search
main
0

Первый раз – в ресурсный класс! Как работает «Славная школа» в Великом Новгороде

Решения общешкольного совета висят на самом видном месте – на доске со стикерами. На каждом стикере – свое правило. «НЕТ жестоким играм. Не щипать, не царапаться, а сказать словами», «Пятница посвящается добрым делам: сделаем кормушки для птиц и повесим их в роще», «Дежурим в живом уголке», «Организуем челлендж «Замечаем хорошее»»… Бывают не только «добрые», но и научные пятницы, а бывают «корабельные» – когда ребята мастерят кораблики и пускают по реке… Каждый ребенок здесь имеет право высказаться, предложить и добавить что-то к общим правилам.

Фото предоставлено автором

Новгородская «Славная школа» еще очень молода – она открылась только в сентябре прошлого года. Когда директор и основатель Юлия Николаева впервые встретилась с родителями своих будущих учеников и открыла набор, школы, по сути, еще и не было, в арендованном помещении шел ремонт. Но это никого не смутило: родители поверили Юлии, и набор состоялся. Она человек в городе известный. Дело в том, что восемь лет назад в Великом Новгороде наблюдался бум: родились 19 детей с синдромом Дауна – и среди них сын Юлии, Лука. Обычно таких ребят рождается 7-8 в год. Но главное не это, а то, что учиться «особым» детям было просто негде. Они прозябали дома, в четырех стенах, а дальше маячил неутешительный горизонт – психоневрологический интернат…

Юлия не хотела такого будущего для своего сына. Когда родился Лука, она приняла решение, что он будет ходить в детсад, учиться в школе, путешествовать, и жизнь семьи не изменится. Но жизнь, конечно, кардинально изменилась… Юлия объединила родителей с такими же детьми и организовала автономную некоммерческую организацию «Дом солнца», которая стала расти и развиваться вместе с Лукой. А когда пришло время, на свет появился большой проект – начальная школа полного дня с предметным подходом, тьюторским сопровождением и ежедневными уроками английского языка. Помимо обычных классов, в ней есть нулевой класс для детей, которым до школы остался один год, и ресурсный — для учащихся с синдромом Дауна.

Юлия Николаева и Светлана Князева. Фото предоставлено автором

В «Славной школе» сформирована экологичная инклюзивная образовательная среда, которая предполагает создание благоприятных условий для обучения и развития детей, независимо от их особенностей. Сейчас здесь пока учатся 30 ребят. А в ресурсном классе также пять первоклашек с синдромом Дауна. Этот класс – самый нарядный и занимательный во всей школе. Все эти яркие буковки, циферки, забавные развивающие предметы и картинки, коммуникаторы и, конечно, линейки и дырочки нумикона – учебного пособия по математике… Так и тянет поиграть с этим красочным материалом. У детей с синдромом Дауна хорошая зрительная память, они визуально воспринимают картинки, яркие цвета, привыкают к распорядку дня и ведению дневников. А совместные занятия, как и положено инклюзивной школе, остаются для общешкольных перемен, физкультуры, арт-технологии, музыки, занятий по окружающему миру.

–  Согласно заключению психолого-медико-педагогической комиссии, у наших ребят программа второго вида, – говорит Юлия Николаева. –  Они потом получат справку об окончании 9-го класса общеобразовательной школы. Какие они, наши дети? Разные по способностям, как и все люди. Многие тяготеют к театру, к творчеству, а кто-то к математике. Они открытые и любят внимание, поэтому у большинства склонность к игре, перевоплощению. И поэтому в школе есть театральная студия, мы готовим инклюзивный спектакль для всей школы. Но все-таки дети с синдромом Дауна имеют тяжелые ментальные нарушения, и поэтому им учиться хотя бы в колледже вместе с нормотипичными студентами пока нереально. У нас один такой случай на весь город, а всего в Новгороде Великом 140 детей с синдромом Дауна.

Фото предоставлено автором

С тех пор, как появилась «Славная школа», у родителей «особых» ребят забрезжила надежда: может, когда-нибудь и их дети переступят порог школьного класса. Тем более что пока ресурсный класс работает на благотворительной основе, благодаря привлечению спонсорских средств и грантовой поддержке. «Славная школа» реализует два проекта Фонда президентских грантов, а еще местное машиностроительное предприятие «Контур» оплатило работу двух тьюторов. И теперь в ресурсном классе на пять учеников работают пять специалистов: учитель – Ирина Михайловна Корнеева, два тьютора, куратор поведенческих планов, который следит за формированием социальных навыков у детей, и супервизор, который следит за качеством исполнения поведенческих программ и освоением этих навыков.

Но в «Славной школе» учатся и нормотипичные дети. Какие мотивы были у родителей отдать своих детей именно в инклюзивную, а не в общеобразовательную школу?

– Перед открытием мы предупреждали родителей, что здесь будут учиться «особые» дети, – вспоминает Юлия Николаева. – И оказалось, что этот момент для родителей был на последнем месте. Их больше интересовали образовательная программа, индивидуальное сопровождение, питание, будут ли физкультура и музыка. Возможно потому, что тема включения детей с синдромом Дауна в социум достаточно популярна в городе. Новгородцы привыкли к тому, что эти ребята могут быть достаточно социализированными, ходить в детсады, общаться с другими детьми. Тем более здесь у них свой класс и свой учитель, и они не станут притягивать внимание и мешать учебному процессу. Если случается нежелательное поведение, тьютор всегда вмешается и устранит проблему.

Фото предоставлено автором

Перед тем, как прийти в первый класс, «особые» дети целый год проходили подготовку к школе: тренировали учебное поведение, формировали социальные навыки, учились общению. Причем готовились они в том же классе, где сейчас учатся – чтобы привыкнуть к школьным стенам. Конечно, в первое время адаптации у нормотипичных детей случались вопросы: а почему этот мальчик говорит как-то странно или вообще не говорит, почему он меня ущипнул, вместо того чтобы что-то спросить? Здесь разрешается задавать разные вопросы, даже если они могут показаться неуместными и глупыми.

– Мы учим их принципам инклюзии, тому, что мы все разные, и мир вокруг – разный и пестрый, – рассказывает другой сооснователь и руководитель «Славной школы» Светлана Князева. – У нас есть разветвленная клубная деятельность, разные клубы по запросу и интересам детей: мультстудия, ИЗО, керамика, шахматы, киноклуб, даже журналистика – ученики издают свою газету «Славная правда», и во всем этом участвуют по желанию все дети, в том числе и ученики ресурсного класса. Есть уроки доброты, где мы рассказываем, что такое синдром Дауна и почему он так называется, как отреагировать и как ответить, если ты не понимаешь, что говорит такой ребенок, как поддержать и помочь или как отказаться от контакта. Семи-восьмилетние дети вообще не видят различий: если им с тобой комфортно, ты уже друг.

На протяжении восьми лет АНО «Дом солнца» проделала большую работу по формированию положительного опыта человека с синдромом Дауна в Великом Новгороде. И поэтому многие уж давно поняли, что «особые» люди рядом – это приемлемо и нормально. Педагоги «Славной школы» всегда говорят, что контакт с таким ребенком может научить многому, в первую очередь – коммуникации в нестандартных ситуациях, умению поддержать слабого, эмпатии и терпимости.

Дети учатся взаимодействовать с разными людьми, а это полезно для их будущей взрослой жизни. И поэтому их родители считают, что воспитание в инклюзивной среде – это преимущество. Руководители «Славной школы» уверены в том, что модель инклюзивного образования и ресурсного класса важно масштабировать, показывать другим школам, что она эффективно и успешно работает.

Людмила Полонская, Великий Новгород

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте