search
Топ 10

Первый опыт влияния на жизнь общества Зарубежный опыт в российском исполнении

Современная система образования вооружена большим и разнообразным арсеналом педагогических средств для воспитания гражданина. Особое внимание привлекает программа, которая носит название проект “Гражданин”. Она была разработана в Центре “За гражданское образование” в городе Калабасас штата Калифорния США и впервые опробована в 1992 году, а через три года она становится национальной и широко используется во многих образовательных учреждениях страны. В настоящее время проект “Гражданин” стал частью гражданского образования более чем 30 стран мира, включая в том числе и Россию.
Проект “Гражданин” – образовательная программа, направленная на обучение учащихся разрешению общественных проблем, их активное вовлечение в социальную политику, передачу знаний, умений, ценностей демократического гражданства и стремление к участию в управлении. Проект имеет своей целью научить учащихся успешно взаимодействовать как с правительственными, так и с неправительственными организациями при решении социально значимых проблем местного сообщества. Проект мотивирует и вдохновляет учащихся на защиту своих прав и исполнение обязанностей в процессе исследования общественных проблем. Это позволяет учащимся влиять, создавать и контролировать общественную политику, развивая умения и навыки, необходимые для активных и ответственных граждан. Учащиеся знакомятся с государственной политикой, участвуют в ней, утверждая принципы правового государства и гражданского общества. При этом осваивают важнейшие жизненные навыки критического мышления, дискуссии, сотрудничества, переговоров, принятия решений.
Проект “Гражданин” предназначен в основном для внеклассной работы с детьми среднего возраста, но его можно использовать и в более старшем возрасте. Практически он универсален и вызывает интерес ребят едва ли не любого возраста. Рекомендуемая продолжительность программы шесть недель, но может занимать больше или меньше времени.
Особое внимание следует обратить на место учителя в проектной деятельности. Он здесь выступает обычно в роли консультанта, вдохновителя, но ни в коем случае не руководителя, лидера проекта. Учитель объясняет учащимся процедуру проекта. Помогает организовать обсуждение проблем, возникающих по ходу проектной деятельности. Является одним из источников полезной информации и обеспечивает значимые контакты учащихся с различными организациями. В центре проекта “Гражданин” находятся дети, именно они являются главными организаторами-координаторами программы, которые рождают идеи, претворяют их в жизнь. Участники его принимают важнейшие решения и несут личную ответственность за предпринимаемые действия.
Для того чтобы понять значение проекта “Гражданин”, следует отметить ряд педагогических и политических идей, которые лежат в основе данной образовательной программы. Во-первых, демократические отношения зависят от развития самоуправления, от вовлеченности граждан в общественную жизнь. Важнейшим компонентом демократии является участие граждан в процессе принятия общественно значимых решений. Проект “Гражданин” предоставляет учащимся возможность получить первый опыт создания, влияния и контроля над общественной политикой, приобрести знания, умения и ценности, необходимые для эффективного управления общественной политикой и самоуправления.
Во-вторых, предполагается, что обучение демократическому гражданству лучше всего происходит через вовлечение учащихся в активную общественную деятельность. Поэтому проект “Гражданин” ориентирован на экспериментальное обучение, которое направлено на глубокую мотивацию и вовлечение учащихся в подобного рода деятельность. Местное сообщество становится для учащихся широким полем деятельности, приложением их сил. Именно здесь они получают свой первый и самый важный опыт принятия решений по общественно значимым вопросам.
В-третьих, учащиеся исследуют проблемы местного сообщества. Обсуждают фундаментальные ценности демократического общества и конфликт между ними. Примером может служить общее благо и индивидуальные права, власть большинства и права меньшинств. Знание принципов, ценностей демократии помогает учащимся стать активными и ответственными гражданами.
В-четвертых, проект предоставляет возможность подросткам исследовать свою идентичность через принадлежность к местной общине, найти свое место в жизни. Большинство молодых людей в юности, в период перехода от конкретного мышления к абстрактному, начинают размышлять о сложных противоречивых жизненных проблемах, таких, как добро и зло, справедливость и несправедливость и многие другие. В эти годы молодые люди формируют свое отношение к жизни, приобретают моральные ценности и поэтому в данном возрасте крайне необходим опыт реального гражданского участия, который помогает исследовать собственные представления и их связь с действительностью.
В-пятых, проект помогает учащимся стать полноправными членами местного сообщества, ценным ресурсом гражданского действия, чьи идеи, энергия, воля и стремления приобретают позитивную направленность и с успехом используются при решении общественно важных проблем. Вместо того чтобы готовить учащихся к выполнению ими ряда отдельных социальных ролей, проект “Гражданин” предоставляет отличную возможность ребятам стать полноценными гражданами. Согласно разработчикам проекта участие в образовательной программе не только лучший способ получить знания, умения и ценности демократического гражданства, но и прекрасная возможность вовлечь учащихся в решение общественно значимых проблем при взаимодействии с органами власти и другими организациями. Подобное участие поможет школьникам ощутить свою связь с обществом, принадлежность к нему, почувствовать личный вклад в дело разрешения общественно важных проблем.
Исследования, посвященные оценкам результативности проекта “Гражданин”, показывают успешность образовательной программы. Ключевым компонентом исследования является понятие гражданского развития, включающее в себя индивидуальные знания, умения. Гражданское развитие связано с обучением и воспитанием ответственного взвешенного эффективного участия людей в жизни государства и общества.
Знания в области гражданского образования охватывают понятия, концепции, принципы, механизмы демократического государственного устройства и гражданского общества. Приобретение их и углубление связаны с пониманием демократических процессов и средствами эффективного и ответственного участия в качестве полноправных граждан в этих процессах. Проект “Гражданин” нацелен скорее на передачу гражданских умений и ценностей, но он передает ряд фундаментальных концепций и принципов, которые касаются демократической теории и практики: общественная политика, гражданское общество и неправительственные организации, государственная политика, гражданское участие и другие.
К гражданским умениям обычно относят интеллектуальные умения и навыки участия, которые помогают учащимся эффективно выполнять роль граждан в демократическом государстве. К интеллектуальным умениям относятся такие познавательные способности учащихся, как определение и описание явлений, объяснение и анализ событий и проблем, формирование и оценка позиций по общественным вопросам. Навыки участия – это социальные качества личности, помогающие подросткам успешно взаимодействовать с другими людьми для достижения общих целей, контролировать общественную политику и отклики на нее государственных органов, действовать индивидуально и коллективно, влияя на качество разрешения общественно значимых проблем. Учащиеся, вовлеченные в проектную деятельность, демонстрируют высокий уровень освоения гражданских умений.
Гражданские ценности – это индивидуальные черты характера, которые связаны с правами и обязанностями гражданина в демократическом обществе и помогают при достижении общего блага. Проект направлен на передачу ученикам следующих важнейших гражданских ценностей: интерес к политической и общественной жизни, чувство политической эффективности, когда они могут ощутить свое личное влияние на общественную политику, политическую толерантность, когда они поддерживают и уважают права и свободы тех людей, с позицией которых не согласны. У ребят появляется склонность к участию в гражданской и политической жизни, приверженность и поддержка гражданских прав, таких, как свобода слова, право на объединения, право на проведение публичных мероприятий, право петиции, право на участие в ведении государственных дел и другие, стремление к выполнению гражданских обязанностей, таких, как уплата налогов, соблюдение законов, забота о сохранении исторического и культурного наследия, охрана окружающей среды и другие. Приверженность к конституционализму, когда подростки уважают закон и действуют согласно ему, что поднимает значение Конституции в жизни общества и существенно ограничивает государственную власть. Проект “Гражданин” – образовательная программа, которая создана для учащихся, для их гражданского развития. Он универсален, и есть надежда, что успешное внедрение его в России принесет много пользы для утверждения в нашей стране правового государства и гражданского общества, а также для развития подлинного демократического гражданства.

Юрий АНТЮХОВ,
преподаватель университета
Орел

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте