Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

«Первый после Бога»

Учительская газета, №48 от 29 ноября 2005. Читать номер
Автор:

На экраны вышел фильм режиссера Василия Чигинского «Первый после Бога». Это фильм о войне. В нем все, что было в жизни на войне, – боль и надежда, героизм и подлость, дружба и предательство, выбор между страхом и подвигом, между долгом и любовью. И не все в нем однозначно: за героизмом может стоять история предательства, за выполнением своего долга – жестокость и одержимость, за любовью – трезвый расчет. В картине, так же, как в жизни, нет ничего однозначно белого и однозначно черного…

Трудно определенно сказать, в каком жанре снята картина. Есть в ней и детективная линия, и любовная, и героико-эпическая, есть и насыщенное, напряженное действие, высокобюджетные батальные сцены, сложнейшая компьютерная графика.

Любителям детектива будет интересно проследить за судьбой главного героя картины – капитана Маринина, дворянское происхождение которого сделает его объектом охоты не только врагов, но и своих. Любителей мелодрам ждет любовный треугольник главных героев картины. Любители психологической драмы получат удовольствие, наблюдая за сложными нитями взаимоотношений, связывающих всех персонажей. И, наконец, огромное удовольствие получат любители приключений и масштабных батальных сцен. Такого количества взрывов, морских боев, сложнейших декораций давно уже не было в российском кино.

Самое главное в этой картине то, что она – настоящая. О настоящих людях, настоящей истории и настоящей войне.

Кстати, «Первый после Бога» оказался едва ли не единственным полнометражным кинопроектом, посвященным подвигу советского народа в Великой Отечественной войне, который выходит на экраны в год 60-летия Победы.

Фильм – это история о капитане Северного флота. В ней легко угадывается судьба Александра Маринеско, которого за одну из блестящих побед называли «личным врагом Гитлером номер один».

О том, что главный герой списан с командира подводной лодки «С-13», капитана 3-го ранга Александра Ивановича Маринеско, создатели картины упоминать не забывают, но настаивают, что он стал только прототипом. Ведь это не биографическая картина, а полотно о героях, защитниках Родины.

Из истории

«С-13», которой командовал капитан 3-го ранга Александр Маринеско, считается самой знаменитой подводной лодкой в истории Второй мировой войны. 30 января 1945 г. она потопила в Балтийском море самый крупный суперлайнер немецко-фашистского военного флота «Вильгельм Густлов». От торпедной атаки лайнер водоизмещением 20 тысяч тонн взорвался и быстро затонул. На его борту находилось примерно 6600 человек, из них около тысячи – офицеры и матросы 2-й учебной дивизии подводных сил. В живых осталось 1216 человек.

В Германии после гибели «Густлова» был объявлен национальный траур.

10 дней спустя подлодка под командованием Маринеско успешно атаковала вспомогательный крейсер «Генерал Штойбен», вместе с которым под воду ушли свыше трех тысяч врагов. Спастись не удалось практически никому.

Атака «С-13» вошла во все военные учебники как образец идеально спланированного нападения подлодки.

Обнаружив ночью в Балтийском море, в районе Данцигской бухты, цель, огромный корабль в окружении 6 эсминцев охранения, Маринеско приказал всплыть и начал преследование судна в надводном положении, чтобы под покровом темноты обогнать корабль и выйти на точку прицела.

Стояла штормовая погода. Из двух дизельных двигателей был выжат максимум мощности – 19,5 узлов в час. Через 2 часа бешеной гонки, двигаясь параллельным курсом, лодка вышла на угол атаки и остановилась для удара. В нарушение всех правил Маринеско решил атаковать со стороны берега, где небольшая глубина во сто крат увеличивает риск гибели подлодки в случае погони.

Маринеско стоял на капитанском мостике у открытого люка в рубку и координировал усилия команды для точной атаки. Выстрел был произведен веерообразно торпедами в 23.02. 3 попали точно в цель. Маринеско тут же дал команду уходить под воду и стал искусно маневрировать на малой глубине, чтобы уйти от атаки напавших немецких эсминцев. И это ему тоже удалось.

Но награжден за подвиг Маринеско не был. Причиной тому – инцидент, произошедший в 1944 г. в гостинице финского города Турку и страшно разозливший командование. Маринеско и начальник плавбазы «Смольный» Лобанов загуляли в ресторане на иностранной территории. Командование прознало о самовольной отлучке офицеров и прислало к ним посыльного. Но, повинуясь пожеланию приглянувшейся ему хозяйки гостиницы, Маринеско в грубой форме отправил посильного восвояси и до утра удалился со своей спутницей в номер. В итоге Лобанов оказался на передовой, а Маринеско ушел в поход с напутствием без победы не возвращаться. Он не понес наказания, поскольку заменить его было некем. Но, вернувшись в порт после уничтожения двух германских лайнеров, вместо Звезды Героя получил орден Красного Знамени. Из его побед «вычли» провинность в гостинице.

Лодка также не удостоилась звания гвардейской (только краснознаменной), экипаж не был награжден по заслугам.

На Западе задают вопрос: Бог или дьявол помог Маринеско?

Но ведь не мы напали на Германию, по высшему счету война для нашего народа против фашизма была священной, пронизанной духом справедливости. Поэтому очевидно, рукой Маринеско водил сам Бог, и гибель тысяч фашистов – справедливое возмездие за злодеяния оккупантов.

Трудно объяснить, почему из двухсот сброшенных в ту ночь на подлодку бомб ни одна не попала в цель. И совсем уж невозможно понять: почему жизнь Александра Маринеско после столь великолепной победы в бою внезапно пошла ко дну? За выдающийся подвиг он получил лишь орден – почетную награду, не столь высокую, как звание Героя… Маринеско от обиды стал пить. И вскоре после войны, поругавшись с командиром дивизии, был вызван к наркому Н.Г. Кузнецову для объяснений, да так закусил удила, что потребовал демобилизовать его из армии.

«Что ж, уходи», – ответили ему. Но на этом его злоключения не закончились. Маринеско стал завхозом в ленинградском Институте переливания крови, попал под суд за расхищение социалистической собственности. И из-за чего! У героя обнаружили дома старую железную кровать стоимостью 54 рубля с биркой института. Оформили акт, и в 1948 г. пожилая женщина-судья приговорила подводника к трем годам лишения свободы. Отбывать срок Маринеско выпало на Колыме, в гуще отъявленного сброда, среди уголовников и бывших фашистских прихвостней.

Вот как об этом вспоминал сам Маринеско: «Посадили меня вместе с ворьем и полицаями. Остригли, обрили, обращение как с кодлом. Сразу же обокрали. Повезли на Дальний Восток. Ехали долго. Староста вагона – бывший полицай-каратель родом из Петергофа, здоровый мужик, зверь, настоящий эсэсовец. Вокруг него собрались матерые бандюги. Раздача пищи в их руках. Кормили один раз в день. Бандюгам две миски погуще, остальным полмиски пожиже…»

Отбыв срок, Александр Маринеско на флот не вернулся. Прожив всего около полувека (родился в 1913-м), умер в декабре 1963 г. от рака горла. В последние месяцы питался через трубку, говорить не мог.

В коммунальную квартиру, где в комнатке размером в 10,2 кв. м доживал свои дни Маринеско, проводить выдающегося защитника России пришли больше 100 человек. Похоронили скромно, как и подобает воину. А звание Героя Советского Союза он удостоился посмертно только в 1990-м.

И все-таки, несмотря на трагическую судьбу, рукой Маринеско все же водил Бог. Иначе наша Родина не победила бы в той страшной и священной войне…

Основная часть съемок фильма проходила в Мурманске и городе Полярный. В специальном ангаре построили интерьер, а макет весом в 17 тонн разместили на субмарине «Вологда». Изготовили его плавмастерские Кольской флотилии по эскизам художника, сделанным по чертежам местного музея. Приварили на славу, чтобы лодка и в море выйти могла, и небольшой шторм выдержать, и пушка 1944 г., размещенная на ней, стреляла.

«Все приборы в интерьере подводной лодки были настоящие. Мы их по всему Кольскому полуострову собирали, – рассказывал режиссер картины Василий Чигинский. – Было сделано все возможное и невозможное, чтобы создать абсолютно реальную картину. Тщательно, до мельчайших деталей выверялась одежда героев – форма военных моряков того времени».

«Мы все не просто работали – мы жили этим фильмом!» – заметил продюсер ленты Михаил Калатозов.

Морские сцены снимали в ноябре. Полярная ночь. Световой день – около двух часов. Температура воздуха была минус 25 и ниже. В съемочной группе боялись, что кто-то упадет за борт. Ведь человек в такой холодной воде не выживет больше двух минут. Помогали спасатели, моряки противодиверсионных сил в специальных гидрокостюмах.

Спецэффектами для картины занялась уфимская студия «Муха». В «Первом после Бога» помимо превращения бороздящих акваторию современных судов в миноносцы и эсминцы времен Второй мировой стояла задача создания «трехмерной воды». Балтийское море должно было выглядеть реалистично как на поверхности, так и под водой, чтобы динамика походила на настоящую: пенный след от перископа, буруны от торпед и брызги от идущей лодки, подводные съемки субмарины, пуски торпед, подводные взрывы… Создавать все это средствами компьютерной графики – единственный способ продемонстрировать на экране.

Зрительский интерес к тематике ратной службы подводных рыцарей России, вспыхнувший в связи с трагедией атомохода «Курск», за минувшие годы не угас. Доказательство – успешно прошедший в прокате фильм Владимира Хотиненко «72 метра». К тому же масштабное кино о временах Великой Отечественной после «Звезды» не снимали.

Осень получилась в российском прокате богатой на военные фильмы – вслед за «9 ротой» на экраны выходит «Первый после Бога». И очень здорово, что на российском экране состязаются за зрительские симпатии уже не дешевые западные боевики, а правдивые фильмы о подлинных страницах российской истории и настоящих героях Отечества.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту