, рекомендации. Нажав кнопку «Рекомендации», ученик попадает фактически в библиотеку, где есть вся та «живая» литература, которая нужна выпускнику школы. Учитель посылает ученику записку, в которой объясняет, что нужно сделать по данной теме, что нужно знать, какие требования будут предъявлены при проверке контрольной работы. В работе – несколько заданий, которые ученик выполняет, заранее зная, какую оценку может получить за каждое задание – от тройки до пятерки. Задания различной степени трудности, поэтому и оценки разные. В определенном «окошке» ученик пишет ответ, дает аргументацию, комментарий, причем окошко предусматривает любую деятельность ученика: написание сочинений, выполнение тестов – все, кроме написания математических текстов с формулами, потому что ученику порой трудно написать с помощью компьютера тригонометрическую или иную формулу. После выполнения работы ребенок отсылает ее по Сети или записывает на диск, который отсылает по почте. Программа предусматривает несколько систем защиты – ученик получает подсказки для того, чтобы не ошибиться при записи ответов. Он может вернуться к выполнению работы, что-то исправить, сделать заново и так далее. А при неудачном результате имеет право еще раз выполнить работу и получить более высокую оценку.

В виртуальной школе есть свой завуч, который контролирует работу учителя и ученика. А у каждого педагога есть свой «Журнал», в который он вписывает тему своих лекций, отмечает, на какой стадии обучения находится каждый ученик, составляет график сдачи контрольных работ для каждого ученика, согласованный с каждым учителем, и так далее.

Сейчас мы готовим материалы для того, чтобы в недалеком будущем в виртуальной школе смогли учиться выпускники 9-х классов.

Проблемы, с которыми мы при этом сталкиваемся:

1) законодательные (все дистанционное обучение граждан СНГ и Балтии, а также других стран должно получить грамотную правовую основу);

2) финансовые (при классно-урочной системе в школе учитель знает, сколько он получает за каждый час своей работы, при дистанционной системе с оплатой учительского труда пока далеко не все ясно, ведь здесь нет четких урочных рамок);

3) технологические (при масштабной организации процесса дистанционного образования придется серьезно заниматься организацией центров удаленного доступа в странах, где живут ученики дистанционных экстернатных школ);

4) учебно-методический (нужны эффективные электронные учебники, курсы и многое другое).

Нам есть над чем серьезно работать, ибо рынок, который мы можем освоить, – чрезвычайно емкий. 300 тысяч молодых людей ежегодно заканчивают школу в странах СНГ и Балтии, 60 процентов от этого числа хотят обучаться в российских вузах, но почти все они нуждаются в доучивании.

Задание на дом

Российским школам: изучить опыт 548-й московской школы.

Российским регионам: установить контакты со странами-соседями, выяснить, чем они могут помочь соотечественникам, желающим получить российские аттестаты об образовании.

Министерству образования РФ: обобщить опыт москвичей и обсудить его на Всероссийском совещании по экспорту российского школьного образования.

Министерству иностранных дел: оценить инициативу педагогов как новый поворот российской политики в ближнем и дальнем зарубежье и всемерно содействовать ее проведению силами всех организаций, представляющих нашу страну за рубежом.

Государственной Думе РФ: всерьез поработать над разделом «Школьное образование» в проекте закона «О дистанционном образовании».

Правительству РФ: предусмотреть в проекте бюджета на 2004-й и следующие годы средства на дистанционное образование для соотечественников, проживающих в странах СНГ и Балтии.

Полосы подготовила


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту