В методических рекомендациях доцента Тюменского областного государственного института развития регионального образования Ольги Федоскиной начальная школа выступает как основа основ. Ведь именно с нее начинается учебная деятельность ребенка. И насколько грамотно будет выстроено соотношение развития заинтересованности малыша в познании с актуальностью приобретаемых им навыков, зависит ни много ни мало – будущее.
Включаем воображение
Младший школьный возраст – время, когда психические функции включаются осознанно. В этот сенситивный период формируются восприятие, память, внимание, воображение, мышление, речь. Для каждого ребенка оптимальный путь развития свой. Главная отличительная особенность новой образовательной парадигмы как раз и заключается в ее гуманизме, в особом внимании к индивидуальности ребенка, ориентации на сознательное развитие самостоятельного критического мышления. Этот подход рассматривается в мировой педагогической практике как альтернативный традиционному подходу, основанному главным образом на усвоении готовых знаний и их воспроизведении. Новые стандарты соответствуют нынешнему социальному и государственному заказу, направленному на формирование личности, готовой занять социально значимое место, способной к сознательному выбору и самореализации в социуме. Необходимость их введения связана прежде всего с изменением тенденции развития современного общества, целей образования. Подтолкнули к необходимости введения новых стандартов и результаты России в исследовании PISA. Результаты нашей страны, к сожалению, по математике, естествознанию, решению проблем и чтению ниже среднего по государствам OECD. Основные выводы общих тенденций результатов исследований PISA, ЕГЭ свидетельствуют о неумении работать с различными источниками информации, низком уровне сформированности коммуникативных и общеучебных умений. Главная проблема российского образования в том, что наши школьники не умеют действовать в новой ситуации. А виновата в этом существующая репродуктивная система образования и ее технологии, которые не создают ситуации для деятельности ребенка в новых условиях.
Поэтому основное требование к системе российского образования сегодня – это переход от традиционной установки на формирование исключительно «знаний, умений и навыков» к воспитанию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях открытого общества (ответственности, самостоятельности, системе ключевых компетентностей, умении делать личный выбор). Следовательно, важнейшая задача сегодня – это сформировать совокупность «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимся конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. А для этого нужно, чтобы была возможность вовлечения каждого ребенка в активный познавательный процесс, чтобы ученики могли на практике применять свои знания. Особенностью подхода к разработке стандартов второго поколения является также то, что стандарт понимается как общественный договор. Главное следствие этого – необходимость вариативности, разделения ответственности между семьей, обществом и государством. Кроме того, такой стандарт – лучшая основа для реализации педагогики сотрудничества. Принципиальна для стандартов второго поколения ориентация на результат образования. Причем очень важен деятельностный подход в обучении – развитие личности на основе освоения способов деятельности. Еще одной особенностью образовательного стандарта второго поколения является то, что он представляет собой совокупность трех систем требований – к структуре образовательных программ, к результатам образования и к условиям образования. Главным же результатом общего образования должно стать социальное, интеллектуальное, общекультурное, личностное и коммуникативное развитие ребенка.
Новая парадигма образования
– Образование – это управляемый процесс, направленный на развитие ребенка;
– оцениваться может лишь практический результат деятельности ребенка – системно-деятельный подход;
– оценочным критерием (для любого предмета) является уровень сформированности универсальных учебных действий ребенка.
Важно когда? Важнее – как
Все дети разные. Они по-разному развиваются, и общеизвестен тот факт, что биологический возраст не всегда соответствует фактическому.
Для успешного обучения первоклассников необходимо учитывать особенности их привыкания к школьной жизни, а потому важно создавать наиболее благоприятные условия, чтобы не лишить ребенка его внутреннего комфорта.
Исследования Тюменского областного государственного института развития регионального образования показали, что социально-психологическая адаптация может происходить по-разному. Большая часть детей приспосабливается к школьной жизни в течение двух-трех месяцев. Ребенок практически безболезненно вливается в коллектив, окружает себя друзьями, он охотно работает в любой группе или паре, не боится отвечать на уроке, охотно посещает школу, без особого напряжения выполняет требования учителя.
Но бывает и так, что малышу для обретения уверенности в новых условиях нужно гораздо больше времени. От 20 до 35 процентов первоклассников привыкают к школе где-то с полгода. Эти дети с трудом переходят от игровой деятельности к учебной. У них часто встречаются трудности в усвоении учебных программ. Они не сразу выполняют требования учителя, быстро устают, жалуются, плачут, капризничают, дерутся с одноклассниками.
И обычно в каждом классе есть группа «ежиков» (примерно от 15 до 5 процентов), у которых адаптация протекает наиболее болезненно и длительно. Их поведение становится проблемой для класса, они подавлены, вспыльчивы и вымещают свою растерянность в агрессивных нападках на одноклассников. С учебой у таких детей возникают большие трудности.
По совету кандидата педагогических наук Ольги Федоскиной, снять напряжение в классе нужно попытаться в первые же дни знакомства. Недели две общение на уроках должно протекать в форме сотрудничества. Для методологического подкрепления таких отношений и обучения навыкам учебного сотрудничества Ольга Владимировна рекомендует обратиться к курсу «Введение в школьную жизнь» Галины Цукерман и Катерины Поливановой. В этот период необходимо специально учить детей организовывать свою деятельность: планировать действия, менять условия работы. Учителю полезно использовать пошаговую инструкцию, подробно объясняющую, почему ребят попросили закрыть книги и закрыть тетради, для чего нужно правильно расставлять пишущие принадлежности на столе и следить за порядком на парте. Изначально следует учитывать индивидуальные особенности ребенка и предоставлять каждому ученику возможность работать в присущем ему темпе. Темп и объем работы школьников увеличивается постепенно. Не нужно делать детям резких замечаний, нельзя их одергивать, требуется избегать негативных оценочных суждений. Спокойно донести до маленьких ушек свои пожелания непросто, но впоследствии оказывается, что миролюбивый доверительный тон усваивается малышами гораздо эффективнее. Полезно использовать различные формы невербального общения – обнять ребенка, погладить по голове, взять его за руку. Для первоклассника важнее доброе отношение учителя к нему, и оно не должно зависеть от реальных успехов ребенка. А родителям в эти острые моменты привыкания можно посоветовать, определив ребенку рабочее место дома и проследив за выполнением им правильного режима дня, внимательно и спокойно относиться к своим ненаглядным чадам, поддерживать их, вселять веру в свои силы.
Создание активной модели
Существует небольшое количество базовых способов расширения знаний-умений-навыков, которыми должны обладать выпускники начальной школы. Они должны, в частности, уметь читать, писать и считать. Существуют и общеучебные умения, к которым относятся способность собрать факты, сопоставить их, организовывать, анализировать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, обобщать, делать выводы, открывать что-то новое, принимать решения, делать выбор. Поскольку такого рода деятельность становится существенной в большинстве профессий, то речь идет вообще о приобретаемых на будущее компетенциях. В структуре ключевых компетентностей, на взгляд разработчиков стратегии модернизации общего образования, должны быть комплексно представлены самостоятельность в познании, подразумевающая умение использовать самые разные источники информации, гражданско-общественная активность, навыки самоорганизации и способность ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений. Есть еще и умения – сопереживать другому человеку, действовать сообща, чувствовать прекрасное, давать моральную оценку своим желаниям и поступкам и следовать нормам, принципам и правилам. Для формирования этих качеств есть много путей. Выбор путей их формирования определяет школа. А в недрах ТОГИРРО выстроили оптимальный план, какие из этих дорог могут быть наиболее существенными.
Одной из ведущих задач образовательного учреждения становится задача укрепления и сохранения здоровья школьников за счет реальной разгрузки содержания, использования эффективных методов обучения, повышения удельного веса и качества занятий физической культурой, организации мониторинга состояния здоровья детей, рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха.
Для реализации поставленной задачи специалисты института развития образования Тюменской области рекомендуют опираться на базовую модель системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в образовательных учреждениях, разработанную Центром образования и здоровья Министерства образования и науки Российской Федерации, институтом возрастной физиологии РАО. Причем в каждом конкретном учебном заведении базовая модель может быть трансформирована в зависимости от актуальных задач, условий, потребностей и возможностей данного учреждения.
1-й блок – здоровьесберегающая инфраструктура, включающая состояние и содержание здания в соответствии с гигиеническими нормативами, оснащенность кабинетов, физкультурного зала, спортивных площадок необходимым оборудованием и инвентарем, наличие и необходимое оснащение медицинского кабинета, школьной столовой, организация качественного питания, необходимый в расчете на количество учеников квалифицированный состав специалистов: медицинские работники, учителя физкультуры, психологи, логопеды. Ответственность за этот блок несет администрация школы.
2-й блок – рациональная организация учебного процесса. Это соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки, использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям школьников, введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов, строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении, рациональная и соответствующая требованиям организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера в начальной школе, индивидуализация обучения. Реализация этого блока создает условия для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, повысит эффективность учебного процесса, при этом снимает чрезмерное функциональное напряжение и утомление.
3-й блок – организация физкультурно-оздоровительной работы. Она может стать основой рациональной организации двигательного режима школьников, обеспечит нормальное физическое развитие и двигательную подготовленность ребят всех возрастов, позволит повысить адаптивные возможности организма, а значит, станет средством сохранения и укрепления здоровья школьников.
4-й блок – просветительно-воспитательная работа со школьниками, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
5-й блок – организация просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями.
6-й блок – профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья.
Лечебная и оздоровительная работа с использованием специальных процедур, требующих врачебного назначения, в школах не предусмотрена. Но в качестве дополнительного компонента она становится существенным дополнением в комплексе мер для здоровьесбережения всех учеников, а в особенности самых маленьких.
Комментарии