Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Первый Международный конгресс учителей прошел в Москве

УГ - Москва, №20 от 18 мая 2010. Читать номер
Автор:

Министерство образования и науки РФ решило, что съезд учителей в российский Год учителя лучше провести в Астане. Всероссийское педагогическое собрание, напротив, посчитало, что российские педагоги заслуживают того, чтобы провести в Москве учительский конгресс, что логично в Год учителя. В конгрессе приняла участие не только большая делегация педагогов Москвы, не только делегаты многих российских регионов, но и представители почти тридцати зарубежных стран. Сегодня мы начинаем рассказ о событиях конгресса, предоставляя первое слово председателю ВПС, ректору МГУТУ, доктору экономических наук, профессору Валентине ИВАНОВОЙ.

Год учителя шагает по России! Про важный праздник принято говорить – всенародный. Вот и про этот год можно сказать, что он всенародный, потому что каждый человек в нашей стране был, есть или только еще будет учеником. И каждый встретился или еще встретится со своими учителями.

В рамках Года учителя мы вышли за традиционные рамки съездов и проводим Первый Международный конгресс учителей. Масштабность этого мероприятия объясняется прежде всего тем, что впервые в истории России календарный год посвящен людям, отдающим свои сердца детям, совершающим каждый день подвиг на своем рабочем месте в школе, сеющим доброе-разумное-вечное! Именно со школьной скамьи и учителя начинаются все великие достижения человечества. От учителя зависит нравственность общества, уровень его гражданственности, законопослушности, инициативности.

Мы все знаем, что дан ход национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», направленной на вывод отечественного образования на новый качественный уровень. Всероссийское педагогическое собрание внимательно рассмотрело эту инициативу и дало ей высокую оценку. Вопросы, затронутые в ней, носят комплексный характер, все тесно взаимосвязано и направлено на улучшение учебного процесса, повышение компетентности учителей. Переход на новые образовательные стандарты, развитие системы поддержки талантливых детей, совершенствование учительского корпуса, качественное изменение школьной инфраструктуры, сохранение и укрепление здоровья школьников, расширение школьного самоуправления – все эти вопросы неразрывны и должны решаться не поочередно, а одновременно. «Наша новая школа» правильно наметила вектор решения поставленных проблем.

К сожалению, вместе со строительством «Нашей новой школы» мы вынуждены и оборонять статус учителя, которого некоторые СМИ в погоне за рейтингом стремятся унизить, показать не в самом лучшем ракурсе. В начале года мы резко выступили против телесериала «Школа», порочащего имя учителя, перед которым в начале ХХ века люди снимали шапку, завидев его издалека. Мы проводим целенаправленную политику создания позитивного образа учителя – мастера человеческих душ и сердец, кладезя вековой мудрости, посредника, передающего детям опыт прежних поколений.

В Год учителя наша самая главная задача – повысить статус педагога, показать государству и обществу его значимость. В этой связи Всероссийское педагогическое собрание провело несколько мероприятий и будет в дальнейшем продолжать выражать интересы учителей. В то же время мы заняты решением проблемы привлечения в школу молодых специалистов, окончивших педагогические вузы. На открытии Года учителя 21 января этого года Дмитрий Медведев прямо сказал, что «привлечение в школу молодых специалистов – наш приоритет. Школы должны наполниться энергией молодых».

Также необходимо повысить компьютерную грамотность учителей, работа которых должна соответствовать духу времени. Учитель просто обязан уметь применять информационные технологии в процессе обучения, найти и обработать необходимую информацию. Учитель должен во всем идти впереди учеников, иначе ученики опередят учителя. Прогрессивным учителем считается тот учитель, который учится сам, активно занимается самообразованием, повышает квалификацию, который близок к научной среде. Если ученый может не быть учителем, то учитель всегда должен быть в том числе и ученым. В этой связи повышается роль системы переподготовки учительских кадров, повышения их профессиональной квалификации.

К сожалению, у общества сложилось отношение к педагогу не такое, которое он заслуживает объективно. В общественном сознании это должна быть не усталая, измученная женщина в годах, а инициативный педагог, с энтузиазмом выполняющий свою учительскую миссию, работа которого не ограничивается учебным временем, применяющий индивидуальный подход к каждому ученику. Именно такого учителя видит «Наша новая школа», именно такой образ должен сложиться в обществе. Мы можем наблюдать стереотип, что «педагог всем обязан, но ему не обязан никто». Это неправильный подход, ведь повышение статуса учителя и повышение качества образования тесно связаны. От учителей требуют чуда, а если чудо свершится, никто не удивляется и не видит за этим свершением учителя.

Одной из своих главных задач ВПС видит необходимость популяризации профессии учителя, ее публичной защиты. В условиях, когда есть факты откровенного очернительства педагогов, допускаются уничижительные высказывания об учительстве, важно активно влиять на формирование позитивной общественной оценки педагогической профессии, уважительного отношения к учителям.

В Год учителя ВПС проводит многочисленные акции в поддержку учительства. Всероссийские конкурсы учительских и ученических работ – их значимая органичная составляющая.

За последний год наша организация, сплотившая более 300 000 учителей из 68 регионов Российской Федерации, провела «круглые столы» по обсуждению профилактики наркомании в образовательных учреждениях. Мы подробно обсудили президентскую образовательную инициативу «Наша новая школа», провели «круглый стол» по проблеме сохранения исторической памяти о ветеранах и защитниках нашего Отечества, подробно обсудили «профессиональный кодекс учителя». Наши делегации приняли участие в мероприятиях субъектов Федерации: в Республике Горно-Алтайск, в Кабардино-Балкарской Республике, в Рязанской области, в Башкортостане, в Краснодаре. Мы провели мероприятия в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, учредили и проводим конкурсы «Здоровый школьник – здоровая нация», «Мне в школе хорошо», «Молодой учитель нашей школы», «Учись, учитель», «Учителями славится Россия», учредили медаль «Общественное признание педагогического труда», которой уже награждены видные деятели педагогической общественности, приняли активное участие в проекте «Урок физкультуры XXI века». В нашу практику вошло проведение видеоконференций с одновременным подключением нескольких регионов, что делает работу ВПС более продуктивной.

Все эти наши действия позволили создать открытый обмен информацией, опытом, проблемами, советами многих регионов. Мы смогли учесть и принять во внимание положительный опыт, донести его до других. Отрадно видеть, что мероприятия Всероссийского педагогического собрания становятся и дискуссионными площадками, на которых вырабатываются рациональные решения, которые ложатся в практическую плоскость. Это подчеркивает статус нашей организации как общественной. «Мало знать, надо и применять, мало хотеть, надо и делать» – мне кажется, эта формула напрямую характеризует работу Всероссийского педагогического собрания.

Мы уверены, что Год учителя вернет ему высокий статус в обществе, который он должен занимать по праву! В то же время, несмотря на наши достижения, у нас впереди много работы. И Год учителя – это не завершение, а начало наших четких, целенаправленных действий по совершенствованию российского образования.

Мы находим глубоко символичным, что Год учителя совпал с 65-летием Великой Победы. Нет сомнений в том, что учитель несет ответственность за сохранение памяти о самой страшной войне в истории человечества. Это входит в компетенцию не только учителей истории, но и всего образовательного сообщества. 7 мая прошлого года Президент Российской Федерации в своем видеообращении напрямую затронул проблему сохранения исторической памяти, подчеркнув, что это «наша с вами память»: «К сожалению, есть намеренная фальсификация истории Великой Отечественной войны, с которой нужно бороться, которой нужно противостоять, так как это напрямую касается безопасности России. Когда народ хранит историческую память – историческая память, в свою очередь, хранит народ. Мы не должны забывать об участии наших дедов, прадедов в той войне. Эта память должна передаваться из поколения в поколение. Если мы не будем прилагать усилия, она будет постепенно стираться и даст повод для исторических домыслов, фальсификаций, которые будут подтачивать российскую государственность изнутри. Мы можем констатировать факты ложных трактовок причин, хода и итогов Великой Отечественной войны в образовательном процессе. По статистике, у российской молодежи в настоящее время резко возрастает интерес к истории, но этот процесс должен быть контролируемым и направляемым, иначе в погоне за деньгами и рейтингом авторы будут сознательно приносить историческую достоверность в жертву социальному заказу. Ведь в информационный век побеждает тот, чья история убедительнее, чья история способна привлекать людей». Убедительность истории находится не в красноречии и не в сознании автора. Она напрямую вписана в стержень исторической памяти народа. Если этот стержень исчезнет, мы рискуем попасть в чарующий обман псевдоистории. Учитель не может грешить против правды. Как говорил Иоанн Златоуст: «Свойство учителя не колебаться в том, что сам он говорит», – и это касается всех нас. То, что не истинно, то ложно. В связи с этим Всероссийское педагогическое собрание совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации, Московским государственным университетом имени М.В.Ломоносова, Московским государственным университетом технологий и управления, Санкт-Петербургским институтом информатики и автоматизации РАН, Санкт-Петербургским государственным университетом аэрокосмического приборостроения организовало конкурс для школьников «Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках Отечества». Этот конкурс поистине новаторский. Ребята делали свои работы, используя новейшие информационные технологии, показав хорошие знания, умения и навыки работы с компьютером. Можно сказать, что в конкурсе прошлое встретилось с настоящим. В нем история встретилась с новейшими достижениями современной технологии. Все эти работы лягут в основу виртуального Музея Памяти. Фотографии желтеют, изображение на них теряет четкость, строчки писем с каждым годом становятся неразборчивее, семейные предания могут забыться, кануть в лету. Информационные технологии позволят сохранить историческую память. Конечно, виртуальный музей ни в коем случае никогда не заменит настоящие музейные экспонаты, но он дополняет их, ведь почти в каждой семье есть реликвии, семейные предания, связанные с Великой Отечественной войной. Мы дадим возможность узнать о них другим ребятам.

На этот конкурс были присланы сотни творческих работ учащихся по семи номинациям. Комиссия отобрала наилучшие работы, победители и участники конкурса награждены ценными призами и памятными подарками. Этот конкурс не последний, мы ежегодно будем проводить конкурсы, посвященные Великой Отечественной войне и Великой Победе. Надеюсь, география участников конкурса будет расширяться, так как на Победу работали все регионы, все Республики Советского Союза. Почему бы к этому конкурсу не привлечь школьников стран, которые входили ранее в состав СССР?

Учителя всегда будут способствовать сохранению исторической памяти, напоминать новому поколению об ответственности за хранение и защиту того, что ветераны отвоевали ценой невероятных усилий!


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту